Литература
-
Проектный метод на уроках литературы. Методические рекомендации по подготовке урока–проекта "Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина" 2009
Применение проектно-исследовательского метода обучения имеет ряд преимуществ. Как организовать работу учителя при подготовке проекта: определить цели, временные границы, этапы деятельности, разработать темы - рассматривается на примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
-
Проектный метод обучения на уроках литературы 2010
Проект предназначен для проведения классных часов, нестандартных уроков чувашского языка и литературы и ознакомления с жизнью и творчеством чувашского просветителя И.Я. Яковлева. В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками.
-
Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда" 2005
Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе.
-
Проектный урок по рассказу А.П. Гайдара "Дым в лесу" (по программе "Школа-2100" "Один на один с опасностью" 2009
Задачи проекта: выяснить, знают ли ученики 5–8-х классов произведения А.П. Гайдара; познакомиться с книгами писателя и его биографией; выяснить, какие темы поднимаются в повестях А.П. Гайдара и чему они учат; выявить воспитательное значение рассказа «Дым в лесу»; пропагандировать творчество А.П. Гайдара.
-
Проекты на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности 2021
Проектная технология интересна и востребована современным образованием. Она широко используется педагогами при организации занятий внеурочной деятельности. В то же время многие педагоги задаются вопросом: целесообразно ли применение проектной деятельности на уроке? Этот вопрос уместен, так как организация данного вида деятельности требует наличия достаточного времени, а в условиях урочной системы это сделать проблематично. Русский язык и литература, история и обществознание – плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются проблемой отсутствия читательского интереса среди учащихся, что влечет за собой отсутствие навыков анализа и узкий кругозор. Интересная индивидуальная работа над проектами и работа в группах дает учащимся возможность получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности является поиск способов решения поставленной проблемы.
-
Произведение А.С. Пушкина "Пиковая дама" как философско-психологическая повесть 2011
Урок знакомит учащихся с понятием "философско-психологическая повесть". Попытаться понять психологическое состояние героев, их внутренний мир. Увидеть философские вопросы, затронутые писателем, поразмышлять о них. Продолжить работу по развитию умений: лаконично и точно передавать свои мысли, систематизировать отобранный материал, обобщать, делать выводы.
-
Произведение о чести и бесчестии, которое Вас взволновало (по произведению Вячеслава Дёгтева "Аморальный приказ") 2020
В жизни каждого читателя есть книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Люди сами выбирают, по какой дороге им идти. Есть один небольшой рассказ, который заставляет нас задумываться о многом. Это рассказ Вячеслава Дегтева «Аморальный приказ». Возможно, это произведение станет отправной точкой в понимании мира и себя в нём.
-
Произведения клуба "Сайсарские искры" 2007
Цели: познакомить с работой учащихся "Портфолио"; повысить интерес учащихся к творческой деятельности; развивать творческие способности детей; воспитывать чувство толерантности и уважения к русской и якутской литературе; воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
-
Произведения о родине, природе и себе. Н. Рубцов «Родная деревня» 2015
Цель урока: сформировать представление об образе родины в лирике Н.М. Рубцова, уметь определять ключевые слова в стихотворении, комментировать их; тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности; обучать комплексному анализу стихотворения; учить выразительно читать.
-
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». 5-й класс 2023
Цели урока: познакомиться с творчеством А.Т.Твардовского; совершенствовать навыки анализа художественного текста; совершенствовать навыки выразительного чтения.
-
Произведения современной детской литературы. Тема: "Постановка "вечных" вопросов в современной детской литературе" 2013
Цели занятия: познакомить учащихся с фактами биографии современных писателей (Ю.Вознесенской); нравственной и философской проблематикой произведения; показать пути становления характера главного героя; выявить традиционные в русской литературе жизненные ценности, образы родины, дома, семьи.
-
Произведения, зачерпнувшие истины ("Крохотки" А.И. Солженицына) 2014
В ходе урока ученики участвуют в ролевой игре, в создании фильма-ассоциации. Учащиеся решают проблемные ситуации, раскрывающие жанровую, стилистическую и смысловую специфику произведений А.И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа произведений А.И. Солженицына «Лиственница», «Лихое зелье», «Молния» учащиеся более подробно узнают о творческой манере писателя, об особенностях его мировоззрения.
-
"Прокурор русской жизни" (по творчеству М.Е. Щедрина) 2010
Урок объяснение нового материала по творчеству великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
-
"Проникновение в тайны замысла (по лирике Ф.И. Тютчева)". 6-й класс 2013
На уроке, посвященном пейзажной лирике Ф.И. Тютчева, дается представление, как работает поэт над словом, как ему удается так точно передать свои чувства и мысли. На уроке звучит красивая музыка, стихи, используются следующие методические приемы: комментарии учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического произведения, словарная работа.
-
"Пророк" М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Восприятие, истолкование, оценка 2011
В статье дан сопоставительный анализ стихотворений "Пророк" М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Одна из основных тем творчества Лермонтова и Некрасова – тема поэта и поэзии. Взгляды на назначение поэта, его места в обществе менялись по мере развития в творчестве поэтов реалистических тенденций.
-
Прославление товарищества в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2014
Цель урока: дать характеристику героям; систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; совершенствовать и систематизировать изученный материал; развивать у учащихся умение анализировать произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя.
-
Просто о сложном, или Уроки литературы в 5–7-х классах 2012
Аналитическое чтение художественного текста формирует интерпретационные умения школьника. Усвоенные в 5–7-х классах знания по теории литературы дают основу для глубокого проникновения в произведение и эмоционального восприятия классики. Составление схем и таблиц поможет визуализировать результат. Теория гармонического центра помогает обоснованно говорить о сильных позициях текста, о наиболее важных для понимания произведения фрагментах, о мастерстве писателя.
-
Просторечие в произведениях современной литературы (на примере рассказа Л. Улицкой «Дочь Бухары») 2020
Изучение современных художественных произведений с точки зрения их лингвистических особенностей помогает определить «художественно-речевую логику» отдельных литературных жанров определенной эпохи. Одной из особенностей языка литературы последних десятилетий является активное включение в неё разговорного стиля, а именно просторечий.
-
Пространство и время в лирике А.А. Ахматовой 2012
Рассматривается проблема взаимоотношения личности и государства в творчестве А.А. Ахматовой, сопоставляются исторические события, факты биографии поэтессы и их отражение в ее произведениях.
-
Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Урок помогает создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.
-
Прототипы героев повести А.И.Солженицына «Раковый корпус» 2023
Повесть А.И.Солженицына «Раковый корпус» — о больных онкологического диспансера в среднеазиатском городе (Ташкенте), в том числе ссыльных. О борьбе больных за жизнь, о страхе перед смертью. Автор показывает попытки осмысления жизни и смерти. Общественная обстановка после смерти Сталина, когда страна будто начала обретать сознание после страшной болезни.
-
Профессионализм учителей как фактор эстетического воспитания на уроках литературы 2010
Данная работа показывает, что слово является важнейшим средством воспитания эстетических чувств. Урок литературы в современной школе должен быть уроком высокой нравственности. Эстетика и идеология неразрывно связаны, их общая задача — формировать гармонически развитого человека. Учитель-словесник воспитывает чувство прекрасного, и преподавание литературы становится неотъемлемой частью такого воспитания.
-
Процесс взаимовлияния литературы и фольклора на примере исследования примет в рассказах А.П. Чехова 2006
Исследование примет в произведениях А.П. Чехова является одним из этапов изучения темы "Чехов и народная культура". В наше время одной из важных задач филологической науки признается изучение национального компонента в языке и литературе. Фольклорный материал в виде примет, поверий встречается в рассказах Чехова и выполняет различные функции: в одних случаях фольклорные реминисценции дают толчок для развития сюжета, создают комическую ситуацию ("Не судьба"), в других – помогают создать народно-поэтические образы ("Рано"). В рассказах "Драма на охоте", "Мертвое тело", "На пути", "Именины", "Соседи" Чехов, опираясь на поверья и приметы народно-поэтического календаря, создает картины русской природы, передает нюансы психологического состояния героев.
-
Прочтение Михаила Булгакова 2003
Рассказывается, как школьные учителя подтолкнули автора в течение нескольких лет заниматься анализом творчества известного писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). К каким общим итогам он пришёл в результате этого. Тезисно приводятся выводы оригинального анализа "романа Мастера", являющегося "ключом" к роману-мениппее "Мастер и Маргарита".
-
Прочтение художественного текста в культурно-историческом контексте 2017
Любое художественное литературное произведение как предмет искусства – выработанный веками культурной жизни человечества мощнейший механизм органического воздействия на открывшуюся художественным впечатлениям душу подростка. Учителю при этом достаточно оставаться чутким помощником, проницательно облегчающим неопытному читателю встречу с шедевром.
-
Прошлое, настоящее и будущее на страницах повести А.И. Шеметова "Крик вещей птицы" 2009
Автором работы поставлена перед учащимися цель: найти в повести и понять те проблемы, которые волновали писателя, а в его лице и многих людей, живших в Хакасии в 60-е годы прошлого столетия.
-
Прошлое, настоящее и будущее России в цикле стихотворений А.А. Блока "На поле Куликовом" 2011
Цель урока – краткое знакомство с биографией А.А. Блока; изучение темы Родины в лирике Блока; раскрытие идейного и художественного своеобразия цикла «На поле Куликовом» (соотношение прошлого, настоящего и будущего России).
-
Прощание с Азбукой 2023
Представлен сценарий праздника "Прощание с Азбукой".
-
Прощание с Матерой 2007
Работа над повестью В. Распутина "Прощание с Матерой" в 11-м классе - часть процесса рассмотрения темы "Человек и природа, человек и мир, его окружающий, в русской литературе 70-90-х годов. Главная задача, которая ставится перед учащимися, - проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека, понять абсолютную значимость авторского слова, внимательное отношение к которому окажется ключом к разного рода "открытиям" читателя, увидеть мотивное многообразие произведения и проследить связь между мотивами и их развитие.
-
"Проявление инфантилизма как черты народного характера в ранних рассказах В.М. Шукшина" 2009
Анализ развития общества указывает на тревожное явление, когда у человека наблюдается явное затягивание детства, результатом чего выступает инфантилизация школы и общества. Неуважение к историческому прошлому своей страны открывает путь к гражданскому инфантилизму в подростковой среде. Как нейтрализовать инфантилизм? Работу по преодолению гражданского инфантилизма подрастающих поколений сегодня можно и нужно начинать с усиления приоритетности идей образования.