Главная проблема изучения поэзии - подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии. Возможность полноценного восприятия определяется:
- знаниями,
- эмоциональной отзывчивостью,
- художественным воображением.
Литература - это учебный предмет и вид искусства. Необходимо дать художественно образные знания. Они обогащают ум и душу.
Одинаковых приёмов преподавания литературы нет. Нужно создать такую обстановку, чтобы у детей возникло желание узнать и понять. Знания добываются учеником. Сообщающие методы не должны заменять другие виды работы.
Нельзя преподавать литературу и без знания читательских интересов. Если мы не изучаем читательские интересы ученика, то преподавание идёт по касательной или в стороне от его читательских интересов.
Лирическая поэзия как жанр.
Никто не может сказать, что такое поэзия. Это внутреннее состояние души.
"Стихи не пишутся, а случаются". (Вознесенский).
"Рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души". (Есенин).
Основные особенности лирической поэзии как жанра.
1. Обращённость поэзии к внутреннему миру человека.
Стихи - это пейзаж души. Через стихи поэт передаёт чувства.
2. Многозначность смысла в лирическом стихотворении.
"Белеет парус одинокий..." (М.Ю. Лермонтов).
Стремление к свободе.
Мятежность души.
Одиночество.
Гармония мироздания.
3. Сжатость, ёмкость, сконцентрированность мысли и чувства.
В точности передать, что чувствуешь, невозможно.
"Мысль изречённая есть ложь".
Наиболее полно передаёт чувства музыка и поэзия.
Поэзия - это постижение в жизни какой-то тайны. И эта тайна выражается с помощью метафоры.
"Жизнь моя иль ты приснилась мне? Словно я весенним утром ранним проскакал на розовом коне". (Есенин).
4. Эмоциональная окрашенность стихотворения.
Без эмоционального отношения автора к тому, что он пишет, поэзии не бывает.
При этом у настоящих поэтов эмоциональная окрашенность не выражается прямо, ибо поэзия - это не проповедь.
Чувства часто бывают скрытыми, сдержанными.
"Я вас любил так искренно, так нежно...".
5. Содержательность формы лирического стихотворения.
Форма - это не что-то к содержанию примыкающее. Это примерно одно и то же.
Форма и содержание слиты воедино.
"Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая". (А.С.Пушкин).
Фонетика стихотворения созвучна образу.
Примечание. Материал для примеров должен быть отобран очень продуманно.
Изучение лирической поэзии состоит из 4 основных видов работы.
1. Знакомство с теоретическими вопросами поэтики.
2. Обзорное рассмотрение отдельных тем и мотивов в творчестве поэта. Стихи должны быть включены в биографический материал.
3. Монографический анализ стихотворения.
Нужно сочетать анализ стихотворения с привлечением других стихотворений поэта. Проводить параллели. Вокруг стихотворения должен создаваться определённый фон.
4. Проблемно-обобщающее освещение творчества.
Подводя итог, желательно показать, что тема не закрылась, а продолжается.
Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С.Пушкина "Анчар").
1. Устно-словесное рисование (свободное выражение мыслей и чувств, не уходя от текста).
2. Кинопрочтение.
- Какие образы вы считаете основными?
- Заметили ли вы деление стихотворения на 2 части: описательную и повествовательную?
- Какое впечатление стремиться вызвать А.С.Пушкин, рисуя "древо яда"? Какими деталями подчёркивает его смертоносную силу?
- Что вам кажется самым тяжёлым и мрачным во 2 части стихотворения? (Покорность раба и смерть его).
- Есть ли между описанием "древа яда" и повествованием о князе внутренняя связь? (В мире природы есть начало насилия, смерти - Анчар. В мире людей - князь. То и другое противоестественны. Но какой образ страшнее?).
3. Представьте, что вам нужно создать фильм по стихотворению. В связи с этим сделайте следующее.
- Обдумайте последовательность движения и смены кадров. Что за чем вы будете показывать?
- Продумайте, в каком плане (общем или крупном) эти кадры будут возникать на экране?
- Какие чувства должны вызвать наиболее важные кадры у зрителей?
- Определите цветовой фон кадров.
4. "Древо яда", владыка, раб.
- Какое общее чувство пронизывает читателя при описании "древа яда" и владыки?
- Какие чувства связаны для вас и для поэта с образами владыки и раба?
- Какие слова-образы выявляют характер взаимоотношений раба и владыки? Что в этих отношениях вам кажется самым драматичным?
5. Стихотворение и жизнь.
- Какое явление в жизни отметил Пушкин?
- Какая мысль-чувство изображена?
Вывод. Пушкин восстаёт против самого принципа насилия человека над человеком ("Но «человека человек" послал на смерть!).
Позиция насилия антигуманна.
6. Стихотворение и современность.
Домашнее задание.
- Напишите небольшое размышление о значимости позиции поэта в наши дни.
Литература.
- Молдавская Н.Д. «Литературное развитие школьников в процессе обучения». М: Педагогика, 1976.
- Никифорова О.И. «Восприятие художественной литературы в старших классах». М: Книга, 1972.
- Сазыкин А.С. Лекции по русской литературе.