Работа в группах как эффективный способ освоения материала на уроках литературы

Разделы: Литература


На примере урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева предлагаю рассмотреть один из способов эффективной работы на уроках литературы – работы в группах. С моей точки зрения, групповая работа на уроках позволяет развивать творческий потенциал учащихся, а это, несомненно, повышает качество образования. В процессе групповых исследований появляется у детей мотивация к самостоятельному добыванию материала, его обработке, обмену полученной информацией. Работа в группах даёт возможность не перегружать учащихся заданиями, учит быстро мыслить и делать краткие, но точные выводы.

Преимущества работы в группах:

  • формирует навыки общения, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, которое необходимо для развития личности;
  • учит обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
  • не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок – исследование (групповая работа учащихся).

Цели урока:

  • Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева.
  • Учить анализировать произведения малого жанра.
  • Совершенствовать речевые умения путём пересказа текста, подготовки сообщений.
  • Развивать умения высказывать свои мысли связно и логично.
  • Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Оборудование: смарт-доска, портрет Тургенева И.С., тексты, компьютерная презентация

Урок – исследование ориентируется на групповую работу учащихся. Каждая микро-группа (3-4 человека) получает задание для совместного исследования.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

(Звучит музыка романса на стихи Тургенева “Утро туманное, утро седое…”)

На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе.

“Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, – и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”. (1882 г.)

II. Исследовательская работа групп.

Сообщение группы исследователей-литераторов

(Что такое “стихотворения в прозе”?)

"Стихотворения в прозе" Тургенева – новаторский жанр, “пограничный” между стихами и прозой и соединивший их.

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя. "Стихотворения в прозе" — последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием “Стихотворения в прозе”. Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека.

 (Идейно- художественные особенности жанра “стихотворения в прозе”)

Цикл состоит из 50 произведений, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы.

Сообщение группы исследователей - биографов

(Когда И.С. Тургенев начал писать стихотворения в прозе?)

И.С. Тургенев писал “Стихотворения в прозе” в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале .Сам он называл их “…нечто вроде того, что художники называют эскизами , этюдами с натуры, которыми они потом пользуются , когда пишут большую картину”. Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

Сообщение группы исследователей- литераторов

(Как Тургенев работал над созданием цикла “Стихотворения в прозе”?)

Тургенев рассматривал “Стихотворения в прозе” как цикл, объединённый общей тональностью. Он беспокоился не только о составе цикла, но и об общем заглавии. В одной из тетрадей на полях черновика указано: “Стихотворения без рифм и размера”. Затем Тургенев называет их “Сорок стихотворений в прозе”, потом 40 исправляет на 50. Потом появляется латинское название “Senilia”, а затем еще раз вариант “50 стихотворений в прозе”. Они стали популярны, их не раз пытались “переделать” в стихи или положить на музыку, создавались музыкальные сопровождения для мелодекламации, так популярной в начале ХХ века.

Сообщения групп исследователей- критиков

3-8 группы: исследователи-критики

(анализируют стихотворения в прозе по темам и плану)

План анализа стихотворения в прозе:

  1. Название.
  2. Тема.
  3. Основная мысль.
  4. Авторское отношение.
  5. Художественные средства.

3 группа

Тема нравственного подвига (“Порог”, “Чернорабочий и белоручка”).

4 группа

Размышления о судьбе русского крестьянина. Противопоставляя народ и господ, писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека (“Деревня”, “Щи”, “Маша”, “Два богача”).

5 группа

Вера в великое будущее русского народа (“Русский язык”), хотя писатель далек от идеализации народной жизни (“Сфинкс”).

6 группа

Фантастические образы и видения, причем Тургенев постоянно подчеркивает свое скептическое отношение к потустороннему (“Монах”, “Молитва”).

7 группа

Психологические наброски человеческих характеров (“Близнецы”, “Враг и друг”, “Эгоист”)

8 группа

Тема всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни (“Воробей”, “Камень”, “Мы еще повоюем”)

III. Заключение

Сообщение исследователей-биографов

Значение “Стихотворений в прозе”

Именно в стихотворениях в  прозе  возможно передать столько лирических переживаний.

Лаконизм и свобода в выборе художественных средств позволяют писателю запечатлеть то, что невозможно отобразить в масштабном эпическом произведении. (Тургеневу хотелось сказать о многом в доступной форме.)

Исследователи творчества И.С.Тургенева объясняют это явление в русской литературе XIX века развитием взаимодействия родов и видов. Художественный опыт обобщался "сплавом поэзии и прозы".

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” (И.С.Тургенев)

Презентация