Цели и задачи:
А) предметные:
- закрепить представление об особенностях художественного метода Н.А.Некрасова (с опорой на пушкинские традиции);
- расширить представление о народности в русской литературе второй половины XIX века;
- развивать умение построчно анализировать стихотворения;
Б) личностные:
- формировать у учащихся представление об особом пути поэта – выразителя передовых взглядов;
- вызвать уважение к открытой и честной гражданской позиции поэта;
В) метапредметные:
- формировать умение объяснить и доказывать;
- формировать умение работать с лексическим материалом урока;
- сравнивать и сопоставлять;
- обнаруживать причинно-следственные связи в построении произведения.
Оборудование урока.
На доске:
- эпиграф к уроку: «Пушкин у нас – начало всех начал» - М.Горький;
- портреты А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.
На партах: стихи: Пушкина – «Деревня» и Некрасова – «Элегия».
Раздаточный материал:
- А.С.Пушкин «Деревня», Н.А.Некрасов «Элегия»,
- цитаты из словаря Ожегова, определение жанра элегии,
- цитата из лекции О.Ф.Миллера «Русская литература после Гоголя»,
- таблицы с цитатами из стихотворений,
- цитата из статьи Достоевского.
Словарная работа (словарь Ожегова):
- Традиция – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
- Сопоставительный – от глагола сопоставить. Сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода.
ХОД УРОКА
Пушкин у нас – начало всех начал.
М.Горький
1. Организационный момент
2. Словарная работа. Формулировка цели и задач урока
- Объяснить значение слов «традиция» и «сопоставить». Исходя из значения этих слов, сформулировать цели и задачи урока – сравнивая стихи Пушкина и Некрасова, найти в художественном методе Некрасова примеры традиционных пушкинских идей посредством анализа лексических приемов, использованных в «Элегии».
3. Работа с эпиграфом
Почему великий русский писатель М. Горький, используя метонимию, считает стихи Пушкина основой всех поэтических произведений, созданных в течение XIX века? Как соотносится эпиграф с темой нашего урока?
4. Работа с текстом стихотворений
- Пушкинское «влияние» на творчество Некрасова мы ощутим в знаменитой «Элегии». Что это за жанр? Почему именно к нему обращается Николай Алексеевич?
– Это стихотворный жанр, основу которого составляют грустные философские размышления. Т.е. название заранее говорит о нерешенных проблемах. Помните, как у Пушкина в его «Элегии»: «Безумных лет угасшее веселье…» или «Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».
- Чем отличается по жанровому содержанию «Элегия» Некрасова?
– Размышления есть, но они посвящены теме предназначения поэта, судьбе народа, т.е. стали не личностными, а общественными.
5. История создания стихотворения
Стихотворение «Элегия» явно полемично. Предметом полемики стала лекция о Некрасове, прочитанная весной 1874 г. Орестом Федоровичем Миллером. Либеральный профессор высказал вот какую мысль. Давайте прочитаем цитату из лекции «Русская литература после Гоголя».
«То, что составляло его любимую тему, - непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, чтобы подобная тема сама по себе когда-либо могла быть исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».
- Прав ли, по-вашему, профессор истории русской литературы?
Есть основания полагать, что именно эти слова послужили первотолчком к созданию «Элегии», которая начинается полемикой с ними. Таким образом, Некрасов пытался объясниться с потенциальными читателями.
6. Композиционный анализ стихотворения
- Разделите «Элегию» Некрасова на части, охарактеризуйте композицию.
1 часть – обращение к юношеству, заповедь, завещание; ставится вопрос об актуальности темы народа – «чему достойнее служить могла бы лира?». Первые строчки – это пропаганда, утверждается необходимость гражданского чувства, т.к. поэт должен обращать к народу внимание сильных мира сего.
2 часть – элегическая. Некрасов и здесь честен по отношению к тому, к кому обращено произведение.
- Какое знаменитое стихотворение Пушкина напоминает 1-я часть «Элегии» Некрасова? А какое стихотворение 2-я часть «Элегии»?
1 часть – это аллюзия на стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»,
2 – явное и скрытое цитирование пушкинской «Деревни».
7. Пафос стихотворения «Элегия»
- Чем различаются настроение, интонации первой и второй частей некрасовского произведения?
– В первой части настроение героя, которому не хватило гражданской чуткости, меняется от восторженного умиления, оптимизма до внезапного открытия иной правды. Именно здесь говорится о назначении поэта и поэзии: «Я лиру посвятил народу своему». Во второй части поэт ощущает единство с природой, но тот, к кому обращено его творчество, «не внемлет… и не дает ответа». Остается устойчивое чувство грусти и безысходности (как и требует жанр элегии).
8. Сопоставление стихотворений «Деревня» и «Элегия»
Многие критики, в их числе профессор Миллер, считали Некрасова продолжателем «гоголевского направления» и решительно противопоставляли его Пушкину. Вопреки этому Некрасов и выводит в «Элегии» свою родословную из Пушкина, не декларируя ее, а подтверждая всем строем своих «пушкинских» стихов, вызывая многочисленные ассоциации, связанные именно с пушкинской поэзией.
Задание: сравните лексику «Деревни» Пушкина и «Элегии» Некрасова. Какие фразы вам показались знакомыми? Какую вы заметили закономерность?
«Деревня» Пушкина |
«Элегия» Некрасова |
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, |
Увы! пока народы |
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, |
Увы! пока народы |
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, |
Увы! пока народы |
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, |
Увы! пока народы |
9. Сопоставление стихотворений Пушкина и Некрасова
Задание: сравните эмоциональное содержание и пафос «Деревни» Пушкина и «Элегии» Некрасова. Какие фразы вам показались схожими по настроению? В чем заметили разительное отличие?
«Деревня» Пушкина |
«Элегия» Некрасова |
Везде передо мной подвижные картины: |
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, |
На мирный шум дубров, на тишину полей, |
" Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, |
Я здесь, от суетных оков освобожденный, |
Недавних, тайных дум живое воплощенье: |
О, если б голос мой умел сердца тревожить! |
К народу возбуждать вниманье сильных мира – |
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный |
И рабству долгому пришедшая на смену |
10. Подведение итогов сопоставления стихотворений
- Что способствовало состоянию печали, разочарованности в обоих стихотворениях? Почему «Деревня» Пушкина заканчивается риторическим вопросом, а «Элегия» Некрасова многоточием?
– Во-первых, время написания, преддекабристское – у Пушкина, послереформенное (1874 г.) – у Некрасова, во-вторых, на смену надежде, рассуждению о судьбах народа приходит обобщение и понимание того, как мало еще достигнуто в деле служения народу.
- Изменились ли взгляды Некрасова на существо поэзии? Произошла ли переоценка ценностей?
– В стихотворении – прямая декларация своей поэзии как поэзии народной. Некрасов страдает от того, что нужно молчать. Муза становится проводником, помогающим преодолеть ликованье, неуместную радость. У поэта должен быть настрой на правду, на истину.
- Прочитайте отрывок из статьи Достоевского. К кому из поэтов: к Пушкину или к Некрасову – можно отнести эти слова?
« …русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время. Но этот человек остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место». – И к Пушкину, и к Некрасову. Настоящий поэт всегда во все времена служит своему народу.
(Ф.М.Достоевский в статье “«Поэт и гражданин». Общие толки о Некрасове как о человеке” подводит итог жизни Николая Алексеевича: «Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время. Но этот человек остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место».)
11. Подведение итогов
Итак, мы приходим к выводу:
- и для Пушкина, и для Некрасова общей является мысль о служении поэта народу, о гражданском назначении поэзии, ведущей народ к осуществлению лучших идеалов своего времени;
- Некрасов был истинным продолжателем не только «гоголевского», но и «пушкинского» направления в литературе, потому что разорвать связь поэтических времен, несмотря на их разнородность, невозможно.