Ход урока
1 этап.
Сегодня на уроке мы начинаем разговор о литературе 19 века, прославившей и Россию, и русских писателей на весь мир.
- Как вы думаете, кто из русских писателей является олицетворением русской литературы, фигурой первой величины в ней?
Я не удивляюсь, что вы перечислили сейчас много фамилий. Но чаще всего звучала одна: А.С. Пушкин. В.А. Жуковский назвал его "Солнце русской поэзии". Почему? Ответить на этот вопрос мы и попытаемся на наших уроках, посвящённых творчеству великого русского поэта. Но вначале повторим материал предыдущих занятий.
2 этап.
- Изучением какого произведения мы закончили разговор о литературе 18 века? (Д.И. Фонвизин, "Недоросль").
- Какие важные проблемы в нём подняты? (Проблема воспитания и образования, сатира на дворянство).
- Чьи идеалы выражают положительные персонажи комедии? В чём эти идеалы состоят? (Положительные персонажи высказывают антикрепостнические идеи, выступают против духовного и телесного рабства, говорят о необходимости образования, о воспитании людей, которые будут стремиться служить Отечеству).
- Почему же проблема образования и воспитания имела общественное значение в конце 18 - начале 19 веков? (Необходимо было подготовить образованных государственных деятелей, способных воплотить просветительские идеалы в жизнь).
Комедия Д. Фонвизина показала, что необходимы такие учебные заведения, которые выпускали бы не просто образованных людей, а государственных деятелей нового типа. И в начале 19 века, встав на путь реформ, Государь Александр I в 1811 году открывает Царскосельский Лицей, в котором посчастливилось учиться и А.С. Пушкину.
3 этап.
Как вы думаете, что оказывает решающее влияние на формирование личности человека? (Семья).
Дома вы прочитали отрывок из замечательного романа Ю. Тынянова "Пушкин". Какие слова там сказаны о семье поэта? Почему? (Ответ учеников).
Детство не было очень счастливым, но ":была Арина и был Лицей". Сегодня на уроке мы и посмотрим, что значил Лицей В жизни великого поэта. Запишем тему нашего урока: "Пушкин и Лицей". А главный вопрос урока: "Как повлиял Лицей на формирование личности А.С. Пушкина?"
Для ответа на этот вопрос мы с вами поработаем в группах над заполнением информационного буклета "Пушкин и Лицей".
Обращаю ваше внимание на то, что на личность человека оказывает влияние и время, историческая эпоха, в которой он живёт. Поможет вам проникнуть в мир общественных настроений начала 19 века историческая справка, дающая представление о главных событиях, которые тогда происходили в стране.
4 этап.
Итак, кого же вспоминают чаще всего выпускники любого учебного заведения, когда его окончат? (Друзья, педагоги).
Первая группа должна будет заполнить первую страницу буклета "Педагоги", используя предложенный раздаточный материал (Приложение 1). Рассказывая об учителях поэта, расскажите о тех их чертах, которые, на ваш взгляд, повлияли на формирование личности А.С. Пушкина.
Вторая группа должна будет представить в буклете информацию о лицейских друзьях поэта (Приложение 2).
Третья группа, используя предложенные в раздаточном материале отрывки из воспоминаний, высказывания о Лицее его выпускников, должна будет заполнить страничку "Идеалы", в которой вы должны будете раскрыть жизненные идеалы, которые сформировал у поэта Лицей (Приложение 3).
Четвёртая группа, используя материал учебника, должна доказать, что Пушкин и его однокашники навсегда остались верны лицейской дружбе (Приложение 4). На работу даётся 15 минут.
5 этап.
Ответы учеников.
6 этап.
Обобщая материал буклета, попробуем ответить на главный вопрос урока. Каждая группа должна продолжить предложение: "Мы считаем, что Лицей оказал решающее влияние на формирование личности А.С. Пушкина и заменил поэту семью, потому что:". На работу 5 минут. (Ответы учеников).
7 этап.
Как уже говорили ребята четвёртой группы, доказательством того, что Лицей был дорог и Пушкину, и его друзьям-лицеистам служат те факты, что, например, В. Кюхельбекер даже в тюрьме 10 лет отмечал годовщину Лицея, а А.С. Пушкин ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея, создавал стихотворение, посвященное Лицею и лицейским друзьям.
Некоторые из них предложены вашему вниманию. Завершая работу над буклетом, каждая группа должна выбрать тот стихотворный отрывок, который, как ей кажется, может стать эпиграфом нашего урока, и завершить наш буклет. На работу 4 минуты.
(Обсуждение ответов ребят).
8 этап.
Лицей дал А.С. Пушкину то чувство внутренней свободы, которое и сделало его великим поэтом. Хотелось бы, чтобы и наша школа оставила в вашей душе такую же неизгладимую память, как Лицей в душе своих выпускников.
9 этап.
Домашнее задание: индивидуальное задание, доклад "П. Я. Чаадаев", техническое оформление буклета.