Одной из наиболее сложных тем при изучении романа Л.Н. Толстого “Война и мир” является, бесспорно, тема духовных исканий князя Андрея Болконского. Урок по этой теме мы предлагаем провести в форме интервью. Причем считаем необходимым сделать оговорку: такой подход не следует рассматривать как дань распространившемуся в последние годы использованию всевозможных игровых приемов, достижению внешнего эффекта.
Эпиграфами к уроку, на наш взгляд, как нельзя лучше подходят высказывания русского писателя В.Я. Шишкова и французского критика Альфреда Бадэна: “…Перечитываю “Войну и мир”. Как хорошо старик знал эпоху, как изумительно знал подноготную человеческих отношений, чувств, ход душевных движений”; “…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров…Он очерчивает с несравненной силой их достоинства и недостатки, колебания и противоречия. Это – страшный и неумолимый психолог, от наблюдательности которого ничего не скроется и для которого человеческая натура, столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны”.
На доске записаны вопросы, ответы на которые учащиеся дадут в конце урока:
- Князь Андрей – мыслящий человек, его душа открыта всему миру, отзывчива на все явления окружающего бытия. Какие вопросы были для Болконского главными?
- Что составляет сущность жизненного пути Андрея Болконского?
Во вступительном слове учитель сообщает учащимся о том, что Л.Н. Толстой, рисуя сложные, богатые в умственном и нравственном отношении натуры, погрешил против исторической правды. Он лишь применил для раскрытия этой правды свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.
Толстой глубоко изучает внутреннюю жизнь человека (и в первую очередь “изучает тайны человеческого духа в самом себе”), потому что главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование, вечную, неустанную духовную работу, направленную на очищение своего “я”. Самоанализ отличает его любимых героев, потому что главное в духовной жизни каждого человека – “сильное искание личности”.
Диалектика души героев Толстого, их внутренние монологи важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности.
Архитектоника предлагаемого урока позволяет десятиклассникам получить в течение двух часов большой объем информации, осознать мотивы поведения Андрея Болконского, его взлеты и падения, заглянуть в сложный мир его душевных переживаний. Этому помогут и предшествующие уроки, на которых рассматривалась личность Толстого, его мировоззрение.
Урок проходит по тщательно продуманному сценарию. Опережающие задания к нему получают не менее 15-17 учащихся. Таким образом, более половины состава класса вовлечено в самую активную работу. Причем вмешательство учителя, его дополнения могут быть сведены к минимуму или не потребуются вообще.
Роль дирижера берет на себя интервьюер, задающий вопросы Андрею Болконскому. Вопросы составляются таким образом, что несут в себе дополнительную информацию о герое, например: “Князь! Когда вас эвакуировали, Вы оказались в Мытищах и попросились в одну из изб. Здесь Вы вновь встретились с Наташей. Вы в первый раз представили себе душу Наташи, а не так, как прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя. Вы поняли ее чувства, ее страданье, ее стыд, раскаянье. Вы в первый раз поняли жестокость своего отказа, увидели жестокость своего разрыва с нею. Что бы вы могли сказать ей сейчас?”
Поскольку текстовый материал ответов героя достаточно объемен, роль Андрея Болконского могут играть на уроке трое – четверо учащихся. Сформулировать вопросы и найти ответы на них помогут главы романа, указанные учителем. Он может воспользоваться книгой Б.И. Кандеева “Роман – эпопея “ Война и мир”. Комментарий. М.; “Просвещение”, 1967г”. Интервьюер и герой реконструирую повествование в речь от первого лица.
Назначаются также критики, которые подвергают разбору и оценке мысли, настроение, поступки героя. Несколько учащихся готовят выразительное чтение наизусть отдельных эпизодов романа, способствующих лучшему пониманию психологического состояния Андрея Болконского: “Небо Аустерлица”, описание дуба во время первой и второй встречи с ним князя Андрея, монолог героя о счастье (“Да, мне открылось новое счастье, неотделимое от человека…”).
Для достижения цельности и логической последовательности в наблюдении за диалектикой души Болконского необходимо обратиться и непосредственно тексту романа как связующему элементу. Эту работу выполняет еще одна группа учащихся – повествователей.
Приведем пример фрагмента урока, раскрывающего состояние героя в сражении на Аустерлицком поле.
Интервьюер: Если мы правильно поняли Вас, Вы объясняете свое решение, желанием вырваться из сферы надоевшей светской и семейной жизни. Нет ли других, тайных причин, о которых вы никому не говорите?
Болконский: Перед Аустерлицким сражением я предчувствовал, что смогу показать все то, что я могу сделать. Мне представилась та счастливая минута, тот Тулон, которого я так долго ждал. Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу.
…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но , как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей.
Повествователь: Русские проигрывали в Аустерлицкой баталии. Князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступившие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
- Ребята, вперед! – крикнул он детски – пронзительно.
“Вот оно!” - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него.
“Ура!” - закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя и побежав вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
И действительно,… весь батальон с криком “Ура!” побежал вперед и обогнал его.
Как бы со всего размаху крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову.
“Что это? я падаю? У меня ноги подкашиваются”, - подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза…Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками.
Декламатор: Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего. Ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!...”
Критик: мечты о славе особенно волную Болконского перед Аустерлицким сражением. Но Андрея ждет разочарование: стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису.
Смертельной горячке боя противопоставляется тишина, спокойствие, вечный мир природы.
Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.
Толстой воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает.
Аналогичных звеньев занятия, не всегда одинаковых по объему, - 15.
По ходу урока десятиклассники составляют конспект. Ведению записи поможет помещенная на доске опорная схема, отражающая основные этапы романной жизни героя, его взлеты и падения. В сильном классе составление схемы можно предложить в качестве домашнего задания.
В завершение урока подытоживая жизненный путь героя учитель прочитает строки из текста, из которых мы узнаем, что чувствовал умирающий Андрей Болконский.
На поставленные в начале урока вопросы, учащиеся должны дать такие ответы:
Смысл жизни, цель человеческого существования.
Мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к “миру”, к разумной и гармоничной общей жизни людей.
Апробация урока показала, что десятиклассники хорошо усваивают данную тему и легко приводят аргументы в подтверждение тех или иных действий одного из любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского.