Специфика изучения лирической поэзии в старших классах. Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Анчар").

Разделы: Литература


Главная проблема изучения поэзии - подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии. Возможность полноценного восприятия определяется:

  • знаниями,
  • эмоциональной отзывчивостью,
  • художественным воображением.

Литература - это учебный предмет и вид искусства. Необходимо дать художественно образные знания. Они обогащают ум и душу.

Одинаковых приёмов преподавания литературы нет. Нужно создать такую обстановку, чтобы у детей возникло желание узнать и понять. Знания добываются учеником. Сообщающие методы не должны заменять другие виды работы.

Нельзя преподавать литературу и без знания читательских интересов. Если мы не изучаем читательские интересы ученика, то преподавание идёт по касательной или в стороне от его читательских интересов.

Лирическая поэзия как жанр.

Никто не может сказать, что такое поэзия. Это внутреннее состояние души.

"Стихи не пишутся, а случаются". (Вознесенский).

"Рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души". (Есенин).

Основные особенности лирической поэзии как жанра.

1. Обращённость поэзии к внутреннему миру человека.

Стихи - это пейзаж души. Через стихи поэт передаёт чувства.

2. Многозначность смысла в лирическом стихотворении.

"Белеет парус одинокий..." (М.Ю. Лермонтов).

Стремление к свободе.
Мятежность души.
Одиночество.
Гармония мироздания.

3. Сжатость, ёмкость, сконцентрированность мысли и чувства.

В точности передать, что чувствуешь, невозможно.

"Мысль изречённая есть ложь".

Наиболее полно передаёт чувства музыка и поэзия.

Поэзия - это постижение в жизни какой-то тайны. И эта тайна выражается с помощью метафоры.

"Жизнь моя иль ты приснилась мне? Словно я весенним утром ранним проскакал на розовом коне". (Есенин).

4. Эмоциональная окрашенность стихотворения.

Без эмоционального отношения автора к тому, что он пишет, поэзии не бывает.

При этом у настоящих поэтов эмоциональная окрашенность не выражается прямо, ибо поэзия - это не проповедь.

Чувства часто бывают скрытыми, сдержанными.

"Я вас любил так искренно, так нежно...".

5. Содержательность формы лирического стихотворения.

Форма - это не что-то к содержанию примыкающее. Это примерно одно и то же.

Форма и содержание слиты воедино.

"Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая". (А.С.Пушкин).

Фонетика стихотворения созвучна образу.

Примечание. Материал для примеров должен быть отобран очень продуманно.

Изучение лирической поэзии состоит из 4 основных видов работы.

1. Знакомство с теоретическими вопросами поэтики.

2. Обзорное рассмотрение отдельных тем и мотивов в творчестве поэта. Стихи должны быть включены в биографический материал.

3. Монографический анализ стихотворения.

Нужно сочетать анализ стихотворения с привлечением других стихотворений поэта. Проводить параллели. Вокруг стихотворения должен создаваться определённый фон.

4. Проблемно-обобщающее освещение творчества.

Подводя итог, желательно показать, что тема не закрылась, а продолжается.

Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С.Пушкина "Анчар").

1. Устно-словесное рисование (свободное выражение мыслей и чувств, не уходя от текста).

2. Кинопрочтение.

- Какие образы вы считаете основными?

- Заметили ли вы деление стихотворения на 2 части: описательную и повествовательную?

- Какое впечатление стремиться вызвать А.С.Пушкин, рисуя "древо яда"? Какими деталями подчёркивает его смертоносную силу?

- Что вам кажется самым тяжёлым и мрачным во 2 части стихотворения? (Покорность раба и смерть его).

- Есть ли между описанием "древа яда" и повествованием о князе внутренняя связь? (В мире природы есть начало насилия, смерти - Анчар. В мире людей - князь. То и другое противоестественны. Но какой образ страшнее?).

3. Представьте, что вам нужно создать фильм по стихотворению. В связи с этим сделайте следующее.

- Обдумайте последовательность движения и смены кадров. Что за чем вы будете показывать?

- Продумайте, в каком плане (общем или крупном) эти кадры будут возникать на экране?

- Какие чувства должны вызвать наиболее важные кадры у зрителей?

- Определите цветовой фон кадров.

4. "Древо яда", владыка, раб.

- Какое общее чувство пронизывает читателя при описании "древа яда" и владыки?

- Какие чувства связаны для вас и для поэта с образами владыки и раба?

- Какие слова-образы выявляют характер взаимоотношений раба и владыки? Что в этих отношениях вам кажется самым драматичным?

5. Стихотворение и жизнь.

- Какое явление в жизни отметил Пушкин?

- Какая мысль-чувство изображена?

Вывод. Пушкин восстаёт против самого принципа насилия человека над человеком ("Но «человека человек" послал на смерть!).

Позиция насилия антигуманна.

6. Стихотворение и современность.

Домашнее задание.

- Напишите небольшое размышление о значимости позиции поэта в наши дни.

Литература.

  1. Молдавская Н.Д. «Литературное развитие школьников в процессе обучения». М: Педагогика, 1976.
  2. Никифорова О.И. «Восприятие художественной литературы в старших классах». М: Книга, 1972.
  3. Сазыкин А.С. Лекции по русской литературе.