Р.Брэдбери "Улыбка"

Разделы: Литература

Ключевые слова: Р.Брэдбери «Улыбка», Р.Брэдбери


1. Работаем с заглавием

Какие чувства, эмоции вызывает название рассказа? Какие ассоциации возникают, когда произносится слово «улыбка»?

2. Читаем первый фрагмент

На главной площади очередь установилась ещё в пять часов, когда за выбеленными инеем полями пели далекие петухи и нигде не было огней. Тогда вокруг, среди разбитых зданий, клочьями висел туман, но теперь, в семь утра, рассвело, и он начал таять. Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди ещё люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

  1. Что показалось неожиданным в отрывке? (Несоответствие эмоционального восприятия заглавия и пейзажа отрывка).
  2. Какие слова помогают увидеть картину, нарисованную в отрывке?
  3. Какое слово не соответствует пейзажу? (праздник)

3. Читаем 2 фрагмент

Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой, и в чистом холодном воздухе звук голосов казался вдвое громче.

Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках, руки, поглядывая то на грязную, из грубой мешковины, одежду соседей, то на длинный ряд мужчин и женщин впереди.

- Слышь, парень, ты-то что здесь делаешь в такую рань?- сказал человек за его спиной.

- Это моё место, я тут очередь занял,- ответил мальчик.

- Бежал бы ты, мальчик, отсюда, уступил бы своё место тому, кто знает в этом толк!

- Оставь в покое парня,- вмешался, резко обернувшись, один из мужчин, стоящих впереди.

- Я же пошутил.- Задний положил руку на голову мальчишки. Мальчик угрюмо стряхнул её. - Просто подумал, чудно это - ребёнок, такая рань, а он не спит.

  1. Можно ли определить теперь время действия в рассказе? Век? Годы?
  2. Что показалось интересным в описании людей, стоящих в очереди?
  3. Можно предположить, что в этом отрывке появляется главный герой. Что отличает его от тех, кто стоит в очереди? (Он единственный ребёнок.)
  4. Как вы думаете, зачем собрались люди на главной площади так рано?

4. Читаем 3 фрагмент

- Этот парень знает толк в искусстве, ясно?- сказал заступник, его фамилия была Григсби.- Тебя как звать-то, малец?

- Том.

- Наш Том, уж он плюнет что надо, в самую точку - верно. Том?

- Точно!

Смех покатился по шеренге людей.

Впереди кто-то продавал горячий кофе в треснувших чашках. Поглядев туда, Том увидел маленький жаркий костер и бурлящее варево в ржавой кастрюле. Это был не настоящий кофе. Его заварили из каких-то ягод, собранных на лугах за городом, и продавали по пенни чашка, согреть желудок, но мало кто покупал, мало кому это было по карману.

  • Подтвердились ли ваши догадки о цели собравшихся на площади людей?
  • Соседство каких слов кажется странным в данном отрывке? (искусство и плюнет)
  • Можно ли теперь уточнить время, о котором рассказывается в произведении?

5. Читаем 4 фрагмент

Том устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

- Говорят, она улыбается,- сказал мальчик.

- Ага, улыбается,- ответил Григсби.

- Говорят, она сделана из краски и холста.

- Точно. Потому-то и сдается мне, что она не подлинная. Та, настоящая, я слышал, была на доске нарисована, в незапамятные времена.

- Говорят, ей четыреста лет.

- Если не больше. Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год.

- Две тысячи шестьдесят первый!

- Верно, так говорят, парень, говорят. Брешут. А может, трехтысячный! Или пятитысячный! Почем мы можем знать? Сколько времени одна сплошная катавасия была... И достались нам только рожки да ножки.

  1. Удивило, время действия событий, происходящих в рассказе, - будущее? Каким показано будущее?
  2. Стало ясным, зачем собрались люди? (Возникает предположение, что люди могут прийти, чтобы посмотреть на картину. Но самые проницательные ученики напоминают про плевок и камни и высказывают сомнения.)
  3. Можно ли предположить, о какой картине идёт речь, по тем характеристикам, которые обозначены в рассказе? («Мона Лиза» Леонардо да Винчи).
  4. Обратите внимание на то, что слово «улыбка» выделено курсивом. Почему? Почему выбрана эта картина? Возможно, мы ответим на этот вопрос, когда прочитаем следующий отрывок. (Учащиеся уже на этом этапе обратят внимание, что никто из действующих лиц не улыбается. Почему?)

6. Читаем 5 фрагмент

Они шаркали ногами, медленно продвигаясь вперед по холодным камням мостовой.

- Скоро мы ее увидим?- уныло протянул Том.

- Еще несколько минут, не больше. Они огородили ее, повесили на четырех латунных столбиках бархатную веревку, все честь по чести, чтобы люди не подходили слишком близко. И учти, Том, никаких камней, они запретили бросать в нее камни.

- Ладно, сэр.

Солнце поднималось все выше по небосводу, неся тепло, и мужчины сбросили с себя измазанные дерюги и грязные шляпы.

- А зачем мы все тут собрались?- спросил, подумав, Том. -Почему мы должны плевать?

Тригсби и не взглянул на него, он смотрел на солнце, соображая, который час.

- Э, Том, причин уйма.- Он рассеянно протянул руку к карману, которого уже давно не было, за несуществующей сигаретой. Том видел это движение миллион раз.- Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым. Ответь-ка ты мне, как мы дошли до такого состояния? Города - груды развалин, дороги от бомбежек - словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные... Вот и скажи, Том, что это, если не последняя подлость?

- Да, сэр, конечно.

- То-то и оно... Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.

- А если хоть кто-нибудь или что-нибудь, чего бы мы не ненавидели? - сказал Том.

- Во-во! А всё эта орава идиотов, которая заправляла миром в Прошлом! Вот и стоим здесь с самого утра, кишки подвело, стучим от холода зубами - ядовитые троглодиты, ни покурить, ни выпить, никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников, Том. Наших праздников...

Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные. А праздник науки месяц тому назад, когда притащили в город последний автомобиль, потом бросили жребий, и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой!..

- Помню ли я, Том? Помню ли? Да ведь я же разбил переднее стекло - стекло, слышишь? Господи, звук-то какой был, прелесть! Тррахх!

Том и впрямь словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками.

- А Биллу Гендерсону досталось мотор раздолбать. Эх, и лихо же он это сработал, прямо мастерски. Бамм! Но лучше всего,-продолжал вспоминать Григсби,-было в тот раз, когда громили завод, который еще пытался выпускать самолеты. И отвели же мы душеньку! А потом нашли типографию и склад боеприпасов - и взорвали их вместе! Представляешь себе. Том?

Том подумал.

- Ага.

Полдень. Запахи разрушенного города отравляли жаркий воздух, что-то копошилось среди обломков зданий.

- Сэр, это больше никогда не вернётся?

- Что - цивилизация? А кому она нужна? Во всяком случае не мне!

- А я так готов ее терпеть, - сказал один из очереди. - Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны...

  1. Зачем собрались люди на площади в такую рань?
  2. Поняли ли вы из ответа Тригсби, почему нужно плевать на картину?
  3. Используя толковый словарь, объясните значение слова «цивилизация» (это задание можно дать на дом перед уроком). Почему цивилизация стала причиной ненависти людей?
  4. Есть ли в мире будущего, который рисует автор, что-то, что люди не ненавидят? Что приносит им радость и удовольствие, от чего они смеются, «точно пьяные»?
  5. В чём суть «праздников» и их значение для собравшихся? Почему они называют их «наши праздники»?

7. Читаем 6 фрагмент

- Чего зря болтать-то! - крикнул Григсби. - Всё равно впустую.

- Э, - упорствовал один из очереди, - не торопитесь. - Вот увидите: ещё появится башковитый человек, который её подлатает. Попомните мои слова. Человек с душой.

- Не будет того, - сказал Григсби.

- А я говорю, появится. Человек, у которого душа лежит к красивому. Он вернет нам - нет, не старую, а, так сказать, ограниченную цивилизацию, такую, чтобы мы могли жить мирно.

- Не успеешь и глазом моргнуть, как опять война!

- Почему же? Может, на этот раз все будет иначе.

  1. Какие слова выглядят контрастом на общем фоне рассказа? (душа, красота)
  2. В чём отличие старой и новой цивилизации, о которой мечтают?
  3. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

8. Читаем фрагмент 7

Наконец и они вступили на главную площадь. Одновременно в город въехал верховой, держа в руке листок бумаги. Огороженное пространство было в самом центре площади. Том, Григсби и все остальные, копя слюну, подвигались вперед - шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками. Сердце Тома билось часто-часто, и земля жгла его босые пятки.

- Ну, Том, сейчас наша очередь, не зевай!

По углам огороженной площадки стояло четверо полицейских - четверо мужчин с жёлтым шнурком на запястьях, знаком их власти над остальными. Они должны были следить за тем, чтобы не бросали камней.

- Это для того, - уже напоследок объяснил Григсби,- чтобы каждому досталось плюнуть по разку, понял, Том? Ну, давай!

Том замер перед картиной, глядя на нее.

- Ну, плюй же!

У мальчишки пересохло во рту.

- Том, давай! Живее!

- Но, - медленно произнес Том,- она же красивая!

- Ладно, я плюну за тебя!

Плевок Григсби блеснул в лучах солнца. Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

- Она красивая,- повторил он.

- Иди уж, пока полиция...

- Внимание!

Очередь притихла. Только что они бранили Тома - стал как пень!- а теперь все повернулись к верховому.

- Как её звать, сэр? - тихо спросил Том.

- Картину-то? Кажется, "Мона Лиза"... Точно: "Мона Лиза".

- Слушайте объявление- сказал верховой.- Власти постановили, что сегодня в полдень портрет на площади будет передан в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении...

  1. Стоит показать репродукцию этой картины ученикам и обсудить то, что видят на ней дети. Возможно, на уроке МХК они уже слышали о Леонардо да Винчи и его произведении. Можно сделать урок совместно с учителем МХК, дав ему на определённом этапе слово.
  2. Почему именно эта картина упоминается в рассказе?
  3. Почему Том не чувствует ненависти к прошлому? (Он ребёнок, он ещё не потерял чувства красоты, на нём ещё нет отпечатка цивилизации, в которой он живёт.)
  4. Как будут развиваться события дальше (прогнозируем развитие сюжета).

9. Читаем фрагмент 8

Том и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. Резкий звук рвущегося холста... Полицейские бросились наутек. Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. Том почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жёсткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

Один Том стоял притихший в стороне от этой свистопляски. Он глянул на свою руку. Она судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его.

- Эй, Том, ты что же!- крикнул Григсби. Не говоря ни слова, всхлипывая, Том побежал прочь. За город, на испещренную воронками дорогу, через поле, через мелкую речушку, он бежал и бежал, не оглядываясь, и сжатая в кулак рука была спрятана под куртку.

На закате он достиг маленькой деревушки и пробежал через неё. В девять часов он был у разбитого здания фермы. За ней, в том, что осталось от силосной башни, под навесом, его встретили звуки, которые сказали ему, что семья спит - спит мать, отец, брат. Тихонько, молча, он скользнул в узкую дверь и лёг, часто дыша.

- Том? - раздался во мраке голос матери.

- Да.

- Где ты болтался? - рявкнул отец.- Погоди, вот я тебе утром всыплю...

Кто-то пнул его ногой. Его собственный брат, которому пришлось сегодня в одиночку трудиться на их огороде.

- Ложись!- негромко прикрикнула на него мать.

Ещё пинок.

  1. Скажите, может ли семья Тома помочь ему не получить инъекцию ненависти и стать не как все?
  2. Что же может помочь ему стать «человеком с душой»?

10. Читаем 9 фрагмент

Том дышал уже ровнее. Кругом царила тишина. Рука его была плотно-плотно прижата к груди. Полчаса лежал он так, зажмурив глаза.

Потом ощутил что-то: холодный белый свет. Высоко в небе плыла луна, и маленький квадратик света полз по телу Тома. Только теперь его рука ослабила хватку. Тихо, осторожно, прислушиваясь к движениям спящих, Том поднял её. Он помедлил, глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста.

Мир спал, освещённый луной.
А на его ладони лежала Улыбка.

Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: "Улыбка, чудесная улыбка..."

Час спустя он все ещё видел её, даже после того как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним - Улыбка. Ласковая, добрая, она была. Там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру.

  1. Как изменилась тональность этого отрывка? (вместо криков и ненависти - тишина, спокойствие)
  2. Как изменилась лексика в отрывке? Какое слово повторяется неоднократно?
  3. Почему писатель выбрал для рассказа именно эту картину? Что воплощает в себе улыбка Моны Лизы? Как связаны рассуждения о новой цивилизации и улыбка Моны Лизы?
  4. О чём этот рассказ? (О недалёком будущем, когда человечество активно уничтожает груз цивилизации: жжёт книги, ломает машины, уничтожает произведения искусства. Но последние содержат в себе что-то, что мешает делать это с удовольствием.)
  5. О чём предупреждает человечество автор? Что хочет сказать читателю?
  6. Звучит ли в финале рассказа мысль, что у человечества есть шанс изменить своё будущее? С кем связаны надежды автора?

Домашнее задание (выбор письменной работы):

  1. Красота спасёт мир?
  2. Согласны ли вы со словами Р.Брэдбери о том, что «будущее создаётся нами сейчас»?
  3. Согласны ли вы со словами Р.Брэдбери о том, что «фантастика о будущем помогает жить в настоящем»?
  4. Задание на каникулы: прочитайте произведения Р.Брэдбери и заполните читательские дневники.

Романы «451◦ по Фаренгейту», «Чувствую, что зло грядёт», повести «Марсианские хроники», сборник «Холодный ветер, тёплый ветер» и др.