Цели урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И. Лажечникова и его произведениями, проследить связь писателя с родным городом.
- Обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, совершенствование навыка выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли.
- Развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
- Воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Методы:
- Словесный.
- Частично-поисковый.
- Практический.
- Информационный.
Оборудование: доска, портрет, изображение улицы имени И.И. Лажечникова, карточки с заданиями, тексты произведения «Новобранец 1812 года», рисунки учащихся, листы с оценкой результатов работы.
Оформление доски: портрет И.И. Лажечникова, эпиграф, рисунки учащихся, фотография дома-музея И.И. Лажечникова.
Структура урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Сообщения учащихся.
3. Беседа по тексту.
4. Групповая работа.
5. Подведение итогов работы в группах.
6. Заключительное слово учителя.
7. Домашнее задание.
8. Подведение итогов работы на уроке.
План урока
1. Мобилизующее начало.
2. Организационный момент.
3. Сообщение о теме и цели урока.
4. Опережающее задание: прочитать главы «Памятных записок», связанных с воспоминаниями автора о Коломне», сделать иллюстрации к прочитанным эпизодам.
Класс разделен на три группы.
У каждого ученика имеется
1. Лист с оценкой результатов работы:
«Сегодня на уроке:
- Мне было интересно, неинтересно.
- Я узнал________, я не узнал ничего нового.
- Я работал активно, неактивно, не работал.
- Я работал как обычно, лучше, чем обычно, хуже, чем обычно.
- Я ставлю себе за урок оценку_______.»
2. Тексты рассказов.
3. Вопросы для групповой работы.
ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Коломна – старинный русский город с многовековой историей. С Коломной связаны имена Дмитрия Донского, Ивана Грозного. В этом городе родился и вырос известный писатель-романист Иван Иванович Лажечников. Имя его не забыто. Одна из улиц Старой Коломны названа в честь писателя; библиотека, которой более ста лет, тоже носят его имя. Но на сколько глубоко и полно осознано творчество писателя?
Мы сегодня совершим путешествие в Коломну 19 века и пройдем с экскурсией по памятным местам, которые связаны с писателем И.И. Лажечниковым. (см. Приложение 1)
2. Сообщение ученика
Иван Иванович Лажечников родился в 1790 году в семье известного коломенского купца, торговавшего хлебом и солью. Недалеко от их дома в Запрудах находилась церковь Бориса и Глеба. В этом храме и крестили 23 сентября 1790 года младенца Ваню Лажечникова.
В начале 19 века семья Лажечниковых переехала в новый двухэтажный кирпичный дом, который был напротив кремля на главной Астраханской улице (ныне – улица Октябрьской революции, дом 192 а). Здесь прошли юношеские годы будущего писателя. Из этого дома, преисполненный патриотическими чувствами, осенним вечером 1812 года Иван Лажечников тайно от родителей бежал в Москву и вступил в ополчение.
К 1819 году относится знакомство Лажечникова с А.С. Пушкиным. Ивану Ивановичу пришлось выступить в роли посредника в конфликте юного Пушкина с майором Денисевичем и предотвратить дуэль. Свои воспоминания о Пушкине Лажечников напечатал в 1856 году в журнале «Русский вестник» под названием «Знакомство мое с Пушкиным».
3. Слово учителя
Во многих произведениях Лажечников обращается к Коломне. Здесь воспитывался главный герой «Последнего Новика». Упоминается Коломна и в «Ледяном доме», и в «Басурмане». Живой образ героя возникает в повести «Черненькие, беленькие, серенькие», и в автобиографическом произведении – «Новобранец 1812 года», с которым нам предстоит познакомиться на этом уроке.
4. Работа над текстом
1. Что означает дата 1812 год?
2. Где находился в это время И.И. Лажечников?
3. Как воспринял И. Лажечников войну 1812 года?
«Сердце мое радостно билось при одной мысли, что я скоро опояшусь мечом и крупно поговорю с неприятелем за обиды моему Отечеству…»
4. Что пишет Лажечников о готовности русских людей защищать Родину?
«Русский, истекая кровью, но готовый лучше умереть, чем покориться, сильный еще силою крестного знамения, любви и преданности к государю и к Отечеству, шел отстаивать святые сорок сороков матушки белокаменной, пока не положит в виду ее костей своих : мертвые бо срама не имут».
5. Расскажите, каким образом И.И. Лажечников, узнав, что Москва занята неприятелем, оказался в Коломне?
6. Какие воспоминания овладели писателем, когда он приехал в Коломну?
«Это моя Родина. Горжусь ею, потому что в ней родился один из знаменитейших духовных сановников и проповедников нашего времени Филарет. Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в голове моей, когда мы въехали в Запрудье! …»
7. Почему И.И. Лажечников считает Коломну своей Родиной?
8. Какую клятву в Коломне он дал себе и как ее выполнил?
«Здесь я стал вновь проситься у родителей моих позволить идти на военную службу и получил опять тот же отказ. Тогда я себе дал клятву исполнить мое намерение во что бы то ни стало, бежать из дому родительского и, как я не имел служебного свидетельства, идти хоть в солдаты…».
9. Найдите описание дома и сравните с фотографией этого дома, где жил И.Лажечников. Что изменилось с годами?
10. Как вы понимаете слова И.И. Лажечникова, записанные в письме:
«Русские солдаты, русский стан были для нас отрадными явлениями?
11. Почему И.И. Лажечников так стремился принять участие в освобождении Москвы, и какой он нашел её после бегства Наполеона?
12. Вспомните, какие произведения написал И.Лажечников?
13. Какое из них было воспроизведено в январе 2008 года в городе Коломне?
5. Групповая работа с текстом
Вопросы для групп:
ПЕРВАЯ ГРУППА исследует особенности языка повествования произведения.
Сделайте вывод, нужны ли «Памятные записки» современному читателю? В чем их языковая ценность? Для этого ответьте на вопросы:
1. В каких словах раскрывается неповторимая мелодия русской речи?
2. Как проявляется динамичность повествования?
ВТОРАЯ ГРУППА сделает вывод о том, какой герой нужен современному читателю? Для этого ответьте на вопросы:
1. Какими нравственными качествами привлекает нас главный герой?
2. Как вы понимаете название «Памятных записок».
ТРЕТЬЯ ГРУППА определяет актуальность темы, затронутой автором в произведении. Какова идея автора? Для этого ответьте на вопросы:
1. Какие проблемы, жизненно важные вопросы поставил автор в «Памятных записках»?
2. В чем вы видите актуальность темы?
Слово учителя
Иван Лажечников был человеком веселого нрава, с хорошим чувством юмора; в течение всей своей жизни он собирал «потехи», которые по сей день хранятся в виде неизданной рукописи в ИРЛИ («Пушкинский дом»).
Это богатое литературное наследие, этот культурный капитал находится в недрах библиотек и архивов.
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание
Мини-сочинение: «Мое знакомство с писателем И. И. Лажечниковым»