«Пушкинские традиции в поэзии Некрасова (на примере сопоставительного анализа стихотворений Н.А.Некрасова «Элегия» и А.С.Пушкина «Деревня»»)

Разделы: Литература


Цели и задачи:

А) предметные:

  • закрепить представление об особенностях художественного метода Н.А.Некрасова (с опорой на пушкинские традиции);
  • расширить представление о народности в русской литературе второй половины XIX века;
  • развивать умение построчно анализировать стихотворения;

Б) личностные:

  • формировать у учащихся представление об особом пути поэта – выразителя передовых взглядов;
  • вызвать уважение к открытой и честной гражданской позиции поэта;

В) метапредметные:

  • формировать умение объяснить и доказывать;
  • формировать умение работать с лексическим материалом урока;
  • сравнивать и сопоставлять;
  • обнаруживать причинно-следственные связи в построении произведения.

Оборудование урока.

На доске:

  • эпиграф к уроку: «Пушкин у нас – начало всех начал» - М.Горький;
  • портреты А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.

На партах: стихи: Пушкина – «Деревня» и Некрасова – «Элегия».

Раздаточный материал:

  • А.С.Пушкин «Деревня», Н.А.Некрасов «Элегия»,
  • цитаты из словаря Ожегова, определение жанра элегии,
  • цитата из лекции О.Ф.Миллера «Русская литература после Гоголя»,
  • таблицы с цитатами из стихотворений,
  • цитата из статьи Достоевского.

Словарная работа (словарь Ожегова):

  • Традиция – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
  • Сопоставительный – от глагола сопоставить. Сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода.

ХОД УРОКА

Пушкин у нас – начало всех начал.
М.Горький

1. Организационный момент

Презентация

2. Словарная работа. Формулировка цели и задач урока

- Объяснить значение слов «традиция» и «сопоставить». Исходя из значения этих слов, сформулировать цели и задачи урока – сравнивая стихи Пушкина и Некрасова, найти в художественном методе Некрасова примеры традиционных пушкинских идей посредством анализа лексических приемов, использованных в «Элегии».

3. Работа с эпиграфом

Почему великий русский писатель М. Горький, используя метонимию, считает стихи Пушкина основой всех поэтических произведений, созданных в течение XIX века? Как соотносится эпиграф с темой нашего урока?

4. Работа с текстом стихотворений

- Пушкинское «влияние» на творчество Некрасова мы ощутим в знаменитой «Элегии». Что это за жанр? Почему именно к нему обращается Николай Алексеевич?

Это стихотворный жанр, основу которого составляют грустные философские размышления. Т.е. название заранее говорит о нерешенных проблемах. Помните, как у Пушкина в его «Элегии»: «Безумных лет угасшее веселье…» или «Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».

- Чем отличается по жанровому содержанию «Элегия» Некрасова?

– Размышления есть, но они посвящены теме предназначения поэта, судьбе народа, т.е. стали не личностными, а общественными.

5. История создания стихотворения

Стихотворение «Элегия» явно полемично. Предметом полемики стала лекция о Некрасове, прочитанная весной 1874 г. Орестом Федоровичем Миллером. Либеральный профессор высказал вот какую мысль. Давайте прочитаем цитату из лекции «Русская литература после Гоголя».

 «То, что составляло его любимую тему, - непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, чтобы подобная тема сама по себе когда-либо могла быть исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».

- Прав ли, по-вашему, профессор истории русской литературы?

Есть основания полагать, что именно эти слова послужили первотолчком к созданию «Элегии», которая начинается полемикой с ними. Таким образом, Некрасов пытался объясниться с потенциальными читателями.

6. Композиционный анализ стихотворения

- Разделите «Элегию» Некрасова на части, охарактеризуйте композицию.

1 часть – обращение к юношеству, заповедь, завещание; ставится вопрос об актуальности темы народа – «чему достойнее служить могла бы лира?». Первые строчки – это пропаганда, утверждается необходимость гражданского чувства, т.к. поэт должен обращать к народу внимание сильных мира сего.

2 часть – элегическая. Некрасов и здесь честен по отношению к тому, к кому обращено произведение.

- Какое знаменитое стихотворение Пушкина напоминает 1-я часть «Элегии» Некрасова? А какое стихотворение 2-я часть «Элегии»?

1 часть – это аллюзия на стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»,

2 – явное и скрытое цитирование пушкинской «Деревни».

7. Пафос стихотворения «Элегия»

- Чем различаются настроение, интонации первой и второй частей некрасовского произведения?

В первой части настроение героя, которому не хватило гражданской чуткости, меняется от восторженного умиления, оптимизма до внезапного открытия иной правды. Именно здесь говорится о назначении поэта и поэзии: «Я лиру посвятил народу своему». Во второй части поэт ощущает единство с природой, но тот, к кому обращено его творчество, «не внемлет… и не дает ответа». Остается устойчивое чувство грусти и безысходности (как и требует жанр элегии).

8. Сопоставление стихотворений «Деревня» и «Элегия»

Многие критики, в их числе профессор Миллер, считали Некрасова продолжателем «гоголевского направления» и решительно противопоставляли его Пушкину. Вопреки этому Некрасов и выводит в «Элегии» свою родословную из Пушкина, не декларируя ее, а подтверждая всем строем своих «пушкинских» стихов, вызывая многочисленные ассоциации, связанные именно с пушкинской поэзией.

Задание: сравните лексику «Деревни» Пушкина и «Элегии» Некрасова. Какие фразы вам показались знакомыми? Какую вы заметили закономерность?

«Деревня» Пушкина

«Элегия» Некрасова

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам…

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам…

9. Сопоставление стихотворений Пушкина и Некрасова

Задание: сравните эмоциональное содержание и пафос «Деревни» Пушкина и «Элегии» Некрасова. Какие фразы вам показались схожими по настроению? В чем заметили разительное отличие?

«Деревня» Пушкина

«Элегия» Некрасова

Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты…

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы…

На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

" Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира?...

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы?

10. Подведение итогов сопоставления стихотворений

- Что способствовало состоянию печали, разочарованности в обоих стихотворениях? Почему «Деревня» Пушкина заканчивается риторическим вопросом, а «Элегия» Некрасова многоточием?

Во-первых, время написания, преддекабристское – у Пушкина, послереформенное (1874 г.) – у Некрасова, во-вторых, на смену надежде, рассуждению о судьбах народа приходит обобщение и понимание того, как мало еще достигнуто в деле служения народу.

- Изменились ли взгляды Некрасова на существо поэзии? Произошла ли переоценка ценностей?

В стихотворении – прямая декларация своей поэзии как поэзии народной. Некрасов страдает от того, что нужно молчать. Муза становится проводником, помогающим преодолеть ликованье, неуместную радость. У поэта должен быть настрой на правду, на истину.

- Прочитайте отрывок из статьи Достоевского. К кому из поэтов: к Пушкину или к Некрасову – можно отнести эти слова?

« …русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время. Но этот человек остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место». – И к Пушкину, и к Некрасову. Настоящий поэт всегда во все времена служит своему народу.

(Ф.М.Достоевский в статье “«Поэт и гражданин». Общие толки о Некрасове как о человеке” подводит итог жизни Николая Алексеевича: «Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время. Но этот человек остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место».)

11. Подведение итогов

Итак, мы приходим к выводу:

  • и для Пушкина, и для Некрасова общей является мысль о служении поэта народу, о гражданском назначении поэзии, ведущей народ к осуществлению лучших идеалов своего времени;
  • Некрасов был истинным продолжателем не только «гоголевского», но и «пушкинского» направления в литературе, потому что разорвать связь поэтических времен, несмотря на их разнородность, невозможно.