Цель: Создать условия для осмысления рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, понимания тех изменений, которые происходят в судьбе главного героя; способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.
Оборудование:
- тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”;
- раздаточный материал (дифференцированные задания, карточки).
Тип урока: урок-размышление
Эпиграфы:
…до какой ничтожности,
мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так
измениться! Н.В. Гоголь |
Есть люди, которые живут без
всякой цели, проходят в мире, точно былинки в
реке: они не идут, их несёт. Сенека Луций Анней (Младший) |
Самое главное, о чём должен
помнить человек, – это звёздное небо над головой
и нравственный закон в нём. И. Кант |
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся
II. Вступительное слово учителя
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.
Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.
На уроке мы будем анализировать рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: “Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”.
Уточним значение слова деградация. (Учащийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.)
“Деградация”. [фр. degeneration] – постепенное ухудшение, упадок.
Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова: проследить, выяснить, понять. Учащиеся определяют цель урока: проследить путь духовной деградации героя; выяснить, какие изменения произошли с ним на этом пути; понять, почему произошли эти изменения.
Сравните теперь сформулированную вами цель с моей целью урока: проследить путь духовной деградации главного героя рассказа; понять причины превращения доктора Старцева в Ионыча; осознать, что приобрел и что потерял герой рассказа на этом пути.
III. Словарная работа
Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.
Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.
Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.
Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.
IV. Работа по новому материалу
1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение учащегося.)
Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.
2. Приступаем к работе над текстом произведения. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференцированные задания, которые распечатаны на каждого ученика.) Выясним, как построено произведение.
“4” Какова композиция рассказа “Ионыч”?
В каком времени автор ведёт повествование? (I–IV главы написаны в прошедшем времени, V глава – в настоящем времени.)
Такой приём называется ретроспектива.
Вспомните, что такое ретроспектива?
(Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.)
“5” В чём смысл такой композиции?
3. Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева.
1) “4” Выделите временные отрезки, которые ознаменовались для героя важными переменами. (“Прошло больше года”, “Прошло четыре года”, “Прошло ещё несколько лет”.)
2) “5” При помощи какого композиционного приёма передаётся эволюция в душе героя?
4. Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём. Я предлагаю вам выполнить это задание, объединившись в группы.
Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева. (Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.)
1-я группа (1-я глава): “Он шёл пешком… (своих лошадей у него ещё не было)…”, “Пройдя девять вёрст и потом ложась спать, он уже не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошёл бы ещё вёрст двадцать”.
2-я группа (2-я глава): (через год) “ У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”, “Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.
И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: “Ох, не надо бы полнеть!”.
3-я группа (3-я глава): “Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:
– Сколько хлопот, однако!”.
4-я группа (4-я глава): (через 4 года) “Уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками… Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.
5-я группа (5-я глава): (ещё через несколько лет) “Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову… И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот… В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем”.
5. Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя. (Работа проводится в группах.)
Составляется следующий опорный конспект:
1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно” |
2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть” |
3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился |
4 группа (4 глава): спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился” |
5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела” |
Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует. |
6. Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?
7. Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития.
- “4” Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева?
- “5” Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева?
Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”. (В тетрадях составляется опорный конспект.)
(Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.)
8. Как меняется герой на протяжении рассказа?
- “4” Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя?
- “5” Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя?
9. Проследим, по каким направлениям идёт развитие образа доктора Старцева.
Направления, по которым идет развитие образа доктора Старцева:
1) Жизненная карьера.
2) Эволюция вкусов.
3) Роман с Екатериной Ивановной Туркиной.1) “4” Как складывается жизненная карьера Старцева?
“5” Каковы мотивы труда Старцева?2) “4” Как изменяются вкусы героя?
“5” Как характеризуют Старцева приобретённые им “интересы”?
10. Сопоставьте свои наблюдения с первым эпиграфом: “… до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!” (Н.В. Гоголь.)
(Эти слова Н.В. Гоголя, сказанные им в поэме “Мёртвые души” о Плюшкине, можно в полной мере отнести к Старцеву. В финале герой отвратителен. Чехов показывает нравственное убожество, низость своего героя, который растратил все свои лучшие качества. Он утратил свои идеалы, изменил своим привычкам и вкусам и полностью деградировал. Это “мёртвая душа”, которой уже не суждено вернуться к полноценной человеческой жизни. Перед нами безнравственный человек, предмет его поклонения – деньги, вытеснившие живое человеческое чувство, цель жизни – стяжательство.)
11. Как и многие писатели А.П. Чехов испытывает своих героем любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё шанс остаться человеком, пережить бурю чувств и эмоций.
Эпизод несостоявшегося свидания Старцева с Котиком на кладбище является кульминацией всего рассказа, наивысшей точкой напряжения, проверкой героя, неким рубежом.
- “4” Каким увидел мир доктор Старцев, оказавшись на кладбище?
- “5” Каков смысл сцены на кладбище в контексте рассказа?
- “4” Как развивался роман доктора Старцева и Котика?
- “5” Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны?
Какие начала борются в душе Дмитрия Ионыча?
(Романтическое начало и трезвый, уравновешенный взгляд на жизнь, опасения “как бы чего не вышло”.)
Чем завершилась эта борьба?
(Нет борьбы, спокойное существование больше устраивает.)
12. Каков итог духовного развития Дмитрия
Старцева?
13. Что послужило причиной перерождения героя?
14. Исследуем фон, на котором происходит эволюция
героя. Каков фон, на котором происходит эволюция
героя?
15. Вместе с героем познакомимся с семьёй
Туркиных.
- “4” Что представляет из себя семья Туркиных?
- “5”. Почему автор, рассказывая о городе С., подробно описывает жизнь всего одной семьи?
(Автор идёт от частного к общему. Чтобы показать обстановку бездуховности, мещанства, обывательщины, автор, мастерски используя художественные детали, подробно описывает всего лишь одну семью. Но “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции.)
16. Озаглавьте вторую колонку “Город С.” и запишите слова, характеризующие жизнь города С. (Город С.: скука, однообразие жизни, злое невежество, равнодушие, удовлетворённость бездуховным существованием, пошлость.)
17. Как развивались отношения Д.И. Старцева с городскими обывателями?
18. Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)
19. Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? Озаглавьте третью колонку “Ионыч” и запишите эти качества. (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)
20. Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)
Кроссворд
1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)
2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)
3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)
4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)
5. Жители города С. (Обыватели.)
6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром.)
7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)
8. Одно из развлечений Старцева. (Винт.)
9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)
10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень.)
Учащиеся читают ключевое слово конформизм. Учитель даёт толкование лексического значения этого слова.
Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)
21. Сопоставьте ваши наблюдения со вторым эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)
(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)
V. Обобщение
1. В чём состоит идейный смысл рассказа?
(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)
2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?
(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)
Слово учителя
В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.
3. Прокомментируйте слова третьего эпиграфа: “Самое главное, о чём должен помнить человек, – это звёздное небо над головой и нравственный закон в нём”. (И. Кант, немецкий философ).
(В жизни, кроме материальных ценностей, есть ценности иные, о которых не стоит забывать. Гораздо важнее любовь, дружба, семья, дети, высокая цель в жизни. Не стоит замыкаться в себе, надо свою жизнь наполнить духовным содержанием, уметь видеть красоту окружающего мира, радоваться ей, дарить окружающим свет своей души, нести в себе добро. Звёзды – это символ этих ценностей, о которых должен помнить человек и стремиться к ним.)
И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.
VI. Домашнее задание
- “5” Напишите сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”?”
- “4” Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.
VII. Итог урока
VIII.Рефлексия
Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.