В русской литературе много замечательных детских писателей, произведения которых знают и любят наши ребята. У нас много прекрасных педагогов, отдающих все свои силы воспитанию детей. Почему же именно Гайдару удалось так властно завладеть сердцами, разбудить в них лучшие чувства?
Известно, что самые рациональные методы воспитания принесут желанные результаты только тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу детей, сумеет наладить особые межличностные отношения с детьми. А. Гайдар упорно и терпеливо искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же качествами отличались его взаимоотношения с детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам и его произведениям.
На вопрос, что Гайдар делает для того, чтобы завоевать доверие и любовь детей, он ответил: “Я их просто люблю.… Ни один учитель, ни один вожатый не привлечет к себе детей, если он их не любит…”
Однако любить детей еще мало, надо, чтобы они любили тебя.
И это верно, – отвечал он, – но тут я уже сам ищу дорогу. Она не всегда гладкая и ровная. Ребята прихотливый народ.
- Ты с ними добр?
- Они не любят очень добрых.
- Значит, быть лучше с ними строгим?
- Ничего не значит. Не ненужно быть ни строгим, ни добрым.
- Так каким же нужно быть?
- Лучше всего быть серьезным. (Р. Фраерман “Аркадий Гайдар и дети”, ж “Вожатый” № 5 1948 г стр. 22-23).
О таком серьезном отношении Гайдара к детям свидетельствует и Б. Емельянов, автор книги “Жизнь и творчество А. П. Гайдара” (Детгиз. 1954г. стр. 58-84). Он пишет о том, что в его дружбе с ребятами не было и тени отношения “понарошку”.
Дружба строилась всерьез. Одним из замечательных качеств писателя была способность “глубоко изнутри ощущать ребячью жизнь и понимать ребят с полуслова”.
О дружбе, основанной на взаимном уважении и доверии взрослых и детей, Гайдар часто писал в своих произведениях. Это отношение к детям выразилось в его писательской манере разговаривать с ними как с равными, делиться самыми заветными своими мыслями. Может быть, поэтому дети серьезно относятся к каждому его слову, любят все его произведения. Не подавлять, а воспитывать, развивать в ребенке человека – вот основной принцип, которого убежденно придерживался писатель в своем творчестве. С. Маршак в статье “Памяти Гайдара” писал: “Гайдар знал, какие струны надо затронуть, чтобы мобилизовать ребенка на благородные дела …А. Гай-дар жил и работал ради будущего и в своих книгах и мыслях, неизменно обращался к олицетворенному будущему – к детям. Они были для него не только читателями и действующими лицами его повестей и рассказов, но и верными товарищами, с которыми он делился и большими, серьезными мыслями и веселой шуткой. К. Паустовский замечал по этому поводу: “Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок”. О секретах огромного воздействия А. Гайдара на читателей-детей долго говорили и писали как о нераскрытой “хитрости”, как о неразгаданной “военной тайне” и даже как о непостижимом “чуде”. Многие из этих чудес уже “расколдованы” исследователями его жизни и творчества. Некоторые из секретов сегодня, к сожалению, забыты, другие остаются до сих пор, действительно, загадками. Более того, их число неизменно растет, так как современное поколение детей воспринимает Гайдара и открывает его по-своему.
К сожалению, не все дети, да и взрослые читают и изучают произведения Гайдара.
Это связано с тем, что в школьную программу по литературе не включены для изучения произведения писателя. К счастью, прошло то время, когда некоторые литературные критики, используя факты биографии писателя, связанные с гражданской войной, пытались очернить его жизнь и творчество. Например, В. Солоухин в повести “Соленое озеро” создает миф о Гайдаре как о жестоком убийце. В самом деле, Гайдар сражался в течение всего лета 1919 г. в бригаде курсантов с контрреволюционными бандами, белоказаками, местными националистами на петлюровском фронте, польском, кавказском. Его назначают комиссаром партизанского отряда затем командиром взвода, ротным командиром. “Что я видел, – всего не перескажешь. Но самое главное, что я запомнил, – это то, с какой ненавистью к врагу, безграничной и беспредельной, сражалась Красная Армия одна против всего белогвардейского мира”. Да, действительно, дрались, не жалея крови, не щадя жизни. Время было необыкновенное, время трагичное.
На наш взгляд, книги Гайдара – это, прежде всего покаяние человека, прошедшего ад гражданской войны и мечтающего о прекрасной жизни в счастливой стране. А. Гайдар писал: “Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось, да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало”.
Желание вчерашнего бойца поделиться пережитым именно с юными читателями объясняется не столько обилием, сколько остротой и живостью впечатлений, полученных в юном возрасте, стремлением забыть жестокость и насилие гражданской войны. И каждое произведение о детстве становилось для него своеобразным возвращением в его далекое и неповторимо прекрасное детство. Можно без преувеличения сказать, что детским писателем сделала Гайдара революция и гражданская война.
Каждое новое произведение Гайдара было событием в детской литературе. Повести и рассказы писателя отличали глубокое понимание автором сложного детского характера, редкое психологическое родство этого взрослого человека с ребенком, его необыкновенное умение найти с детворой общий язык. К. Паустовский замечал по этому поводу: “Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой поступок”. (Жизнь и творчество А.П. Гайдара. М., Дет. Лит., 1964 г. стр. 183). Гайдар, который, по словам С. Я. Маршака, “сумел сочетать в своем лице и талантливого педагога, и веселого старшего товарища”, который делился со своим читателями “…и большими, серьезными мыслями, и веселой шуткой”, создал книги, пронизанные юмором, смехом.
Всем известно, как важен юмор в детской литературе, встречающей человека при вступлении его во взрослую жизнь. Юмор – свидетельство тонкого понимания мира писателем во всей сложности, во всем его многообразии. На страницах повести Гайдара “Тимур и его команда” шумит большой мир детства – мир сложный, яркий и лукавый. И потому, что автор хорошо понимает этот мир, многие страницы книги озаряет его незабываемая улыбка.
Как известно, юмор, комическое, основывается на противоречии жизни. Тимуровцы скрывают свои игры от взрослых, и эта тайна приводит ко многим нелепицам, вызывающим смех читателя. Во дворе старушки-молочницы, матери красноармейца, ребята, таясь от хозяйки, наполняют бочку с водой, что вот-вот собирается сделать она сама. И читатель вместе с Тимуром смеется над тем, как, “вернувшись от колодца, старуха подняла ведро, опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже наполненной до краев бочки прямо ей по ноги. Она опустила руку в воду и поднесла ее к носу”.
Другая комическая сцена возникает во дворе старушки-владелицы козы. И опять-таки, потому что ребята решают уложить в поленницу только что привезенные дрова тайком то хозяйки. Один из них, Сима Симаков, отвлекает ее и задерживает в огороде, шевеля ветви яблони. Старушка принимает Симу за вора и решает, спрятавшись от него, подкараулить… Незнание старушкой того, кто ей помог, рождает не менее смешную сцену в конце эпизода. Возвратившись из огорода, она видит сложенную поленницу дров и возле нее маленького внука с куском бересты. На вопрос бабки, которая стоит перед поленницей “вытаращив глаза”, о том, кто без нее работал, малыш, укладывая бересту в поленницу, важно отвечает: “А ты, бабушка, не видишь, – это я работаю”.
Не трудно заметить, что эти и другие комические ситуации в повести исходят из игр, которые напоминают таинственные дела тимуровцев. Такие эпизоды интересны, увлекательны и оказывают воспитательное воздействие на юных читателей. Эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, импульсивность…Это то, что в конечном итоге и можно назвать качествами, не соответствующими чертам характера взрослого человека, противоречащими им. И это несоответствие в повести Гайдара создает весело-озорной тон, из подобных ситуаций рождается юмор писателя.
Значение многочисленных комических сцен, ситуаций трудно переоценить. Юмор помогает читателю острее пережить все происходящее в повести, он делает героев – тимуроцев ближе детям, помогает глубже понять “секрет” обаяния этого писателя.
Исследуя внутренний мир подростка в повести “Школа”, А. Гайдар не рисует “облегченного” пути возмужания своих героев; напротив, он подчеркивает, что процесс этот – долгий, мучительно сложный, противоречивый. Борису Горикову уже известно, что была революция пятого года, что у них дома жандармы бывали с обыском, что царей судят и казнят; он уже задумался о социальном неравенстве, о неизбежности каких-то перемен. Писатель воссоздает процесс постепенного взросления, возмужания своего героя: он попадает во все более сложные жизненные ситуации.
И более сложными, ответственными становятся его раздумья, переживания. Его внутренний мир “вбирает” события, впечатления о людях, обогащается опытом отношений с ними. В целом повесть и представляет картину и объяснение становления и воспитания характера подростка в условиях революции и гражданской войны.
Гайдар большое внимание в повести уделяет нравственным проблемам: что считать добром и злом, в чем смысл жизни, взаимоотношения человека и коллектива, проблемам мнимого и настоящего товарищества, дисциплины и долга, подлинной красоты человека. Изучая историю жизни Бориса Горикова, мы раскрываем одновременно перед детьми композиционное и языковое мастерство Гайдара, воспитываем внимание и любовь к поэтическому слову, учим видеть в лаконичных словесных образах картины жизни. Повесть Гайдара, построенная на увлекательном сюжете, рисующая яркие образы и картины, дает учителю возможность для самой разнообразной работы: выразительного чтения, пересказов, анализа эпизодов, наблюдений над языком писателя. И, что особенно важно, книга не только воскрешает годы революции и гражданской войны, но и воспитывает детей в духе уважения и любви к своей Родине.
Как нужен сейчас нашей школе Гайдар! Как нужны его добрые и умные книги, стремление в “дальние страны”, романтика мирных дней, как важно, чтобы звон кремлевских часов напоминал нашим ученикам, что надо “любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется советской страной”. А пока Гайдара нет в школьной программе, многие учителя, каждый в силу своих способностей и возможностей, в силу своей любви и преданности к писателю популяризует его произведения среди учащихся, делают его близким и родным для сегодняшних мальчишек и девчонок.
Литература
- Гайдар А. П. Письма, ЦГАЛИ, 1972. - оп 2. ед. хр. 30.
- Гайдар А. П. Собр. соч., в 4-х т., М.: Детская литература, 1964. т 2. – 344 с.
- Емельянов Б. Жизнь необыкновенная. В кн.: Жизнь и творчество А. П. Гайдара, М. : Детгиз, 1954. – 59-84 с.
- Свирская И. А. О чем спорят современные школьники-читатели А. П. Гайдара. //Ученые записки Горьковского института им. А. М. Горького, серия филологических наук. – Выпуск 111. – Творчество А. П. Гайдара. – Горький, 1968. – 243 с.
- Шаталов С. Е. Заметки о психологизме А. П. Гайдара. (там же, – 38-42 с).
- Фраерман Р. Аркадий Гайдар и дети. – ж. Вожатый, № 5. 1948. – 22-23 с.