I. Организация начала занятия.
1. Организация учащихся.
Для работы на уроке класс удобнее разделить на две команды, сформированные учителем заранее. В жюри приглашаются как учащиеся, так и педагоги.
2. Целеполагание
Формулировка целей, задач урока:
- повторение и систематизация знаний;
- содействие развитию логического мышления и познавательных способностей;
- привитие любви к художественному слову и искусству.
Урок проводится в форме интеллектуального марафона. Интеллектуальный марафон включает в себя 6 номинаций:
- окружение поэта;
- проза;
- поэзия;
- искусство;
- «мысль изреченная»;
- роман «Евгений Онегин».
В каждую номинацию включено по 6 вопросов. Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности. Баллы указаны на номере вопроса.
Команды поочередно бросают кубик с гранями разного цвета, определяя номинацию. Команда – победитель определяется путем большего набора очков.
3. Вступление.
Урок начинается со стихотворения И. Фонякова
Ряды томов «пушкинианы» …
Как много накопилось их!
Одни солидны, как романы,
Другие трепетны, как стих.
Все выясняем, проясняем,
Разыскиваем, узнаем,
И кажется: чем больше знаем,
Тем меньше знаем мы о нем.
Тут даже сетовать напрасно
Закономерность! Но зато
Про нас – так беспощадно ясно,
Как под рентгеном: кто есть кто.
Кто мыслью дорожит, кто сплетней,
Кто не подделен и глубок,
А кто – отличник школы средней,
Все затвердивший назубок.
Кто честолюбием снедаем,
Кто мудр и смел – не на показ…
Все проясняем, проясняем…
Нет! Пушкин проясняет нас!
Вступительное слово учителя.
С творчеством А.С. Пушкина мы знакомимся в самом раннем детстве. Талант Пушкина поражает своей многогранностью. Поэт лирический и гражданский, прозаик и драматург, серьезный исследователь национальной истории, блестящий литературный критик. В каждую из этих областей духовной деятельности он внес неоценимый вклад. И сегодня наш интеллектуальный марафон посвящен А.С. Пушкину.
Представление команд и жюри.
II. Разминка
Участвуют все члены команды. На столе разложены карточки в виде игральных карт «рубашками» вверх. Вопросы с красной линией - повышенной трудности (за них отвечающий получает 2 балла). Участники поочередно выбирают вопросы в соответствии со своими способностями и отвечают на них. На обдумывание дается 20 секунд.
Вопросы первой команде:
- К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? («Капитанская дочка»)
- Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье …»? (Племяннице Осиповой Керн)
- Из какого произведения эти строки: «глаголом жги сердца людей»? («Пророк»)
- Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты? (Петр Гринев. «Капитанская дочка»).
- Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»? (В.Жуковский 1820 г.)
- Из какого металла сделан конь «Медного всадника»? (Из меди).
- Продолжите строки, назовите произведение.
В тот день осенняя погода
Стояла долго на дворе …
(Зимы, зимы ждала природа,
Снег выпал только в январе. «Евгений Онегин»). - Восстановите имя героя, назовите произведение.
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, … явился.
Вожди героя шли за ним.
(Карл. «Полтава»). - За кого вышла замуж Ольга из романа «Евгений Онегин»? (За улана).
- Кем приходились 33 богатыря дядьке Черномору? (Племянниками).
Вопросы второй команде:
- Где происходит действие поэмы «Полтава»? (Под Полтавой).
- Назовите действующих лиц повести «Дубровский» (Дубровский Андрей Гаврилович, Троекуров Кирилл Петрович, Владимир Дубровский, Маша, князь Верейский, Шабашкин, Егорова (нянька), Саша, Архип …).
- Назовите стихотворение, где вторая строка звучит так: «Голубка дряхлая моя!...» («Няня»).
- Где расположен Бахчисарайский фонтан, которому Пушкин посвятил одну из своих поэм (В Бахчисараях).
- Назовите имя Савельича из «Капитанской дочки». (Архип).
- Восстановите имя героя, назовите произведение.
………………. Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит ….. . Его глаза
Сияют. Лих ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза. (Петр I. «Полтава»). - Сколько детей было у Пушкина? (Четверо.)
- Где находится город, названный именем А.С. Пушкина? (В Ленинградской области).
- Кто научил Пушкина читать? (Крепостной слуга Никита Тимофеевич Козлов).
- Сколько сказок написано Пушкиным? (шесть)
ІІІ. Номинации
Команда – победитель получает право первой выбрать номинацию и номер вопроса (на обдумывание дается 30 секунд).
Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности.
ОКРУЖЕНИЕ ПОЭТА
- Назовите имя поэта «пушкинской плеяды», с редкими дарованиями; по выражению В.И. Белинского, в ком соединились много талантов: поэта, музыканта, композитора, философа. (Чаадаев) (60 баллов)
- Кому посвятил А.С. Пушкин прекрасные лирические стихотворения: «Сожженное письмо», «Талисман», «Желание славы», «Ангел», «Ненастный день потух». (Е. Воронцовой). (40 баллов)
- Как связаны жизненные пути Державина, Пушкина и Лермонтова, Пушкина и Гоголя? (Державин присутствовал на лицейском экзамене, Лермонтов написал стихотворение, посвященное А.С.Пушкину «Смерть Поэта», Гоголю Пушкину подарил сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».) (50 баллов)
- Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском, и кому он был обязан своим духовным возрождением? (И.И. Пущин – зимой 1825 г. Дельвиг апрель 1825).(30 баллов)
- О каком поэте писал Пушкин: «Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливую даль?» (Жуковский) (20 баллов)
- К кому Пушкин обращал слова:
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»? (Няня Арина Родионовна) (10 баллов)
ПРОЗА
- Перечислите произведения Пушкина, объединенные вымышленным рассказчиком. (Повести Ивана Петровича Белкина : «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барыня-крестьянка», «Станционный смотритель») (40 б)
- Какие герои каких пушкинских произведений Маша и Владимир? («Метель», «Дубровский») (20 б)
- Кто из героев Пушкина, в каком произведении, когда был не в духе, насвистывал «Гром победы раздавайся». («Дубровский», Кирилл Петрович). (10 б)
- Кто перед венчанием заблудился в поле? («Метель», Владимир) (30 б)
- Какая дата проставлена Пушкиным на последней странице романа «Капитанская дочка»? (19 октября 1836 года, лицейская годовщина). (60 б)
- В каком чине состоял отец М. Мироновой? (Капитан). (50 б)
ПОЭЗИЯ
- Под каким названием поэт впервые поставил свою полную подпись? («Воспоминания о Царском Селе»). (50 б)
- В основе какого стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Н. Карамзиным в V главе I тома «Истории государства Российского»? («Песнь о вещем Олеге»). (60 б)
- Как называется первая поэма Пушкина? («Руслан и Людмила»). (10 б)
- В каком стихотворении встречаются устаревшие слова: «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк»). (20 б)
- В каких произведениях изображен Петр І? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»). (30 б)
- Какое одинаковое название имеет романтическая поэма Пушкина и рассказ Л.Н.Толстого? («Кавказский пленник») (40 б)
РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
- Продолжите строфу и назовите, о ком идет речь. «Они сошлись: волна и камень…» («Стихи и проза, лед и пламень» Ленский и Евгений Онегин). (40 б)
- Что читал Ленский в ночь перед дуэлью? (Шиллера. «При свечке Шиллера открыл».) (60 б)
- Сколько лет длится действие в романе «Евгений Онегин»? (Свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем; полгода Онегин влюблен в Татьяну, но не решается признаться ей в этом). (50 б)
- Сколько лет Пушкин писал роман «Евгений Онегин»? (9 лет; начал 9 марта 1823г, закончил 5 октября 1831 г.) (20 б)
- Молодой дворянин начало 19 века. Умен, благороден, воспитан, образован. («Евгений Онегин»). (30 б)
- Кто назвал роман в стихах «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением? (В.Г.Белинский) (10 б)
ИСКУССТВО
В данной номинации использованы репродукция картины И.Е. Репина «А.С.Пушкин в присутствии Г.Р. Державина читает «Воспоминания в Царском Селе»», портреты Пушкина Кипренского и Тропинина , изображение скульптурного памятника Пушкину в Москве, выполненное скульптором Опекушиным, а также музыкальные фрагменты оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, песня Булата Окуджавы «На фоне музыки снимается семейство».
- Назовите балеты на сюжеты А.С. Пушкина. («Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Барышня - крестьянка», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»). (50 б)
- Кто был многие десятилетия директором Государственного музея – заповедника в Михайловском? (Гейченко) (60 б)
- Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А.С. Пушкина? (Кипренский, Тропинин) (40б)
- Кто является композитором оперы «Евгений Онегин»? (П.И. Чайковский) (10 б)
- Кто из современных поэтов написал песню «На фоне Пушкина снимается семейство» (Булат Окуджава) (30 б)
- Кто является автором скульптурного памятника Пушкину в Москве на Тверском бульваре? (А. Опекунин) (20 б)
«МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ»
Учащиеся, называя номер, получают карточку с заданием, суть которого состоит в том, чтобы восстановить цитату, а также вспомнить, из какого произведения эти слова.
- «Чем меньше женщину мы любим,
Тем (……………………………..)».
(«легче нравимся мы ей» «Евгений Онегин») (50б)
- « (……………..) лучше доброй ссоры».
(«Худой мир». «Капитанская дочка»). (60б) - «Гений и злодейство – (………………..)»
(«две вещи несовместные» «Моцарт и Сальери»). (10б) - «Природой здесь нам суждено
В Европу (…………….)».
(«прорубить окно» «Полтава») (20б) - «Я другому отдана;
(………………)».
(«Я буду век ему верна». «Евгений Онегин») (30б) - «Быть можно дельным человеком
И думать ( ………………………..)»
(«о красоте ногтей». «Евгений Онегин»). (40б)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В качестве домашнего задания команды готовят инсценирование отрывка из любого драматического произведения А.С.Пушкина. Команда – противник должна назвать действующих лиц и определить произведение.
ІV. Подведение итогов
- Слово жюри.
- Награждение победителей.
- Заключительное слово учителя.