Литература
-
Конспект урока "Шорский фольклор. Сказки шорского народа" 2013
Конспект урока «Шорский фольклор. Сказки шорского народа», включающий региональный компонент, ориентирован прежде всего на учителей литературы, однако отдельные интересные материалы, представляющие информационные сведения о жизни и быте шорского народа могут быть использованы учителями истории, географии и изобразительного искусства.
-
Конспект урока «"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"» 2012
Урок литературы с использованием театрализации. В ходе урока учащиеся проводят параллель между персонажами, пришедшими к нам из XVII века, и современниками, жителями XXI века. Это помогает лучше понять непреходящее значение классической литературы.
-
Конспект урока «Назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"» 2009
Урок позволяет развивать представление учеников о В.Г. Короленко как о писателе и гражданине, изучить понятие об очерке и его разновидностях. Занятие поможет научить определять идею произведения и средства ее раскрытия; сопоставлять произведение и личный жизненный опыт.
-
Конспект урока «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года – помните» 2020
Цели урока: рассмотреть влияние музыки на человека в трудное, военное время, раскрыть ее силу воздействия с помощью средств музыкальной выразительности, выявить связь с жизнью; развивать эмоциональную сферу учащихся, культуру слушания, навыки для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и литературой; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.
-
Конспект урока А.С.Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой». 6-й класс 2019
Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.
-
Конспект урока в 11-м классе по изучению биографии М.И. Цветаевой. Трагичность судьбы, определенная трагичностью эпохи, – "безвременьем" (Б.Пастернак) 2007
Для уроков литературы, на мой взгляд, наиболее удобна технология учебного диалога. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся. Диалог ведут ребята не только с учителем и друг другом, а с эпохой, писателем, героями. Если всё изученное на уроке выйдет за его пределы и позволит ребятам ощутить себя на сцене в роли писателя, поэта, критика, тогда такое обучение будет полноценным. Поэтому я стараюсь по возможности ставить спектакли, литературные композиции, проводить поэтические вечера. Ведь если каждый ребёнок погрузился в эпоху, психологию писателя, встал на позицию его героев, ему будет легче выполнить самую трудную работу - анализ художественного произведения.
-
Конспект урока в 11-м классе по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
"Что есть истина? От названия произведения и эпиграфа к нему - к основному философско-нравственному вопросу романа" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") - интегрированный урок, на котором используются фрагменты музыкальных произведений, работа с репродукцией картины, фрагмент фильма, разные виды работы с текстом.
-
Конспект урока в 11-м классе по теме: "Анализ стихотворения поэта-футуриста" 2006
Учитель, осваивая с учениками поэзию Велимира Хлебникова, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла стихотворений поэта. Предлагаемый урок помогает глубже изучить особенности стихов В.Хлебникова, способствует внимательному изучению поэзии футуристов.
-
Конспект урока в 5-м классе "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2010
Представленный материал ориентирован на учащихся с особыми образовательными потребностями. На уроке учащиеся учатся различать положительных и отрицательных героев; давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучаются умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.
-
Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 7-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» 2007
Предлагается урок семейного чтения «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» как способ развития интереса к чтению у учащихся и их родителей, речевой культуры, осуществление сотрудничества "ученик – родитель – педагог". На уроке ведется межгрупповой диалог по анализу проблем повести А. Алексина "Безумная Евдокия" (любви, дружбы, межличностных отношений в семье и школе) – путь духовно-нравственного, гражданского воспитания подростков.
-
Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему "Взаимоотношение человека с миром живой природы" (по повести А.Максимова "Норка") 2008
Уроки внеклассного чтения – неотъемлемая часть изучения литературы. При планировании этих уроков я обязательно ввожу региональный компонент. Такие уроки, главная задача которых – привитие любви к родному краю, природе, чаще всего проводятся в лицейском музее «Культурное наследие».
-
Конспект урока внеклассного чтения в 7–8-х классах на тему "Помни имя свое" (тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова "И дольше века длится день") 2010
"Буранный полустанок" Чингиза Айтматова – сложный, философский роман. Для учеников среднего звена вполне доступен отрывок из этого романа - легенда о манкурте. Читая и обсуждая его, они еще раз вспомнят особенности легенды как литературного жанра, поучатся анализировать литературное произведение, определять своеобразие художественных образов.
-
Конспект урока внеклассного чтения по сказке "Общее счастье" (6-й класс) 2009
Чтение и анализ рассказов, стихотворений, сказок помогают учащимся коррекционной школы-интерната понять и оценить нравственные поступки героев. Разработкой урока внеклассного чтения по сказке «Общее счастье» мы пытались подтвердить закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – в результате будет добро».
-
Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" 2008
Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» знакомит учащихся с произведением; помогает понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрывает её основной конфликт; формирует навыки самостоятельного анализа текста.
-
Конспект урока и презентация к произведению Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок" 2010
Урок раскрывает идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выясняется понятие внутренней и внешней красоты человека; указывает на нравственные уроки произведения.
-
Конспект урока и презентация к уроку литературы в 6-м классе "Зорко одно лишь сердце" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") 2010
Цели урока достигаются благодаря использованию информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) и словесно-диалектического обучения (СДО). СДО способствует формированию универсальных способов мыследеятельности. Развитию творческого потенциала способствует составление кроссвордов, компьютерное рисование – индивидуальное задание.
-
Конспект урока литературного чтения в 1-м классе на тему «Добрый сказочник Чуковский. "Телефон"» 2023
Цель урока: продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К.Чуковский «Телефон»); формировать навыки чтения целыми словами; организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения.
-
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по системе Занкова 2010
Тема урока «К.Бальмонт. У чудищ». Работа построена так, чтобы дети почувствовали «вкус и цвет» русского слова, обогатили свой словарный запас.
-
Конспект урока литературного чтения Воронкова В.В. «Белка и медведь» 2 класс 2020
На уроке производится чтение по ролям произведения Н. Сладкова «Белка и медведь». Урок призван уточнять словарь обучающихся, формировать навыки осознанного, правильного чтения целыми словами на материале текста рассказа, развивать навыки выразительного чтения, речевую моторику и связную устную речь при ответах на вопросы.
-
Конспект урока литературного чтения. Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович". 3-й класс (1-4) 2010
На уроке расширяются понятия "литературная сказка" и "русская народная сказка".
-
Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс 2011
Цель урока – познакомиться с главным героем рассказа и понять мотивы его поступка. Главное на уроке – совместный поиск ответа на проблемный вопрос, развитие читательской зоркости и творческих способностей учащихся. Задачи учителя – воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
-
Конспект урока литературы "К.М.Станюкович "Человек за бортом". 6-й класс 2011
Статья представляет собой урок литературы в 6-м классе по рассказу В.Г.Станюковича «Человек за бортом!», помогает формировать навык работы в группах, учит составлять рассказ о литературном герое.
-
Конспект урока литературы "Личность и эпоха в истории художественной литературы. Образ Е.Пугачева в повести "Капитанская дочка" 2011
Урок направлен на формирование навыков анализа литературного героя. Рассмотрение Е.Пугачева как исторической фигуры и как литературного героя помогает раскрыть всю глубину его характера, позволяет сформировать представление учащихся об эпохе Пугачева.
-
Конспект урока литературы "Моабитские тетради" Мусы Джалиля 2007
"Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный народный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль".
-
Конспект урока литературы "Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2003
Урок помогает учащимся понять концепцию любви по Булгакову. На уроке прослеживается идеал возлюбленной автора. Проводится аналогия с героями русской классической литературы, чтобы сделать очевиднее мысль о том, что любовь в булгаковском романе явление уникальное. На материале анализа эпизодов готовится вывод, что любовь героев - это сотрудничество и дружба, творчество и вдохновение, верность и сопереживание, самоотречение и самоотверженность, борьба и счастье.
-
Конспект урока литературы (внеклассное чтение): "А.Грин. «Алые паруса». В поисках романтического героя" 2008
Основная идея урока - познакомить учащихся с романтическими героями феерии А.Грина "Алые паруса"; закрепить знания учащихся по теме "Романтизм" (основные черты романтического героя, основные приёмы композиции и тропы романтического произведения). Основным методом урока "В поисках... романтического героя" является дискуссия, что позволяет развивать у учащихся способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины их возникновения, различать главное и второстепенное, а также развивать умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли.
-
Конспект урока литературы А.П.Платонов "Неизвестный цветок". " Чтобы жить и светиться, надо много трудиться" 2021
Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, с его сказкой-былью «Неизвестный цветок». Продолжить формирование умений работать с текстом; выявить проблемы, затронутые автором.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе 2009
Урок является вторым в изучении творчества Н.А.Некрасова и представляет собой урок-исследование, на котором учащиеся самостоятельно прослеживают развитие народной темы в лирике поэта.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны..." (Образ Корчагиной Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2024
Цель урока: активизация познавательного интереса учащихся к изучению поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
-
Конспект урока литературы в 10-м классе по рассказу Ф.М. Достоевского "Сон смешного человека". О мужестве быть смешным 2008
Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского "Сон маленького человека" в 10-м классе позволяет подвести итоги изучения творчества писателя, автора романа "Преступление и наказание". В этом маленьком рассказе звучат все основные мотивы творчества Достоевского. Главная мысль его рассказа — каждый человек ответственен за все, что происходит в мире.