Литература
-
М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». 6-й класс 2020
Цель: знакомство учащихся с творчеством Мигеля де Сервантеса, с отдельными главами из романа «Дон Кихот», выявление признаков пародии на рыцарский роман.
-
М.Цветаева "Наши царства" 2014
Урок знакомства учащихся с творчеством М. И. Цветаевой, расширяющий «поэтический» кругозор учащихся. Цель: познакомить детей с изобразительными средствами в лирическом стихотворении; учить детей понимать и воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием; развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа детства.
-
М.Ю Лермонтов (1814–1841). Личность поэта. Стихотворение "Парус", 6-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с личностью М.Ю. Лермонтова; знакомятся с настроением стихотворения «Парус», анализируют стихотворение и определяют значение образов в нём. Также учащиеся узнают, что такое «инверсия». На уроке проводится контроль (в виде теста) за усвоением знаний по литературоведческим терминам.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2014
«Бородино» – первое печатное стихотворение М.Ю. Лермонтова. Написано к 25-й годовщине Бородинского сражения. О великой битве рассказывает простой русский солдат. Он вспоминает, как в день решающей схватки русские воины поклялись «головой постоять за родину», преодолеть натиск врага, преградить ему дорогу на Москву и как сдержали в бою «клятву верности». Произведение наполняет сердца читателей гордостью за славное героическое прошлое нашей родины, учит горячей любви к Отчизне.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2005
На данном уроке продолжаем формировать умение производить структурный анализ текста, определять его тип. Поэтому работа над текстом включает в себя словарную работу, работу с художественно-выразительными средствами языка: эпитетами и метафорами. Главной и наиболее актуальной задачей, встающей перед учителем, является представление учащимся возможностей для активного овладения знаниями и развития навыков самостоятельного анализирования. На наш взгляд, образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представление о чем-либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это становится возможным только в процессе обсуждения, коммуникации, совместной деятельности по анализу текста, выявлению гражданской позиции каждого обучающегося.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Война 1812 года. 2010
На уроке учащиеся знакомятся с историческими событиями 1812 года; поэтическим изображением подвига народа в войне 1812 года и в стихотворении "Бородино"; выясняют отличия в изложении данных событий в истории и литературе и сравнивают их. Урок способствует воспитанию гордости за свой народ, чувства патриотизма.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Урок к 200-летию со Дня Бородинского сражения 2013
Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» напомнит обучающимся о героическом прошлом нашей страны – о сражении под Бородино 1812 года. Пятиклассники познакомятся с композицией стихотворения и особенностями повествования, проведут художественный анализ текста, понаблюдают за развитием сюжета и поведением героев. Презентация поможет наглядно увидеть страницы войны 1812 г.
-
М.Ю. Лермонтов "Песнь про купца Калашникова". История создания поэмы. Сюжет и композиция 2013
Первый урок, посвященный изучению произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», знакомит учеников с историей создания данного стихотворения, исторической эпохой. Подготавливает юных читателей к восприятию произведения.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - историческая поэма о России XVI века 2014
Цель урока: продолжить изучение поэтических произведений на историческую тему, сопоставляя с данными истории и выявляя авторскую позицию; выявить художественное своеобразие поэмы и ее связь с фольклором; развивать монологическую речь, аналитическое мышление; воспитывать чувство сопричастности к прошлому страны, патриотизм.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2012
Цель уроков - раскрыть глубокий нравственный смысл "Песни..."; дать представление об эпохе Ивана Грозного, опричниках; формировать умение анализировать и интерпретировать текст поэмы, выделять композиционные части, характеризовать поступки героев, выразительно читать поэму, строить собственные суждения.
-
М.Ю. Лермонтов в Тамани 2009
6 октября 1984 года в Тамани состоялось торжественное открытие памятника М.Ю. Лермонтову. Многие писатели России побывали в Тамани. М.Ю. Лермонтов останавливался здесь проездом в 1837 году, он описал эти места в повести "Тамань".
-
М.Ю. Лермонтов как переводчик. Интерпретация сонета А. Мицкевича "Вид гор из степей Козлова" 2005
Предлагаемая разработка урока предполагает знакомство с одним из произведений А. Мицкевича в оригинале и в переводе М.Ю. Лермонтова, с целью сопоставления двух культур и выявления их особенностей. Данный интегрированный урок способствует формированию у учащихся знаний в области польской и русской литератур. Кроме того, предложенные формы работы с учащимися направлены на закрепление ранее полученных знаний по теории литературы, литературоведению, польскому языку и переводоведению.
-
М.Ю. Лермонтов. "Мцыри" 2011
Урок литературы в 8-м классе посвящен поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Данный урок – подготовительный этап для постановки спектакля, назначение которого – передать настроение всего произведения. В течение урока учащиеся работают группой над собственными заданиями.
-
М.Ю. Лермонтов. "Песня про купца Калашникова" 2010
Разработка урока позволяет продемонстрировать взаимосвязь целеполагания, учебной задачи и результативности системы уроков. Достижению результата урока способствуют диагностические цели, что позволяет посмотреть на итоги учительской деятельности с позиции ребёнка: не только то, что будет делать учитель, а что сможет в результате сделать ребёнок.
-
М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича…" Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов" 2009
Разработка урока позволяет расширить знания учеников о биографии М.Ю. Лермонтова, об истории России, помогает выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. Использование презентации на уроке позволяет развивать познавательные процессы у учащихся.
-
М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема природы и человека. Трехсложные размеры стиха 2011
В течение урока обучающиеся анализируют стихотворение М.Ю. Лермонтова "Три пальмы". Шестиклассники продолжают знакомиться с термином "баллада". Учитель с учениками совместно делает выводы о мироощущениях поэта, о мотивах лирики Лермонтова. К концу урока создается представление о целостном анализе художественного текста, дети смогут показать связь поэтического мировосприятия и идейно-художественного своеобразия творчества поэта.
-
М.Ю. Лермонтов. Детские годы. "Бородино" 2011
Цель двух уроков: познакомить учащихся со страницами биографии поэта, содержанием стихотворения, воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России. Использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. "Бородино" – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения 2010
Стихотворение "Бородино" сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Предлагаю такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы подключая все имеющиеся знания. Урок построен в форме эвристической беседы.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество 2011
Представлена литературно-художественная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта 2013
В ходе урока ученики получают четкое представлении об этапах творчества М.Ю. Лермонтова, темах и мотивах его лирики, а также совершенствуют умения анализировать лирическое произведение.
-
М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени". Размышления об одном из самых странных образов в русской литературе 2010
Статья посвящена одному из самых значительных произведений творчества М.Ю. Лермонтова, роману "Герой нашего времени". Предлагается использовать на заключительных уроках по изучению образа главного героя этого произведения.
-
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. 7-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с биографией М.Ю. Лермонтова. Знакомит с известными портретами поэта. Ученики совершенствуют навыки монологической речи, развивают умения систематизировать материал.
-
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино": Анализ произведения 2009
Цель данного урока – помочь учащимся глубоко и эмоционально воспринимать текст, раскрыть в стихотворении чувства и мысли народа, а также познакомить их с героями 1812 года. Выяснить их отношение к героическим страницам русской истории, обогатить словарный запас учащихся, познакомить с понятиями: диалог, монолог.
-
М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба поэта; основные мотивы лирики 2010
Автор знакомит учащихся с личностью поэта М.Ю. Лермонтова, расширяет знания о жизни и творчестве поэта, подчеркивает яркую индивидуальность его поэтического гения.
-
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта», «Пророк». Образ поэта-пророка и судьба поэта в лирике Лермонтова 2011
Урок продолжает знакомство учащихся с основными мотивами лирики Лермонтова. Образ поэта-пророка и его судьба прослеживаются на примере стихотворений «Смерть Поэта» и «Пророк». Стихотворение «Пророк» анализируется в сравнении со стихотворением Пушкина «Пророк». Осуществляется интеграция с уроком истории, что помогает учащимся лучше понять атмосферу того времени. На слайдах представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена которых звучат на уроке.
-
Мадонны Рафаэля и музы Пушкина 2015
Данная презентация является неотъемлемой частью урока-альбома по литературе и искусству «Мадонны Рафаэля и Музы Пушкина», проводимого в старших классах. Двух гениев мировой культуры, Рафаэля и Пушкина, объединяет то, что чувствовали эти два мастера живописи и литературы к женщине: любовь, преклонение, обожествление. Их творчество и по сей день оценивается как непостижимое и непревзойденное совершенство, прикоснуться к которому позволяет предложенная презентация и материалы урока.
-
Малая родина в лирике С.А. Есенина. Стихотворение "Я покинул родительский дом…" 2012
Автор знакомит учащихся с биографией и творчеством С.А. Есенина. Готовит учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта, учит понимать лирические образы, рисуемые поэтом, формирование таких понятий, как "истоки поэзии", "метафора", "эпитет", "сравнение", "мужская и женская рифмы", "способы рифмовки", "лиризм".
-
"Маленькие герои большой войны". Иван (по повести В.Богомолова "Иван") 2023
Когда читаешь повесть «Иван» Богомолова, не понимаешь, кто перед тобой: тринадцатилетний подросток или мужик. Столько злости и ненависти в глазах парня, который по-детски играет в землянке со стульями. Рана под лопаткой навылет и мощное желание мести за всю семью, уничтоженную немцами, делают образ героя невыносимо тяжелым, хочется пригреть его и пожалеть, как ребенка, который остался без детства.
-
"Маленькие герои большой войны. Иван" (презентация по повести В.Богомолова "Иван") 2023
Когда читаешь повесть «Иван» Богомолова, не понимаешь, кто перед тобой: тринадцатилетний подросток или мужик. Столько злости и ненависти в глазах парня, который по-детски играет в землянке со стульями. Рана под лопаткой навылет и мощное желание мести за всю семью, уничтоженную немцами, делают образ героя невыносимо тяжелым, хочется пригреть его и пожалеть, как ребенка, который остался без детства.
-
Маленькие истории большой войны (по книге С.Алексиевич "У войны не женское лицо") 2020
Данный урок – попытка рассказать о Великой Отечественной войне «с женского голоса». Учащиеся изначально были поставлены в учебную ситуацию, при которой должны были сформулировать ключевую проблему и решить ряд проблемных задач. Как реальный результат – организованная исследовательская деятельность, которая и привела к решение главного проблемного вопроса: «Можно ли сказать о войне что-то грандиозно важное «женскими» словами?» На заключительном этапе урока каждый из учащихся стал участником творческого поиска, в результате которого рождается самостоятельный творческий продукт – сочинение-эссе на тему «Какое лицо у женской войны?»