Цели урока:
- Общие:
- стимулировать деятельность учащихся на самостоятельное решение проблемы подростковой агрессии, поднятой в литературных произведениях: В. Распутин «Уроки французского», А.П. Платонов «Юшка», В. Железников «Чучело», Л.Н. Толстой «Детство» (гл. «Ивины»), Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» (история Илюшеньки);
- выработать навыки реализации и защиты различных типов проектов.
- Частные:
- создать проект «Свода правил по антиагрессивному поведению» по итогам исследовательской работы;
- совместная разработка памятки «Если во мне накопился гнев…» на основе «Свода правил» и подборки психологических тренингов.
Структура урока:
- Фаза: «Вызов интереса».
- Фаза: «Осмысление» через проектный подход – представление деятельности командных и индивидуальных проектов.
- Фаза: «Вывод».
Оформление урока:
- мультимедийный проектор,
- ковер и подушечки под голову для релаксационного упражнения,
- стенд с графиками уровней агрессии и самооценки учащихся класса, подготовленный школьным психологом,
- поделки из пластилина или рисунки учащихся с изображением агрессии.
Ход урока
I. Фаза урока: «Вызов интереса»
1. Инсценировка Стихотворения С. Михалкова «Бараны».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
– Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути.
Черный брат ответил:
– Ме, ты в своем ли, брат уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
– Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
– Ребята, почему таким печальным оказался исход истории, изложенной в стихотворении С.Михалкова? (Потому что никто не хотел уступать.)
– Вспомните, какие качества приписывал народ этому животному? (Баран всегда считался олицетворением глупости, тупого упрямства.)
– Всевышний дал этому животному рога как признак проявления агрессии. Человеку Он не дал ни рогов, ни клыков, ни когтей, ни иголок, по-видимому, по поводу человека у него были другие планы.
– А как получается в жизни?
2. Постановка целей и задач урока:
Давайте сегодня разберемся в причинах подростковой агрессии и попробуем спроектировать пути выхода из нее. А поскольку любой проект, будь то проект здания, моста, должен иметь практический результат, применимый в жизни, нам предстоит:
- оценить исследовательско-поисковую работу по литературным произведениям групп по данной проблеме;
- сообща создать проект «Свода правил по антиагрессивному поведению»;
- защитить творческие проекты путей выхода из агрессии как групповые, так и индивидуальные:
- проект группы дизайнеров по созданию антиагрессивного интерьера нашей аудитории;
- речеведческий проект группы оформителей, создавшей плакаты-эпиграфы к нашему занятию:
– За каждое ругательство – один вырванный волосок, смотри – не облысей!
– Толкнул одноклассника – расталкивай свою совесть!
– Помни: девчонка тоже человек!
– Улыбка, а не кулак – отражение души человека!
– Злись, злись, да смотри не лопни от злости!
– Помни: держать руку в кармане легче, чем заносить над товарищем!
– Твой сверстник не боксерская груша! - проект сигнально-дорожных знаков, разработанный Ефимовым Ваней;
- проведем соревнование проектов пейджиков, отображающих символы антиагресии.
- нам предстоит познакомиться с психологическими тренингами, которые помогут снять напряжение, гнев, повысить самооценку неуверенным в себе ребятам.
3. Психологический тренинг, релаксационное упражнение для снятия напряжения в мышцах:
Прежде чем начнем наш разговор, мы с вами проведем психологический тренинг, снимем отрицательное напряжение, накопившееся в нас за неделю. (См. памятку)
Упражнение выполняется лежа на полу под релаксационную мелодию, можно в сопровождении со сменяющимися на экране изображениями природы.
- «В грозу черепашки»,
- «Апельсин»,
- «Морская звезда».
4. Выступление школьного психолога. Знакомство с уровнем агрессии в классе (См. графики).
– Очень жаль, что разговор на эту тему сегодня является для нас актуальным. Мы не будем выдавать неприятных последствий интолерантных отношений в коллективе, мы лучше познакомимся с общей картиной агрессивности в классе. Слово предоставляется психологу.
Как видим, физическая, грубая агрессия у нас не преобладает, зато мы очень подозрительны и раздражительны.
II. Фаза урока: «Осмысление»
1. Работа с понятием «агрессия»на лексическом уровне:
– Ребята, как вы понимаете смысл слова «агрессия»?
– А вот как это понятие толкуется в психологическом словаре (См. папку):
Агрессия – лат. Aggression –«нападение, приступ» - это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам.
2. Защита работы поисково-исследовательских групп по литературным произведениям и их предложения путей выхода из агрессивной ситуации.
– Части ребят предстояло исследовать ситуации жестокого обращения подростков со сверстниками и не только со сверстниками, изображенных в ряде литературных произведений, составить дневники наблюдений, а затем предложить путь выхода из сложившейся ситуации.
Дневник наблюдений:
По отношению к кому и как проявляется агрессия подростков? | Реакция жертвы | Причины агрессивного поведения подростков | Конечный результат агрессивного поведения | Наши предложения путей выхода из агрессии |
а) «Уроки французского» В. Распутин:
- инсценировка сцены драки,
- слово группе, защита дневника наблюдений.
Агрессия проявляется по отношению к главному герою-рассказчику. Он был подвержен избиению мальчишками на пустыре за выигрыши и отказ играть дальше. | Он испытывает физическую боль, обиду. | 1. Нежелание прощать превосходство. 2. Действовал закон «джунглей»: кто сильней, тот и прав. Ребята привыкли, что большую часть кассы всегда брал лидер Вадик, т.к он самый сильный и наглый, к тому же он был старше остальных. Цитата: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырвется вперед? Не жди тогда пощады». 3. Отсутствие других забав и интересов, кроме азартных игр на деньги. Если бы они играли в другие игры, они, пожалуй, сплотились бы. |
Герой больше не стал играть на деньги, он понимал, что иначе бы его выгнали из школы или мальчишки искалечили бы. | 1. Необходимо избегать ситуаций, провоцирующих агрессию. 2. Нужно увлечь себя достойным занятием, ставить перед собой высокие цели. |
3. Демонстрация высказывания Д.С. Лихачева о цели жизни.
б) «Юшка» А.П. Платонов.
– Не менее жестокие забавы мы наблюдаем у ребят из рассказа «Юшка». И это тем печальнее, что жертвой оказался больной юродивый человек.
Защита дневника наблюдений:
Люди очень плохо относились к Юшке: все время обзывали его, били. Дети преследовали его, дразня и закидывая камнями. Хозяйская дочь говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?..У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали» |
Юшка не обращал внимания на то, что его били и обзывали, то есть никак не реагировал на агрессию. Цитата: «Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им: «Чего вы, родные мои, чего вы, миленькие!.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. Дети не слышали и не понимали его». |
1. Людям некуда было девать свой гнев, скопившийся от тяжелой жизни, они выплескивали свою злость на беззащитном существе. 2. Дети тоже были заражены этим, они не представляли других забав, которые так веселили бы их. |
В конце концов, Юшку убили: несдержанный мужик толкнул его сгоряча, и Юшки не стало. | 1. Необходимо понимать другого человека, т.е. относиться к нему с эмпатией (состраданием), а не вымещать зло на другом. 2. Нужно найти себе не жестокие забавы. |
4. Психологический тренинг. Способы избавления от агрессии.
– Что же делать, если все же накопился гнев? Психологи предлагают снять его следующим образом:
- расправа с изображением агрессии. Уничтожьте изображение агрессии, которое вы представили сегодня в лепке, вдавив фигурку в картон, или в рисунке, разорвав его в клочья;
- открытие сенсорных каналов: на листочке запишите определения своего гнева по форме, по цвету, запаху, вкусу, если можешь и его мелодию. Эту памятку прочитывайте в течение 21 дня или повесьте перед глазами дома. Ощущения закрепятся, и при очередном всплеске гнева они дадут о себе знать;
- прочитываем памятку второй столбик (См. приложение)
в) «Чучело» В.Железников.
1. Показ отрывка из фильма.
– Обратите внимание, на каком фоне происходит преследование Лены Бессольцевой одноклассниками. Что скажете? (Взрослые равнодушны.)
2. Защита дневника наблюдений:
Одноклассники прозвали Лену обидным проз-вищем «Чучело», они постоянно преследовали ее за то, что она не такая, как все. Она не может лгать, предавать. Преследовали ее и за то, что она осталась верной самой себе и, в отличие от трусливого Димы Сомова, не подстраивалась под интересы класса, если их не разделяла. |
Лена избегает встречи с одноклассниками, хочет скорее покинуть город и вернуться к родителям, т.е.самоустраняется. | 1. Нежелание одноклассниками признать чужое мнение, иные позиции, отличные от мнения большинства. 2. Нетерпимость кпроявлению человеческой индивидуальности. 3. Недостаток любви и внимания дома у большинства одноклассников Лены. |
Хотя ребята поняли, что зря они преследовали и обзывали Лену, она все-таки уезжает из города и на душе её навсегда останется эта рана. | 1. Необходимо быть толерантными (терпимыми по отношению друг к другу). 2. Нужно, чтобы дома царили любовь и взаимоуважение. |
5. Психологический тренинг по развитию эмпатии и толерантности.
- чтение памятки (См. приложение).
- ролевая игра от лица жертвы: «Мольбы Серой шейки», «Исповедь гадкого утенка».
А знаете, друзья, что ёж
Был с мягкой шерсткою когда-то,
Бывало на руки возьмешь, –
Покорный, смотрит виновато.
Но появилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки,
И стали колкими глаза,
И выросли иголки.
Стихотворение. Читает подготовленный ученик.
6. Знакомство с психологическими способами саморегуляции. Защита индивидуальных творческих проектов.
1. Лена Бессольцева могла управлять собой, хотя дорого это ей стоило. А вот какие способы саморегуляции предлагают психологи.
- защита индивидуального проекта «Сигнально-дорожные знаки» с помощью пиктографии по теме,
- демонстрация карточек-визиток «СТОП», способных вовремя остановить проявление негативных эмоций. Достаточно положить карточку в карман, и она обязательно будет напоминать её владельцу об ограничении выражения отрицательных чувств.
- демонстрация каждой группой пейджиков с комментарием.
г) «Детство» Л.Н. Толстой.
Защита дневника наблюдений:
Ивины физически слабого мальчика Грапа заставили делать акробатические упражнения помимо его воли, грубо подшутили и в итоге бросили его на пол. | «Я (рассказчик) с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело». | 1. Хотели похвастаться своей ловкостью и посмеяться над неумением Грапа. 2. Низкое социальное положение семьи Грапа выработало у него неуверенность в себе, низкую самооценку. |
Расплакался, испытал унижение и горькую обиду и незаслуженное порицание, а также физическую боль. | 1. Необходимо повышать свою самооценку, развивать уверенность в себе. 2. Нельзя оценивать человека по его материальному благосостоянию и физическим возможностям. |
7. Психологический тренинг по повышению самооценки.
- копилка хороших поступков или тетрадь достижений (См. памятку),
- ролевая игра «На горячем стуле» или «Волшебный клубочек» (Один ученик сидит на стуле, а все остальные вокруг него, они по очереди перечисляют лучшие черты его характера или просто говорят ему комплементы).
д) «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский (История Илюшеньки).
– Можно ли Илюшеньку назвать мальчиком с низкой самооценкой? (Нет, т.к. он пытается постоять за себя, а главное, за честь отца.)
Защита дневника наблюдений:
Жертвой агрессии оказался Илюша. После того как он на площади умолял Дмитрия Карамазова отпустить отца, унижаясь, целуя ему руки, ползая в слезах у его ног, однокашники стали потешаться над ним, прозвали «мочалкой». | Илюше было нестерпимо, он объявил обидчикам войну. На агрессию отвечал агрессией: он забрасывал камнями ребят, провоцировал их на ответные действия. | 1. Однокашники не захотели понять переживания товарища, в них не развито чувство эмпатии. 2. Ребята обращают внимание на социальный статус человека. |
После пережитого стресса Илюша заболел и умер. | Трагическое не произошло, если бы однокашники отнеслись к Илюшиной беде с пониманием. Достоевский устами Алеши Карамазова советует прибегнуть к теплому слову, попросить прощения и нести через всю жизнь хорошие воспоминания детства. |
– Вспомните, мы не раз говорили о духовной сущности слова. Назовите слова, считающиеся «золотыми» из Библии: «КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ С ТОБОЙ поступали ЛЮДИ, ТАК И ТЫ поступай С НИМИ».
III. Фаза «Вывод»
– Почему же возникает агрессия?
«АГРЕССИЯ – это способ выражения своего гнева, протеста. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку», – Ю.Б. Гиппенрейтер.
Выходит, что ни Лена Бессольцева, ни Илюшенька, ни герой из «Уроков французского» не нуждаются в жалости, пожалеть надо палачей, а не жертвы. Это они брошены родителями, это их не любят, даже Юшка говорил, что без него люди не смогут жить, потому что он им нужен.
Озвучьте «Свод правил по антиагрессивному поведению», которые мы вывели, читая классиков.
– Чтение наизусть подготовленным учеником или учителем стихотворения В.Шефнера «Не надо дружок обижаться».
Памятка 1 – Приложение 1, памятка 2 – Приложение 2.