Пушкинские традиции в творчестве В.С. Высоцкого

Разделы: Литература


Цели урока.

  • Образовательная: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов 20 столетия.
  • Развивающая: развивать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие поэтических миров поэтов разных эпох.
  • Воспитательная: содействовать осмыслению истории, побудить к размышлению о судьбах Родины.

ХОД УРОКА

Эпиграфы к уроку.

У Лукоморья дуб зелёный...

А. С. Пушкин

Лукоморья больше нет…

В. С. Высоцкий

Подготовка к восприятию. Звучит отрывок из песни – антисказки В.С.Высоцкого:

Лукоморья больше нет,
От дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет – так ведь нет:
Выходили из избы
Здоровенные жлобы,
Порубили все дубы на гробы.
Ты уймись, уймись, тоска,
У меня в груди!
Это только присказка,
Сказка – впереди.

1. Слово учителя.

В конце января и в начале февраля есть две даты: это 25 января – день рождения В. С. Высоцкого, одного из лучших поэтов XX века, и 10 февраля (29 января) – день смерти А. С. Пушкина – гения XIX столетия. “Солнце русской поэзии закатилось” в XIX веке, и, может быть, то самое солнце поэзии русской взошло в 20 столетии, ибо годы и расстояния незримыми нитями связали этих двух поэтов.

Вопрос о пушкинских традициях в творчестве любого русского художника слова чрезвычайно важен и злободневен, так как это вопрос долга и совести, ответственности поэта перед всей историей русской литературы. И В.С.Высоцкому был необходим А.С. Пушкин, живой и настоящий, для диалога, разговора с ним о том, как оценить сегодняшний день и то, что ждёт всех в будущем.

В книге “Владимир, или прерванный полёт” М. Влади пишет: “Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, – это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь, и время от времени, перечитываешь, – это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, – это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, – это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы,– это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, – это маска Пушкина.

Твоя последняя роль – Дон Гуан в “Каменном госте”. Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себя всё русское Возрождение. Он – мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно… ты носишь его в себе. Он – твой кумир, в нём соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать”.

2. Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением на тему “Последние роли В. С. Высоцкого”.

Как никто другой, сыграл Высоцкий предка Пушкина, да ещё крестника Петра Великого, в фильме А. Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”. Увлечённый мыслью сыграть “интеллигентного человека в неинтеллигентном мире”, он написал мудрую и грустную песню “Купола”, серьёзные и трагические слова которой, конечно, не прозвучали в этом фильме:

В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.

М. А. Швейцер, режиссёр фильма “Маленькие трагедии”, вспоминает: “ … Мне кажется, что Дон Гуан—Высоцкий – это тот самый Дон Гуан, который и был написан Пушкиным.

Для меня был важен весь комплекс человеческих качеств Высоцкого, которые должны были предстать и выразиться в этом пушкинском образе. И мне казалось, что всё, чем владеет Высоцкий как человек, всё это есть свойства пушкинского Дон Гуана. Он поэт, и он мужчина. Я имею в виду его Высоцкого, бесстрашие и непоколебимость, умение и желание взглянуть опасности в лицо, его огромную, собранную в пружину волю человеческую… Чтобы получить нужную, искомую правду личности, нужен был актёр с личными качествами, соответствующими личным качествам Дон Гуана, каким он мне представлялся. Понимаете, пушкинские герои живут “ бездны мрачной на краю” и находят “неизъяснимы наслажденья” существовать в виду грозящей гибели. Дон Гуан из их числа… То есть для этой роли колебаний никаких не было. Высоцкий был предназначен для неё”.

3. Слово учителя.

Вслед за Пушкиным Высоцкий продолжает поэтический мотив нерукотворного памятника и в 1973 году создаёт свой “Памятник” со своим, дерзким “весь я не умру”:

Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном-
Не пройти ли, по плитам звеня? -
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.

Пушкинский Командор жив и бессмертен, потому что жива в веках поэзия, рождаются новые поэты, сверяющие своё творчество с Пушкиным. Таков В.С. Высоцкий. Перекличку с великим учителем он ведёт и в стихотворении “Слева бесы, справа бесы”, которое мы сравним с произведением А. С. Пушкина “Бесы”.

4. Выразительное чтение стихотворений “Бесы” А. С. Пушкина и “Слева бесы, справа бесы” В. С. Высоцкого учителем или подготовленными учениками.

5. Беседа.

– В чём вы слышите перекличку поэтов? В каких строчках они выражают свои мысли в схожей форме?

– Что волнует лирического героя А.С. Пушкина и В.С.Высоцкого? Зачитайте эти строки.

– Почувствовали ли вы, как оба поэта переживают за благополучие своей страны? Где, в каких словах наиболее остро оба поэта высказывают своё беспокойство за судьбу России?

– Как построены оба стихотворения?

– С кем ведёт диалог пушкинский лирический герой?

– А герой Высоцкого?

– Диалог путника с ямщиком у Пушкина и диалог лирического героя Высоцкого с воображаемым современником несут отпечаток своего времени. Подумайте, почему именно ямщик становится собеседником пушкинского героя и какой мотив, характерный для всего творчества А.С.Пушкина звучит здесь?

– Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам! –

– Нет ли безысходности в этих словах ямщика, символический образ которого является собирательным образом народа?

– “ Что делать нам?” – это вопрос о судьбе России, и как решает его А.С.Пушкин? И почему появляются в его стихотворении бесы, посланники другого мира, которых всегда боялись русские люди?

– Ситуация метели, бурана, русской стихии, хаоса – где, в каких произведениях Пушкина уже встречалась вам и что она обозначала для героев Пушкина?

– Почему вы считаете, что герой Пушкина понимает народную жизнь и сострадает народу?

– Какое чувство вызывают у героя Пушкина бесы, посланные какой-то силой, что стоит над ними?

Заметьте, как у Пушкина раздвигается пространство стихотворения! Неблагополучие жизни доведено до вселенского масштаба. А лирический герой, задавая риторические вопросы самому себе, ищет мучительного выхода из трагедии грозящего хаоса в сострадании.

Стихотворение В.С.Высоцкого тоже отражает время жизни поэта – XX, поэтому оно более приземлено и трагично.

– В чём, по-вашему, главное отличие бесов Пушкина от бесов Высоцкого?

– Да, А.С.Пушкин следует народным преданиям, и это придаёт его произведению сказочный, мифический оттенок. У Высоцкого же бесы – это только метафора. Метели уже нет, похоже, она кончилась, и мы пожинаем её плоды. Перекличка с пушкинской темой звучнее: “Всё пустыми невода”, Только сами бесы уже не сказочные, а современные – “врали” “нары”, “кресла”, “маршрут”, “по этапу поведут”– это XX век, век жестокий и совсем не сказочный.

– Какие же чувства испытывает лирический герой Высоцкого к бесам? На что он решается?

Да, призвав в свидетели пушкинское солнце разума, он словно бросается в бой, который может стать последним: “Со святыми упокой…” Мы видим, что бесы Пушкина, виновники всех бед, – это посланники неба, потусторонней силы, они имеют божественное начало. А бесы Высоцкого созданы самими людьми. Поэт говорит, что мы сами виновники зла на земле. Эпоха романтизма и художественного восприятия мира прошла и настала суровая действительность.

– Как это отразилось в лексике стихотворения Высоцкого?

– Как особенности использования изобразительных средств и ритмический рисунок обоих стихотворений связаны с их содержанием?

6. Учитель обобщает сказанное.

При кажущейся похожести стихотворений они различны по настроению, динамике чувств лирических героев. Несмотря на одинаковый размер (хорей), стихотворения отличаются ритмическим рисунком. Первое – более протяжённое, второе – динамичное, ритмичное, короткое: всего 4 строфы. Музыка стиха Пушкина, его эпитеты (“снег летучий”, “в чистом поле”, “ночь мутна”, “в тьме пустой”…) создают народнопоэтическую картину природы и места действия. Повторы передают ритм размеренного движения (“еду, еду”, “колокольчик дин-дин-дин”), а глаголы придают картине ощущение движения, внезапной остановки, беды. Отсутствие эпитетов в стихотворении Высоцкого создаёт напряжённый, прерывистый ритм, напоминающий прозаическую речь. Чёткие рифмы поэта (бесы – кресел, налей – злей, дали – врали, беда – невода…) жёстко отсчитывают удары, ведь идёт поединок с бесами, невидимый, но жестокий, Метафора “море бед” не названа, но её присутствие ощущается в лексике стихотворения: “пей, дружище, если пьётся, – всё пустыми невода”, “что искать нам в жизни этой, править к пристани какой?”. Стихотворение Высоцкого по форме – диалог, но собеседник не назван и молчалив. Он не отвечает на вопросы героя, потому что полностью согласен с ним. Его молчаливое присутствие ощущается в глаголах повелительного наклонения (“налей”, “пей”) и в обращении “дружище”. Трагический накал в душе героя подчёркнут риторическими вопросами. По содержанию это исповедь с глубоким философским подтекстом. Если “Бесы” – “одно из самых тревожных и напряжённых стихотворений у Пушкина” (Ю.Лотман), то “Слева бесы, справа бесы” – одно из самых трагических у В.С.Высоцкого. А.С. Пушкин поставил в “ Бесах” драматический вопрос о судьбе России. В.С.Высоцкий по-своему пытался найти пути решения этого непростого вопроса.

7. Домашнее задание.

Считаете ли вы, что эпиграфы к уроку отражают суть проблемы? Если да, то дома порассуждайте о том, какие черты поэзии А.С.Пушкина нашли отражение в творчестве В.С.Высоцкого (можно на примере других произведений : “Памятник”, “Песня о вещем Олеге” Пушкина и Высоцкого, “Пророк” Пушкина и “О фатальных датах и цифрах” Высоцкого…) или составьте литературную композицию “Пушкин и Высоцкий”, приготовьтесь её исполнить выразительно.

Список использованной литературы

  1. И. Л. Альми Статьи о поэзии и прозе. Три воплощения темы хаоса в русской лирике 30 -х гг. XIX века. Владимир 1999.
  2. В. С.Высоцкий. Сочинения т. 2 АОЗТ “Технэкс – Россия” Санкт-Петербург, 1993.
  3. Вл. Новиков. Писатель В. Высоцкий. М . 1991.
  4. А.С. Пушкин. Избранные сочинения. Т. 2 М. 1980.

Приложение

Презентация