Литература
-
Люди праведные "глухой поры" (вводный урок литературы по рассказу Н.С. Лескова "Кадетский монастырь", 7-й класс) 2009
Представлен конспект вводного урока литературы в 7-м классе якутской школы по изучению рассказа Н.С. Лескова «Кадетский монастырь». Литература как вид искусства рассматривает своим объектом изображения саму жизнь. И в данном ракурсе изучение художественных произведений не может быть представлено без связи с историей.
-
Люди с номерами. 11-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Варлама Шаламова и поэта-земляка Ивана Петрова, вызвать чувства уважения к тем, кто в трудных жизненных ситуациях остался человеком.
-
"Люди! Покуда сердца стучатся, помните!" Литературно-музыкальная композиция 2012
В работе представлен сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне. В ходе вечера участники читают стихи о войне, исполняют песни военных лет, а также рассказывают истории.
-
М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Первое знакомство… 11-й класс 2010
Урок способствует развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции; актуализирует личностный смысл учащихся к изучению произведения, способствует развитию умения сопоставлять факты, развивает исследовательские и творческие навыки, создает условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
-
М.Булгаков "Дьяволиада". 11-й класс 2011
Литературный вечер, посвященный личности и творчеству М.Булгакова. Цель мероприятия: вовлечь учащихся в процесс чтения как интереснейший процесс интеллектуальной работы; развивать фантазию; обучать работе с текстом отбору текстового материала и его анализу, обучать сопоставительному анализу художественного произведения, театрального спектакля, киноверсии.
-
М.В. Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с неповторимой, уникальной личностью – М.В.Ломоносовым, узнают о человеке определённой эпохи, его системой взглядов, обусловленных исторически; знакомятся с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова.
-
М.В. Ломоносов и отечественная литература 2014
При изучении творчества Ломоносова возникают трудности, связанные с недостатком материала в учебнике. Цель презентации: расширить представление учащихся о заслугах Ломоносова в области отечественной литературы. Таким образом, презентация может быть использована как на вводном, так и на заключительном уроке литературы при изучении жизни и творчества Ломоносова.
-
М.В.Ломоносов — патриот и гражданин, поэт и учёный 2006
Данная работа представляет подробную разработку урока по теме "Литература XVIII века. Классицизм". Материал содержит интересные сведения, позволяющие познакомиться с филологической деятельностью М.В. Ломоносова и его одической поэзией. Разнообразные методы и приёмы урока позволяют изучить эту сложную тему увлекательно и доступно.
-
М.Горький "Легенда о Данко" (по рассказу "Старуха Изергиль") (7-й класс) 2010
На уроке проходит изучение идейного и художественного своеобразия легенды; овладение понятием легенда; воспитание уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям, служению им.
-
М.Горький. "Ма-аленькая!". Рассказ с обрамлением. Личность героини 2010
Урок может быть проведен как плановый или урок внеклассного чтения. Учащиеся на уроке познакомятся с данным произведение М.Горького, углубят знания о рассказе с обрамлением. Учитель продолжит формировать навык выразительного чтения у учащихся, умение работать по содержанию рассказа, развивать логическое мышление, речь учащихся; воспитывать гуманное отношение к людям.
-
М.Горький. Пьеса "На дне". Спор о человеке, проблема правды 2014
В ходе учебного занятия студенты имеют возможность увидеть, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; создается проблемная ситуация, при обсуждении которой у учащихся формируется мнение о Луке, его роли в пьесе и влиянии на судьбы героев.
-
М.Горький. Раннее романтическое творчество. Нравственно-этические искания 2009
Ранние рассказы М.Горького – романтические произведения. В них присутствуют исключительные характеры, сильные страсти, резкие контрасты, разгул стихии, экзотический фон, на котором развивается действие. Разработка урока для 11-го класса поможет познакомить учащихся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке 2009
Урок литературы "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке" построен с применением новой технологии критического мышления. Цель: Изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий.
-
"М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке". 9-й класс 2013
Урок обогащает представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования; расширяет знание учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске; выявляет связь сказки с народной сказкой; формирует умение самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Знакомство с сатирической сказкой 2010
На представленном уроке учащиеся знакомятся с особенностями жанра сатиры. Рассматривается теория литературы: аллегория, гипербола, фантастика, гротеск. В тексте находятся сказочные приемы; повторяются по словарю литературоведческие термины. Выполняются иллюстрации к сказке. Готовится инсценировка.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества 2008
Урок литературы в 7-м классе на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества". Урок комбинированный - изучение новой темы с использованием ИКТ. Урок помогает понять учащимся, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету 2010
В данной статье учитель найдёт материал по подготовке уроков литературы по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: интересные факты биографии, сведения из истории сатиры как жанра; особенности сказок писателя. Афоризмы Салтыкова-Щедрина разной тематики помогут в работе классного руководителя, учителя литературы, в подготовке и написании сочинений разных жанров.
-
М.И. Цветаева и О.Э. Мандельштам. Стихи о Москве. Проблема взаимовлияния 2008
Предлагаемая на этом уроке форма проверки знаний и умений - лабораторная работа - не только контролирует, но и обучает школьников. Каждый такой урок рассчитан на два учебных часа. Проблема, вынесенная в центр данного лабораторного урока, сложна. Успешное выполнение заданий возможно лишь при хорошей предварительной работе.
-
М.М. Зощенко. "Золотые слова". 5-й класс 2010
Конспект урока представлен в виде таблицы, что позволяет проследить занятость учащихся на каждой ступени урока. При постановке целей и задач урока автор учитывал в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Суть урока заключается в анализе произведения. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания.
-
М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». 6-й класс 2020
Цель: знакомство учащихся с творчеством Мигеля де Сервантеса, с отдельными главами из романа «Дон Кихот», выявление признаков пародии на рыцарский роман.
-
М.Цветаева "Наши царства" 2014
Урок знакомства учащихся с творчеством М. И. Цветаевой, расширяющий «поэтический» кругозор учащихся. Цель: познакомить детей с изобразительными средствами в лирическом стихотворении; учить детей понимать и воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием; развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа детства.
-
М.Ю Лермонтов (1814–1841). Личность поэта. Стихотворение "Парус", 6-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с личностью М.Ю. Лермонтова; знакомятся с настроением стихотворения «Парус», анализируют стихотворение и определяют значение образов в нём. Также учащиеся узнают, что такое «инверсия». На уроке проводится контроль (в виде теста) за усвоением знаний по литературоведческим терминам.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2014
«Бородино» – первое печатное стихотворение М.Ю. Лермонтова. Написано к 25-й годовщине Бородинского сражения. О великой битве рассказывает простой русский солдат. Он вспоминает, как в день решающей схватки русские воины поклялись «головой постоять за родину», преодолеть натиск врага, преградить ему дорогу на Москву и как сдержали в бою «клятву верности». Произведение наполняет сердца читателей гордостью за славное героическое прошлое нашей родины, учит горячей любви к Отчизне.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2005
На данном уроке продолжаем формировать умение производить структурный анализ текста, определять его тип. Поэтому работа над текстом включает в себя словарную работу, работу с художественно-выразительными средствами языка: эпитетами и метафорами. Главной и наиболее актуальной задачей, встающей перед учителем, является представление учащимся возможностей для активного овладения знаниями и развития навыков самостоятельного анализирования. На наш взгляд, образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представление о чем-либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это становится возможным только в процессе обсуждения, коммуникации, совместной деятельности по анализу текста, выявлению гражданской позиции каждого обучающегося.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Война 1812 года. 2010
На уроке учащиеся знакомятся с историческими событиями 1812 года; поэтическим изображением подвига народа в войне 1812 года и в стихотворении "Бородино"; выясняют отличия в изложении данных событий в истории и литературе и сравнивают их. Урок способствует воспитанию гордости за свой народ, чувства патриотизма.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино". Урок к 200-летию со Дня Бородинского сражения 2013
Урок по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» напомнит обучающимся о героическом прошлом нашей страны – о сражении под Бородино 1812 года. Пятиклассники познакомятся с композицией стихотворения и особенностями повествования, проведут художественный анализ текста, понаблюдают за развитием сюжета и поведением героев. Презентация поможет наглядно увидеть страницы войны 1812 г.
-
М.Ю. Лермонтов "Песнь про купца Калашникова". История создания поэмы. Сюжет и композиция 2013
Первый урок, посвященный изучению произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», знакомит учеников с историей создания данного стихотворения, исторической эпохой. Подготавливает юных читателей к восприятию произведения.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - историческая поэма о России XVI века 2014
Цель урока: продолжить изучение поэтических произведений на историческую тему, сопоставляя с данными истории и выявляя авторскую позицию; выявить художественное своеобразие поэмы и ее связь с фольклором; развивать монологическую речь, аналитическое мышление; воспитывать чувство сопричастности к прошлому страны, патриотизм.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2012
Цель уроков - раскрыть глубокий нравственный смысл "Песни..."; дать представление об эпохе Ивана Грозного, опричниках; формировать умение анализировать и интерпретировать текст поэмы, выделять композиционные части, характеризовать поступки героев, выразительно читать поэму, строить собственные суждения.
-
М.Ю. Лермонтов в Тамани 2009
6 октября 1984 года в Тамани состоялось торжественное открытие памятника М.Ю. Лермонтову. Многие писатели России побывали в Тамани. М.Ю. Лермонтов останавливался здесь проездом в 1837 году, он описал эти места в повести "Тамань".