Оборудование:
- Компьютер;
- программа “Microsoft Power Point”;
- файл с подготовленной презентацией урока (Приложение 1);
- доступ в Интернет;
- лазерный диск с музыкальными произведениями;
- проектор.
Цель:
- познакомить учащихся с информационными ресурсами Интернета в области русского языка и литературы;
- расширить возможности учащихся в поиске необходимой информации.
Слово учителя
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. Информации нет у того, кто её не ищет. А кто ищет, может идти разными путями. Сегодня мы познакомимся с информационными ресурсами поисковой системы Интернета в области русского языка и литературы. (Слайд 1)
Знакомство с сайтами
- Есть замечательный сайт Российской государственной детской библиотеки “Библиогид” (http://www.bibliogid.ru). Меню данного сайта включает в себя следующие разделы:
- Книга за книгой
- Авторы
- Герои
- Читатели
- Избранное
- Музей книги
- Календарь
- Гостиная
- Форум
Открывая центральную страницу сайта, вы имеете возможность познакомиться с новостями, которые постоянно обновляются. (Слайд 2)
В разделе “Календарь” (Слайд 3) вы получите исчерпывающую информацию о юбилейных датах русских и зарубежных писателей, о праздничных изданиях книг. Среди юбиляров февраля: Адольф Маркс, Михаил Пришвин, Евгения Путилова, Жюль Верн, Василий Жуковский, Юрий Коваль, Георгий Вайнер, Жорж Сименон, Эно Рауд, Владимир Савченко, Владимир Разумневич, Абрам Палей, Эммануил Казакевич, Теодор Старджон, Мишель Монтень, Патриция Маккиллип…
8 февраля — 180 лет со дня рождения Жюля ВЕРНА (1828-1905), французского писателя, одного из основоположников научной фантастики.
Чудесами науки и техники, о которых с
таким упоением писал Жюль Верн, теперь вряд ли
кого-нибудь удивишь. Многое из того, что в его
время казалось несбыточным и невозможным,
давным-давно стало привычной реальностью. Однако
вот парадокс: лучшие романы великого француза и
по сей день не утратили своего обаяния и
занимательности.
Некоторые из них будут жить ещё долго — до тех
пор, пока в человеке не угаснет желание вырваться
за пределы обыденности и совершить, например,
кругосветное путешествие за восемьдесят дней (ну
и что, что теперь можно уложиться в более
короткие сроки!), или отправиться к центру Земли,
или полететь на Луну, или вместе с таинственным
капитаном Немо проделать путь в двадцать тысяч
лье под водой… (Рисунок1)
См. также: О романах “Дети капитана Гранта”, “Двадцать тысяч лье под водой”, “Таинственный остров”, “Путешествие к центру Земли”, “Пятнадцатилетний капитан”. Об историко-географических книгах Ж.Верна
Раздел “Авторы” (Слайд 4) предваряют слова Н.А. Рубакина “Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство”. В данном разделе несколько веток:
- О писателях
- Биобиблиографический словарь самых известных создателей отечественной и зарубежной детской литературы.
- Писатели о себе
- На вопросы нашей анкеты отвечают современные российские детские писатели.
- Писатели о писателях
- Фрагменты воспоминаний известных литераторов о своих коллегах и учителях.
- Знакомство
- Странички “из стола” молодых писателей, из редакторского портфеля, из книг, появившихся недавно.
- О художниках
Открыв ветку “О писателях”, вы сможете найти справочную информацию об интересующем вас писателе, основных его произведениях, аннотацию к наиболее известным произведениям, экранизация.
Ветка “Знакомство” представит вам молодых современных авторов и их произведения, это позволит быть сведущим в современном литературном процессе, узнавать новые имена, открывать для себя новые произведения. Мне показалось интересным творчество Дины Бурачевской. Говорят, у Дины Бурачевской большое будущее. Не хотелось бы опережать события, но кажется, перед нами и вправду человек способный и наблюдательный. Станет ли Дина и дальше сочинять детские стихи — посмотрим; пока же далеко не всё, что вышло из-под её пера, обращено к детям. Сама она называет свои стихи детскими, но вслушайтесь в них, и вы почувствуете глубину чувств, свойственных и взрослому человеку.
КОШКА
Мне сегодня кошка
Перешла дорожку.
Вспомню про примету:
Не к добру всё это…
Чёрное, лохматое
Горюшко усатое!
Приласкаю я тебя,
Нежно спинку теребя,
Покормлю колбаскою —
Будет горе ласковым.
Причешу прилежно —
Будет горе нежным.
Если кошку гладить —
С горем можно сладить,
Горе — не беда,
Если есть еда!
…Мне сегодня кошка
Перешла дорожку.
Вспомню про примету:
Ерунда всё это!
Интересен раздел “Избранное” (Слайд 5), эпиграфом к которому авторы сайта взяли слова Л.Н. Толстого “Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах”. Здесь вы найдёте книги для души, познавательные книги.
Эти книги нам хотелось бы принести в каждый дом, где есть дети.
Для школьных занятий, для разумного досуга, для будущей сознательной жизни.
Самые первые книжки, классические и новые.
Например, в разделе “Русский язык” вы прочтёте информацию об Энциклопедии для детей: Т. 10: Языкознание; Русский язык / Гл. ред. М.Д.Аксёнова. — М.: Аванта+, 1998. — 704 с.: ил.
Детская энциклопедия издательства “Аванта+” пользуется заслуженным уважением читателей. Все её солидные тома современны, научно обоснованны и весьма занимательны. Что касается языкознания — “конечно, даже из очень толстой книги нельзя узнать о языке всё. Это и не нужно. Главное — открыть для себя мир языка, полный тайн и загадок. Он находится не в бездне космоса и не за синим морем, а вокруг нас”. Разделы энциклопедии: “Как устроен язык”, “Русский язык” (главы о лексике, фонетике, графике и орфографии, составе слова, морфологии, синтаксисе, истории русского языка и его диалектах), “Языки мира”, “Язык в действии”, “Письменность”, “История лингвистических открытий”, “Язык в мире людей”. И, наконец, “Лингвистические задачи” — для тех школьников, которые уже вполне освоились в мире языка.
Даль В.И. Иллюстрированный словарь живого русского языка: В 2 т. / [Сост. В.Берестов, Н.Александрова; Худож. оформл. Е.Поликашин]. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
В “Толковом словаре живого великорусского языка”, созданном Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века, объяснено около двухсот тысяч слов. Для двухтомного словаря из этих несметных сокровищ взята одна сороковая часть. Идея составить такой детский словарь принадлежит известному писателю и поэту Валентину Дмитриевичу Берестову, он написал предисловие и послесловие к словарю. Чтобы нагляднее объяснить старинные слова, были тщательно подобраны репродукции картин и рисунки русских художников — за эту работу издательство выразило благодарность Российской государственной детской библиотеке. Если сравнить настоящий Далев словарь с чудесными хоромами, мастерски украшенными затейливой резьбой (князёк, причелины, серёжки, дымники…), то этот “Иллюстрированный словарь” будет входом в хоромы через сени, выстроенные с умением и любовью. Знакомство с трудом В.И.Даля школьники могут продолжить, прочитав новую книгу: Смирнов А.Е. Дар Владимира Даля: Книга для внеклассного чтения. — М.: Дрофа, 2005. — 175 с.: ил.
Слова Ф. Сологуба “Они-то и есть настоящие, подлинные люди, истинное, неумирающее население нашей планеты” предваряют один из интереснейших разделов данного сайта “Герои” (Слайд 6). Здесь и парад героев, и информация о любимых персонажах, чьи имена стали нарицательными: Винни Пух, Шерлок Холмс, барон Мюнхгаузен, доктор Айболит, Робинзон Крузо и другие герои.
В разделе “Книга за книгой” вас привлечёт к себе ветка “Одной строкой” (Слайд 7), где вы сможете познакомиться с новинками детской литературы. А ветка “В гостях у издателя” представит обзор книжно-журнальной продукции ведущих российских издательств.
КНИЖНАЯ ФАБРИКА
Питерское издательство “Азбука” напоминает большое промышленное предприятие. Если считать по объёму выпуска художественной литературы, то “Азбука” — самое крупное издательство в Петербурге и во всём Северо-Западном регионе (более 500 названий в год). За половину текущего года Российская книжная палата зарегистрировала 245 названий общим тиражом 1859000 экземпляров, из них 30 названий детских книг тиражом 280000 экземпляров.
Основное и самое насыщенное направление “Азбуки” — классическая и современная литература, по преимуществу проза, как переводная, так и отечественная. Отдельное направление — научная фантастика и фэнтези, которыми занимается специальная редакция. Ещё одна редакция делает иллюстрированные словари и справочники по искусству; кроме того, внутри “Азбуки” существует специальное подразделение “Нота МИ”, выпускающее нотно-музыкальные и музыкально-педагогические издания. Наконец, немалая доля “азбучного” выпуска — книги для детей, составляющие около 12 % от объёма производства. (Рисунок 2), (Рисунок 3), (Рисунок 4)
Ветка “Осторожно кNiГа!” (Слайд 8) познакомит вас с авторами, чьи произведения вызвали споры критиков. Мне очень захотелось прочесть книгу, представленную здесь:
Кудрявцева Т. Книга для тех, кто не любит читать. — СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2006. — 239 с.: ил.
Вот современный ребёнок. Его голыми руками не возьмёшь. Заманить такого в книгу можно только одним путём — поговорить с ним на “понял-понял”. И Татьяна Кудрявцева берётся за дело, не жалея сил. Твёрдо зная, что больше всего на свете положено ненавидеть школу, эта смелая женщина сразу обещает, что сделает всё наоборот: у неё будет “весёлая НЕшкола” с “НЕуроками”; родительские собрания, на которые вместо родителей приходят дети; сочинения, которые “сочиняют не по теме, а — от полноты чувств”, и замечания в дневник, которые “пишут на радостях”. Тонкие авторские шутки сопровождаются изысканной игрой слов. “Классный музей”: “Он классный не потому, что открыт в классе, а потому, что потрясающий. Одним словом, “классный”!”. Листая книгу, остаётся с умилением констатировать, что искусство советских массовиков-затейников не иссякло, оно живёт и побеждает. “Итак, раз, два, три — начало игры!” — сообщает заключительная строка авторского вступления. (Рисунок 5)
О чём же собирается рассказать это бойкое “антишкольное” издание? Казалось бы, название говорит само за себя: “Книга для тех, кто не любит читать”. Но, дорогие товарищи, никогда в жизни, даже под дулом пистолета вам не догадаться, какие произведения и каких авторов выбирает Татьяна Кудрявцева для того, чтобы превратить в читателя современного безбашенного школяра среднего и, как неоднократно упоминает сам автор, младшего возраста. Ну? Кто первый? А первый, дорогие друзья, Державин. Тот самый, Гаврила Романович. И если вам почему-то кажется, что это довольно странный выбор, вы не тушуйтесь: дальше будет, по словам Алисы, всё любопытственнее и любопытственнее. Впрочем, что будет дальше, угадать нетрудно: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Бунин…
А теперь загляните в раздел “Музей книги” (Слайд 9-10). Здесь вы встретите забытые и давно не издававшиеся книги, авторы составили портрет новых книг, делая это ярко и увлекательно.
Хотите узнать, а какие произведения в детстве читали люди, которые сами потом стали писателями? Загляните в раздел “Читатели” (Слайд 11-14), который широко раскроет перед вами воспоминания известных писателей и поэтов о своём первом литературном опыте. А если заскучаете, почитайте читательские запросы, с которыми ученики обращаются к библиотекарю, есть над чем посмеяться и погрустить:
“У вас есть что-нибудь о роли танковых войск в войне 1812 года?..”
“Мне нужна биография кабачков и баклажанов”.
“Дайте мне роман Достоевского “Братья Карамзины”!”
“Стихотворение Ахматовой “Плаха”” (то есть одноименный роман Чингиза Айтматова).
Тургенев. “После бани” (имелся в виду рассказ Л.Н.Толстого “После бала”).
Сервантес. “Тонкий Кот”.
Фон Визин. “Водоросль”.
Из недавнего прошлого: “Малыш и Карл Маркс, который живет на крыше”
- Сайт “ГРАМОТА.РУ” (http://www.gramota.ru) является справочно-информационным порталом для всех, кто хочет быть грамотным. Меню сайта представлено разделами:
- Словари
- Библиотека
- Справка
- Класс
- Лента
- Игра (Слайд 15)
В разделе “Библиотека” (Слайд 16) ваше внимание привлечёт “Читальный зал”, где вы сможете найти биографическую справку о писателях и поэтах, а также прочесть представленные здесь произведения.
Для учащихся будет важен раздел “Класс” (Слайд 17-19). Здесь вас ждут интерактивные диктанты, позволяющие самостоятельно проверять свои и знания и получать теоретические сведения по всем правилам лингвистики.
Раздел “Словари” (Слайд 20) даёт широкую возможность проверить нужное вам слово сразу во всех словарях, имеющихся на сайте, кроме того, яркая палитра словарей русского языка позволит вам легко находить нужную вам информацию.
Раздел “Справка” (Слайд 21) позволит вам задать интересующие вас вопросы и получить компетентную информацию с ссылками на источники.
Раздел “Игра” (Слайд 22-25) преследует цель развитие познавательного интереса к родному языку, развитие словарного запаса, повторение и закрепление знаний, полученных на уроках русского языка. Игра “Балда” и “Кот учёный” увлечёт не только детей, но и взрослых.