Литература
-
Урок литературы по пьесе А.Вампилова "Старший сын". 10-й класс 2012
Александр Вампилов создал в драматургии собственный художественный мир. Мир добра, милосердия, веры в человека. В пьесе «Старший сын» драматург рассматривает жизненные ситуации, где каждый из героев делает свой выбор. «Я люблю людей, с которыми все может случиться...» Так понять и принять жизнь окружающих его людей мог только А.Вампилов, об этом его пьеса.
-
Урок литературы по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван познакомить учащихся с рассказом, выявить позицию автора в изображении любви, определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь, показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи произведения.
-
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка". 7-й класс 2013
Урок литературы выстроен на основе технологии встречных усилий, сотрудничества. Изучение материала основано на анализе текста с привлечением Библии, словаря Ожегова. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, расширить кругозор учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать художественные способности.
-
Урок литературы по рассказу Б.С. Житкова "Механик Салерно". "Оставаться человеком при любых обстоятельствах" 2010
Методика работы проста: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально. Предлагаю вашему вниманию урок литературы, разработанный и проведённый в рамках технологии критического мышления в 5-м классе. Приведён образец РАФТа – одного из приёмов данной технологии.
-
Урок литературы по рассказу В. Астафьева "Хвостик" 2012
На уроке учащиеся отрабатывают навыки работы с прозаическим текстом, учатся вчитываться в него. Размышляя вместе с автором над нравственной проблематикой произведения, учащиеся делают свой выбор.
-
Урок литературы по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" 2008
Урок формирует умение анализировать текст художественного произведения, воспитывает нравственные качества личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умение найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.
-
Урок литературы по рассказу Валентина Распутина "В тайге над Байкалом". 5-й класс 2014
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Человек и природа». К уроку учащиеся выполняют несколько практических заданий. Свои результаты они должны представить наглядно: в виде рисунков, создания фильма, презентации. Цель урока: привитие чувства гордости и уважения к писателю-земляку В.Г. Распутину; доказательство ценности красоты окружающего мира.
-
Урок литературы по рассказу Г.Бакланова "Непорочное зачатие" 2009
В рассказе Григория Бакланова рассматриваются проблемы материнства, семьи, нравственной деградации общества, жизненных ценностей. Суррогатное материнство – явление проблематичное. Мнение общественности по этому поводу неоднозначно. Одни считают, что суррогатная мать хуже проститутки; другие, например врачи, убеждены, что люди имеют полное право самостоятельно принимать решение об использовании себя в качестве суррогатной матери; церковь же к "детям из пробирки" относится отрицательно. Главная миссия женщины - миссия матери, продолжательницы рода человеческого.
-
Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души" 2008
Текст художественного произведения помогает ребятам задуматься над вечными проблемами добра и зла на земле, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни. Ученик стремится активно работать сам. Эта побудительная сила и обеспечивает развитие личности. Опираясь на уроке на могучее слово писателя, я учу детей слушать и слышать других, понимать чужие страдания, активно отстаивать свою позицию в жизни.
-
Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" "Дорогою добра". 6-й класс 2020
Цели урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях; формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; обучение обобщению прочитанного, услышанного.
-
Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Кусака". 7-й класс 2014
В ходе урока у учащихся формируются навыки и умения литературного анализа и переработки произведения. Урок содержит не только аналитическую беседу по произведению, но и творческую работу учащихся по группам.
-
Урок литературы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" "Самые уязвимые" 2012
Цель урока: обсудить проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним отношения; обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя; развивать умение комплексного анализа художественного образа (в единстве портретной, речевой поведенческой характеристик).
-
Урок литературы по рассказу О.Павлова "Конец века" "Проблемы гуманизма в современной литературе". 11-й класс 2012
Урок анализирует проблему гуманизма в современной литературе, социальные проблемы в современном обществе на примере отношения к бомжам. Развивает умение видеть глубинный смысл произведения, основываясь на символах и ассоциациях, в частности библейских. Воспитывает милосердие. Формирует гражданскую позицию.
-
Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" 2010
Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" рассчитан на учащихся 5–6-х классов. Несмотря на то, что этот текст принадлежит перу одного из самых "трудных" писателей, рассказ является посильным для восприятия учеников и благодатной почвой для воспитания нравственных качеств детей, особенно этого возраста.
-
Урок литературы по роману "Преступление и наказание". "В Петербурге Достоевского" (10-й класс общеобразовательной школы) 2009
Задача урока — обучающимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться сочувствием к страдающим людям, а привести их к пониманию неразрешимости тех проблем, противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, к пониманию, что эта «неразрешимость» зависит не от воли отдельных людей, а от состояния общества.
-
Урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" на тему "Обломов и "обломовщина"" 2011
Данная разработка позволяет показать возможности использования компьютерных, информационных и мультимедийных технологий на уроке литературы при формировании, изучении и углублении понятий, для развития речевых навыков, для повышения интереса учащихся к предмету.
-
Урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" по теме "Причины деградации Обломова". 10-й класс 2012
Урок формирует представления учащихся о причинах деградации главного героя романа, рассматривает внутренние и внешние факторы, которые влияют на становление его характера. Значительное время на уроке уделяется работе со словарем. Урок развивает умение внимательно читать текст, выделять детали описания. Ученики решают кроссворд по роману И.А. Гончарова.
-
Урок литературы по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" на тему: "Дуэль". Анализ эпизода (гл. 24) 2007
Анализ эпизода "Дуэль Базарова и Павла Петровича" обычно не рассматривается на отдельном уроке. Но обращение к этому материалу, на мой взгляд, необходимо. Интерактивный урок позволяет привлечь внимание учащихся к художественным особенностям текста, к различным способам раскрытия характеров персонажей, к особенностям композиции романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Поиск ответов на свои же вопросы, желание поделиться своими маленькими открытиями, серьезная работа с текстом помогают глубже осмыслить идейное содержание произведения, понять авторскую позицию. Учитель на таком уроке выступает в роли координатора, обозначая только главные направления беседы, помогая прийти к самостоятельным выводам.
-
Урок литературы по роману М. Шолохова «Тихий Дон». 11-й класс 2015
Цель урока: осознать неизбежность трагичности судьбы гуманной личности в переломную эпоху, связь этой трагедии с судьбой народа. Роман «Тихий Дон» – сложное, глубокое произведение. От учащихся требуется некое усилие, психологическое и даже физическое, чтобы понять произведение, охватившее огромный жизненный и временной пласт. Для анализа выбраны два ключевых эпизода. В результате учащиеся сформируют позицию по нравственно-философской проблеме.
-
Урок литературы по роману М.Булгакова "Все люди добры" 2012
На уроке учащиеся учатся развивать монологическую речь, уметь делать выводы, работать с текстом. Нравственное воспитание старшеклассников происходит в результате обсуждения взаимоотношений героев. Урок учит добру, красоте, справедливости.
-
Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Работа раскрывает опыт организации исследовательской деятельности школьника в микрогруппах. Учащиеся, получив перспективное домашнее задание, организовали исследовательскую работу в микрогруппах, путем проблемного анализа текста подготовили ответ на вопрос: "Мастер - имя нарицательное?" Урок развивает образное мышление учащихся, воспитывает интерес к творчеству М.Булгакова.
-
Урок литературы по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла») на тему «Печорин как представитель "портрета поколения"». 9-й класс 2015
Урок сочетает классические и инновационные формы работы, на материале произведения формирует духовные ценности, активную жизненную позицию подростков. Цель: научить характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, авторской оценке; помочь увидеть незаурядность характера героя; развивать умение ориентироваться в тексте, умение работать в группе.
-
Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" "Гуманизм Достоевского. Эпилог и его роль в романе". 10-й класс 2012
Как правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романа. В эпилоге Достоевский показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Мы имеем дело с необыкновенным романом, эпилог в нем носит своеобразный характер. Писателю надо было показать, что идея Раскольникова отвергнута бедным людом, во имя которого и замышлялась. Он подчеркивает в эпилоге осознание скорого перелома: чем хуже идут дела в мире, тем необходимей спасение.
-
Урок литературы по роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" по теме "Война и мир в "Тихом Доне" М.А. Шолохова 2010
Попытка систематизировать большое по объему художественное произведение кроме обязательных элементов анализа текста включает в себя использование ИКТ. Наряду с анализом текста, пересказом, викториной, работой по карточкам учитель применяет презентацию, а использование интерактивной доски в работе над созданием логико-смысловой модели по тексту позволяет рационально организовать работу на уроке.
-
Урок литературы по сказкам В.А.Жуковского и А.С.Пушкина в 5-м классе 2006
В статье рассматриваются такие понятия, как "мотив", "нравственный смысл произведения", "антитеза" на примере анализа сказки "Спящая царевна" и "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". Формируется понятие о философских категориях добра и зла, законе единства и борьбы противоположностей, разбираются причины и способы решения жизненных конфликтов.
-
Урок литературы по сказке Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц". 6-й класс 2009
Урок воспитывает в учащихся чувство любви к прекрасному; учит навыкам рассуждения над философскими понятиями: счастье, любовь, дружба; учит чтению в лицах; учит инсценировать эпизоды, играть правильно роль, понять её; продолжит обучение выразительному чтению.
-
Урок литературы по сказке Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" 2003
Урок "Щелкунчик и Мышиный король" может быть проведён в 5-6-х классах как обычный или как урок внеклассного чтения. Необычная обстановка, в которой происходит общение учителя с детьми, способствует повышению интереса не только к содержанию изучаемого произведения, но и к чтению в целом, и к урокам литературы.
-
Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утес" 2008
Тема Кавказа неразрывно связана с лирикой М.Ю.Лермонтова. Но не все дети знают, кто еще из русских классиков был в свое время на Кавказе, почему и как это отразилось на его творчестве. Об этом идет речь на данном уроке. Предлагаемый дополнительный материал (презентации) может быть использован весь или частично на данном уроке, в зависимости от уровня подготовки учащихся и целей, поставленных учителем к данному уроку.
-
Урок литературы по стихотворению Н.Заболоцкого "Журавли": "Спешите делать добрые дела!". 6-й класс 2010
Знакомство и аналитическая работа по стихотворению Николая Заболоцкого "Журавли". Воспитание экологической культуры школьника, нравственных ценностей (любви, доброты, гуманности и т.д.), внимательного отношения к окружающему нас миру. Работа по закреплению навыков анализа поэтического текста; знакомство с новым литературным термином "аллитерация".
-
Урок литературы по творчеству А.Платонова "Я тоже всему свету нужен" 2009
Творчество А. Платонова не всегда понятно школьникам, а тем более в 7-м классе. Учительское чтение текста, направляющие вопросы и использование компьютерной технологии увлекают семиклассников, настраивают их на вдумчивое чтение текста. Работа с карточками позволяет обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. Данный урок - второй из темы "Рассказ А.Платонова "Юшка". На первом ученики познакомились с содержанием, а дома пытались осмыслить его.