Пьеса А.Н. Островского "Снегурочка". Значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века

Разделы: Литература

Ключевые слова: пьеса, «Снегурочка», драматургия, А.Н. Островский, «Весенняя сказка», литературная сказка, берендеи


Цель урока: выяснить значение сказки “Снегурочка” в творчестве Островского и искусстве 19 века.

На доске два высказывания (они же вопросы для обсуждения).

  • “Снегурочка А.Н.Островского принадлежит – говорю это с прискорбием – к категории фантастических пьес, в основу которых положено чудесное и, вместе с тем, совершенно вздорное содержание. В.П.Буренин
  • В “Снегурочке” с большой силой выразилось лирическое начало драматургии Островского. “Снегурочка” в творчестве Островского – несомненная вершина той “лирической”, “авторской” линии. А.И.Журавлева

Информация для учителя. Класс делится на группы, назначаются руководители групп. Они приглашаются учителем на консультацию за неделю до проведения урока, а затем сами консультируют своих товарищей. Ученики самостоятельно читают необходимые тексты, а докладчики (1-2 человека) готовят сообщения. Они получают в помощь список рекомендованной литературы и подборки материалов по теме.

Устные сообщения сопровождаются демонстрацией “наглядных пособий”: это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации, рисунки, планы ответа. В группах выбираются ученики (возможно, художники), ответственные за создание наглядных пособий.

В каждой группе назначаются рецензенты (1-2 человека). Они выслушивают сообщения и составляют отзыв. Приложение 1.

Рецензент первой группы оценивает работу второй, рецензент второй — работу третьей, рецензент третьей — работу первой группы.

После выступления рецензентов руководители групп подводят итоги, высказывают возражения рецензентам, ставят оценки членам своей группы.

Учитель по ходу работы групп задаёт вопросы.

Предварительное задание для всех. Прочитать русскую народную сказку “Снегурочка” и одноименную пьесу А.Н. Островского.

Второе задание (по группам). Группы готовят устные сообщения, сопровождаемые “наглядными пособиями”. Темы для сообщений:

  1. Кто есть кто в царстве Берендея?
  2. Мифологические мотивы в сюжете пьесы.
  3. Значение пьесы в искусстве (для сильных классов).

Ход урока

Вступительное слово учителя;

В течение сегодняшнего урока мы будем работать над расширением сведений о сказке Островского, выяснять значение пьесы в творчестве писателя и искусстве 19 и 20вв. Запишите название темы урока в тетрадь. Обратите внимание на высказывания, написанные на доске. Это слова двух разных людей (В.П. Буренина и А.И. Журавлевой) об одном и том же произведении Островского “Снегурочка”. Как вы могли заметить, мнения критиков разошлись: В.П. Буренин считает “Снегурочку” пьесой с “совершенно вздорным содержанием”, а А.И. Журавлева, напротив, считает “Снегурочку” “вершиной лирической линии” в его творчестве. Творчество любого писателя являет собою непрерывный диалог автора с читателем, и если художник не получает обратного отзыва, значит, он не смог задеть болевых струн в сердце своего собеседника. При подготовке к уроку у вас должно было сложиться собственное мнение по поводу этого произведения. В конце урока мы должны сопоставить оценки. Данные Журавлевой и Бурениным с теми представлениями, которые сложились у вас после изучения пьесы и поэтому основным вопросом нашего урока является вопрос о значении сказки “Снегурочка” в творчестве Островского.

Для ответа на этот вопрос в тетрадь постепенно будут записываться все выводы и обобщения.

Первая учебная ситуация.

В карточке с информацией под №1 даны отрывки из русской народной сказки “Снегурочка” и весенней сказки А.Н. Островского “Снегурочка”. Сейчас мы проведем их сравнение. (Сравниваются отрывки, и делается вывод о сходстве и различии). В тетради заполняется таблица из двух частей:

Народная сказка Пьеса А.Н.Островского
Рождение Снегурочки
   
Смерть Снегурочки

Вывод № 1: “Снегурочка” Островского отличается тем, что его героиня рождена Весной-Красной и Морозом, а в народной сказке слеплена стариками. У Островского Снегурочка тает от искры любви, в народной сказке – перепрыгнув костер, “ослушавшись” родителей. В “Снегурочке” Островского больше действующих лиц; там есть мифологические мотивы и т.д.

Вторая учебная ситуация.

Посмотрите, пожалуйста, в карточку – информатор № 2. Там дается толкование слова берендеи. Но в отличие от реально существовавших его берендеи – не дикие кочевники; они ведут образ жизни, свойственный большинству племён, населявших среднюю полосу славянских земель. И другое объяснение представляется исключительно важным. Не хотел ли автор сказки о Снегурочке внести в свой замысел некий вторичный смысл, оставшийся непонятным для читателей и зрителей? С одной стороны перед нами, действительно, мир “светлого” царства, торжество добра, справедливости. А с другой – нечто кукольное, игрушечное.

Слушается сообщение первой группы. Приложение 2. Группой делается вывод, и все записывают его в тетрадь.

Вывод № 2: Островскому удалось осуществить свою мечту, и на фоне русской старины обозначить волновавшие его социальные и психологические проблемы.

Третья учебная ситуация. Сообщение 2 группы. Приложение 3.

Делается вывод, и записывается его в тетрадь.

Вывод № 3: Сосредоточие колоритных древнеславянских деталей у Островского ведет к несомненной популяризации драмы, а для писателя 19 века это хорошо: его драма благодаря неточностям стала литературной.

Возможно выступление третей группы.

Четвертая учебная ситуация.

Оппоненты готовятся к рецензированию выступления групп по плану. В тетрадях записаны промежуточные выводы. Перечитайте их. Сопоставьте оценки, данные Бурениным и Журавлевой с теми представлениями, которые сложились у вас после изучения пьесы. С кем вы согласны, а с кем нет? Почему? Коротко сформулируйте важнейшие, на ваш взгляд, особенности пьесы. Сделайте запись в тетрадь “Значение пьесы Н.А. Островского в искусстве”.

Итоги урока.

Итоговый вывод: Весенняя сказка имела огромное значение для искусства: Спектакль впервые был поставлен в Малом театре 11 мая 1873 года, Римский-Корсаков написал оперу “Снегурочка”; знаменитый художник Васнецов в 1885 году нарисовал эскизы костюмов к ней. В Палехе мотивы из пьесы используются для росписи шкатулок и других вещей. По пьесе снят художественный фильм.

Домашнее задание: Используя сведения, полученные на уроке и проанализировав таблицу, сформулировать в тетради важнейшие особенности пьесы А.Н. Островского “Снегурочка”. Дополнительно: ответить на вопрос: “Почему свою пьесу А.Н. Островский назвал “весенней сказкой”?”

Список литературы

  1. Афанасьев А.Н.Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М.,1994.
  2. Богданова С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы “Снегурочка”. Литература №1/2000
  3. Бурдакова Т. Кто есть кто в царстве Берендея. Литература №1/2000
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.,2006.
  5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.,1995.