Учащиеся должны:
- знать:
- историю создания стихотворения Дон;
- историю родного края;
- художественные тропы;
- уметь:
- частично делать лингвистический анализ текста;
- выразительно читать художественные произведения;
- правильно строить предложения.
Оборудование:
- карта;
- репродукция « Встреча казаков»;
- головной убор казачки;
- репродукция «Кони на Дону»;
- презентация;
- выставка книг А.С.Пушкина.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организация класса
I. Предкоммуникативный этап урока
– Объявление темы: «А.С.Пушкин на Дону» (слайд 1)
– Чтение эпиграфа: «Пушкин – явление
русского духа. Все просто, лаконично в его поэзии.
Каждое слово необъятно как и сам поэт». (Н.В
Гоголь)
– Чем восторгался Гоголь, как вы думаете?
II. Коммуникативный этап
1. Слово учителя:
При воспоминании имени А.С. Пушкин нам приходит мысль о А.С.Пушкине как национальном поэте. Пушкин побывал на Дону дважды: первый раз, когда ехал на службу 1820г. на Кавказ и в 1829г., когда возвращался из Арзрума. Донскому краю, сильным отчаянным свободолюбивым казакам посвящены строки в произведение кавказский пленник в стихотворение послание к Юдину, калмычка, в поэме братья разбойники и других. Важное место в его творчестве занимает стихотворение Дон, написано в 1829 году после посещение казачьих станиц.
2. Выступление детей о жизни Пушкина на Дону (монтаж).
– Впервые Пушкин побывал на Дону после того, как Александр первый, разъяренный колкими политическими эпиграммами и свободолюбивыми стихами решил выслать поэта в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг России. Это было в 1820 году.
– По дороге к месту назначения Пушкин заболел. Семья Раевских, дружески относившаяся к Пушкину, разыскала поэта на окраине города Екатеринослава в бедной хате, больного в лихорадочном бреду. Через неделю Пушкин был здоров.
– Путешествие А.С.Пушкин продолжил с семьей Раевских. Недалеко от Таганрога путники остановились, завидев море. Мария Николаевна Раевская, дочь прославленного генерала, участника Великой Отечественной войны 1812 года, бегала за волной или убегала от нее. Наблюдая эту детскую игру, Пушкин написал:
... как я завидовал волнам,
бегущим буйной чередою,
с любовью лечь к ее ногам!
– В 1829 году, возвращаясь в столицу, поэт посетил Таганрог, Азов, Начихевань, столицу Донского казачества, Старочеркасск. В Старочеркасске Пушкин остановился у вдовы донского писателя А.А. Леонова, которая держала «въезжую квартиру». За чаепитием зашёл разговор об обычаях казаков. Собеседнику хозяйка показала, достав из сундука, головной убор казачки: шёлковый, с яркими цветками колпак. Пушкину он так понравился, что Александр Сергеевич надел его на голову, заразительно смеясь, вышел на балкон, не стесняясь удивлённых взглядов прохожих.
– Осматривая Старочеркасск, гуляя по улицам,
Пушкин «наткнулся» на книжную лавку казака
Жидкова. Зашел и долго «перекапывал разный
старый хлам», купил старую, старую греческую
книгу за несколько копеек. А потом спросил у
хозяина лавочки, есть ли у него «Евгений Онегин».
После утвердительного ответа пожелал узнать о
цене. Хозяин запросил чудовищно дорого.
– Помилуйте, за что же так дорого? – спросил
Пушкин.
– Сделайте одолжение. За эти сладкие стихи
следует брать ещё дороже, – ответил торговец.
В словах книготорговца звучала высшая похвала
творчеству А.С.Пушкина.
Слово учителя:
– Донскому краю, сильным отчаянным свободолюбивым казакам посвящены строки в произведениях: «Кавказский пленник», «Послание к Юдину», «Калмычка», в поэме «Братья разбойники» и других. Важное место в его творчестве занимает стихотворение «Дон», написанное в 1829 году после посещение казачьих станиц.
3. Первичное восприятие текста
Чтение стихотворения «Дон» учителем наизусть (слайд 2)
– Какие чувства вы испытали?
– Что вы узнали из стихотворения о жизни казаков?
– Какие слова не понятны?
Словарная работа
Арпачай – река – граница, разделяющая Турцию и Россию.
4. Анализ стихотворения
– Прочтение стихотворения про себя
– Из скольких частей состоит стихотворение (4
самостоятельные части)
Содержание текста:
Первая строфа – приветствие, исполненное
блеска и радости
Вторая строфа – передает автор поклон от
далёких, «заброшенных» сынов, утомлённых борьбой
с врагом.
Третья строфа – автор дополняет мысль о том,
что подходит к концу война
Четвёртая строфа – преклонение перед
удалью, бесстрашием казаков, естественное
стремление вознаградить казаков по возвращении
с войны.
Словарь:
Арпачайская струя
– Какие ассоциации вызывает данное выражение?
(гордость, признание бранных подвигов казаков,
выполнивших свой воинский долг)
– Кони пьют воду из реки, которая служит
русско-турецкой границей
5. Слово учителя: Казачьи мотивы прослеживаются и в других произведениях: «История Пугачёва», «Казаки», «Был и я среди донцов» По дороге домой из ссылки Пушкин, сопровождаемый казаками, встретил небольшой казачий отряд, сопровождающий дипломата. Они возвращались из Персии Казаки, завидев друг друга бросились обниматься, интересоваться жизнью каждого, будто они давние друзья или бывшие однополчане, расспрашивать о судьбе знакомых Радушие этой встречи тронуло поэта. Этот случай из жизни нашел отражение в творчестве А.С.Пушкина.
6. Определение роли художественных тропов
– Каковароль повтора? (Передать
фольклорный мотив, подчеркнуть главную мысль)
– Какой приём использует автор в первой, восьмой
строке? (Олицетворение – усиление восприятия,
создание образа)
– Какие слова «рисуют» Дон? (Тихий Дон –
мирный, заветный Дон – прославленный подвигами
казаков – эпитеты)
– Чем привлекает Дон Пушкина? (Мечта о свободе)
– Сравните первую и последнюю строфу. В чём их
сходство? (Обращение-призыв)
– Какова композиция стихотворения? (Кольцевая)
7. Работа в тетрадях
– Записать эпитеты и раскрыть их значение
– Определить значение слова «злая погоня» (Приложение, боевая,
кровавая)
8. Закрепление
– Прочитайте про себя стихотворение выберите
ключевые слова, на которые падает логическое
ударение, продумайте тональность, темп,
интонацию.
– Выразительное чтение стихотворения вслух двух
– трёх человек.
– Анализ и оценка чтения учениками –
одноклассниками
9. Знакомство со стихами земляков
Прослушивание стихотворений о Доне других
поэтов донского края (Приложение,
слайды 3, 4)
– Каким увидели Дон в данных стихах?
– Какое настроение передано авторами?
– Какие новые эпитеты, сравнения встретились в
стихотворениях, как вы их понимаете?
– Что объединяет все стихи, прослушанные на
уроке?
III. Посткоммуникативный момент
– Какими вы видите казаков в стихотворениях? (Сильные,
непокорные, свободолюбивые, справедливые,
добрые, щедрые как земля донская).
– Какая черта характера на ваш взгляд является
главной?
– Что же было так близко Пушкину в казаках? (дух
свободолюбия)
Вывод: русские люди добрые сильные свободолюбивые. Это и есть национальные черты характера русского человека
Итог занятия
Домашнее задание: сочинить стихотворение о Доне, Донском крае, используя те же средства языка, что и А.С. Пушки или выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Дон»
Анализ работы учащихся на уроке и выставление оценок
На уроке «работают» 3 вида памяти: зрительная,
слуховая, моторная (видят, слышат, проговаривают,
пишут).
Межпредметная связь (литература, русский, изо)
помогает комплексно решать задачи воспитания и
обучения.
После проведенного урока учащимися были
написаны стихи о своей малой родине – Донщине.
Стихотворение Губаревой В. 5 класс:
В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Знайте: дороже золота
Мне батюшки Дона вода.
Милая моя родина,
Как я люблю тебя!
Литература:
- А.М. Линин. Историческо-литературный очерк. Издание 2. 1949г., г. Ростов-на-Дону Ростовское областное книгоиздание.
- А.С. Пушкин Избранные сочинения. Москва «Художественная литература», 1990г.