Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Варлама Шаламова и поэта земляка Ивана Петрова;
- вызвать чувства уважения к тем, кто в трудных жизненных ситуациях оставался человеком.
Задачи:
- Чтение произведений писателей.
- Ознакомление с лагерной жизнью времен «культа личности».
- Воспитание чувства ответственности, веры в доброе начало и правду.
Оборудование: портрет писателя, слайды
Ход урока
Вступительное слово учителя: Варлам Шаламов – русский писатель, человек трагической судьбы, долгие годы проведший в колымских лагерях. Человек в «нечеловеческих условиях» – так можно обозначить тему «Колымских рассказов». Казалось бы, кого сегодня волнуют дела давно минувших дней? Кому интересны ужасы ГУЛАГа? Они, кажется, уже давно канули в Лету и отодвинуты на задний план жестокой сегодняшней действительностью. Но почему-то, мне кажется, что это не так. Тот, кто не помнит прошлого, обречен повторить его.
Выступления учащихся по итогам поисково-исследовательской работы о жизни и творчестве В.Т.Шаламова с демонстрацией слайдов (см. Приложение).
I ученик. Биография.
Детство и родители писателя. Учеба в гимназии, Вологодской школе 2-й ступени.
Поездка в Москву. Студент факультета советского права МГУ, отчисление за «сокрытие социального происхождения».
Первый арест Шаламова. Возвращение в Москву, женитьба.
Второй арест на пять лет. Этот второй срок проводит в колымских лагерях, на золотых приисках. На Колыме, в лагере уничтожения – «Освенциме без печей», Шаламов перенес все: холод, голод, побои блатарей, конвоиров, бригадиров.
Новый срок на 10 лет. Статья 58-10. Начал писать стихи из «Колымских тетрадей». Он поклялся ничего не забыть, ничего не простить убийцам.
Шаламов на Колыме. Колымская эпопея Варлама Шаламова, над которой работал 20 лет (1954-1973), включает 6 сборников рассказов и очерков: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». 20 лет лагерей и ссылки и 20 лет работы над лагерной эпопеей. Жизнь-трагедия и жизнь-память.
Шаламов создал эпос Колымы. Он пишет: "Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, - ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Там много такого, чего человек не должен знать, не должен видеть, а если видел – лучше ему умереть". Шаламов не умер. Он прошел через такие испытания, где надежды остаться в живых практически не было, а он остался.
Писательский и человеческий подвиг Шаламова в том, что он не только вынес 15 лет лагерей и сохранил живой свою душу, но и нашел в себе силы вернуться мыслью и чувством в страшные годы, высечь из самого долговечного материала – Слова – Мемориал в память о погибших, в назидание потомкам.
II ученик. История освоения Колымы.
История освоения Колымы начинается с 1932 года, когда высадилась экспедиция первооткрывателя Колымы Валентина Александровича Цареградского. Первые изыскания геологов показали, что в недрах Колымы таится вся таблица Менделеева – и в первую очередь золото, которого было много и которое было необходимо стране.
Колыма – река могучая и мрачная. Берега покрыты стлаником, опускающим свои ветви перед самым первым снегопадом. Невзирая на сильное течение, в некоторых местах река промерзает до дна. На расстоянии 50 метров друг от друга ставятся вехи – стволы стланика – в пургу являются указателями того, что вы движетесь в правильном направлении.
Колымская трасса, протяженностью полторы тысячи километров от Магадана до Хатанги, построена в 30-е годы, когда никакой механизации дорожных работ не было и в помине, кроме кайла, лопаты и тачек. Лежит эта трасса на костях сотен тысяч людей, имя им – Ты, Господи, веси! – ибо никто не знает, сколько их полегло в вечную мерзлоту.
Колыма – место заключения и уничтожения неугодных власти. На Колыму был направлен поток заключенных. Колыма стала местом заключения и уничтожения неугодных власти. Старожилы Колымы рассказывали, что заключенных привозили в тайгу, где они сами строили зону для себя и жилье для охраны, после чего начиналась их эксплуатация. Скудное питание, нормы выработки, превышающие человеческие возможности, колымский климат, жестокость режима, цинга, которой болело подавляющее большинство заключенных, быстро делали свое дело. На смену им один за другим колымский флот – приспособленные для перевозки в трюмах зэков пароходы «Феликс Дзержинский» и «Джурма» - в период навигации привозили десятки тысяч людей.
До 1953 года Колыма была закрытой территорией Советского Союза, куда можно было попасть либо по специальному пропуску, выдаваемому милицией, либо по приговору суда. На этой территории не было советской власти, вполне официально была установлена в 1953 году после смерти Сталина. Хозяином всей этой огромной территории было Министерство внутренних дел и ГУЛаг.
«Каждый мой рассказ – пощечина сталинизму. Пощечина должна быть короткой, звонкой… Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Это достоверность документа», - писал Шаламов.
Я видел все: песок и снег,
Пургу и зной.
Что может вынесть человек –
Все пережито мной.
III ученик. Возвращение из Колымы.
«Колымские рассказы». После возвращения из Колымы: «для дочки он был уже чужой дядя. Она училась в институте, а отец вместо того, чтобы покаяться, принялся за «Колымские рассказы», написать которые для него было долгом перед мертвыми. «Так что пути наши расходятся», - сказал жене и уехал.
Твоей – и то не хватит силы,
Чтоб я забыл в конце концов
Глухие братские могилы
Моих нетленных мертвецов…
Шаламов «Возвращение».
При жизни Шаламов не увидел своих рассказов опубликованными в России. Рассказы его начинают печататься в журналах только с 1987 года, в 1989 году начали выходить книги рассказов в Москве, Хабаровске, Магадане. Но он успел подержать в руках свою большую книгу «Колымских рассказов», изданную в Лондоне в 1978 году на русском языке.
Вот так умереть, как Коперник – от счастья,
Ни раньше, ни позже – теперь,
Когда даже смерть перестала стучаться
В мою одинокую дверь…
1970 годы.
Обсуждение учащимися рассказов В.Т. Шаламова «Воскрешение лиственницы», «Сгущенное молоко», «Ожерелье княгини Гагариной» из сборника «Колымские рассказы».
Учитель: На Колыме отбывал срок в одно время с Варламом Шаламовым и Учитель, Поэт из нашего села Иван Романович Петров. В 2010 году, в год Учителя, мы отмечаем 95 лет со дня рождения И.Р.Петрова.
Рассказ учащихся о И.Р.Петрове как об Учителе, человеке, поэте по воспоминаниям учеников, родственников: биография, годы учебы (Кобяй, Намцы, Якутск), годы работы в школе, жертва репрессии, возвращение на родную землю, Петров – Поэт и Учитель, Петров и якутские писатели.
Чтение воспоминания писателя В.И.Иванова из книги «Кэбээйигэ, дойдубар» (статья «Ахта-саныы сылдьыахтара»): с. 102 «…ДьиІнээх сырдатааччы кµн Сталин, учуутал И.Петров буолбатах», - бииргэ µлэлиир идэлээхтэрэ, учууталлар, билсэр-корсор дьоно донуостааьыннарынан соьуччу ба5айы «норуот остоо5о» аатыран, хааьахха хааланан (куоппатын диэн эбитэ дуу, киьи сатаан санаабат) куоракка утаараллар. ... «норуот остоо5о» аатыран туох да буруйа суох эрээри хара балыырга тубэьэн уон сылга хаайыыга ууруллар. …ГУЛАГ дьулаан оло5ун этинэн-хаанынан билэр. Нуучча ааттаа5а, эмиэ 58-с ыстатыйанан 25 сылга ууруллубут, поэт да5аны, прозаик да5аны Шаламовтыын («Колымские тетради» автора) билсибит, до5ордоспут. Ол туьунан миэхэ кэпсиир буолара. Оччолорго мин Шаламов диэн кимин, тугун билбэт буоламмын тыал курдук истэн кэбиспитим. …»
Чтение стихотворений учащимися И.Р. Петрова, в которых упоминаются тяжелые годы лагерных испытаний:
- «Эргиллии» («Возвращение»).
- «Кууппут дьоммун корустэ5им» («Встретил дорогих людей»).
- «Ойдуубун» («Помню»).
Ученик рассказывает, что у жертв сталинской репрессии не было имен, фамилий, их знали только по номерам. Лагерный номер И.Р. Петрова – 467445, В.Т.Шаламова – 64754 (показ слайдов).
Анатолий Владимирович Жигулин, молодой поэт, студент, в 1949 году был незаконно репрессирован как «враг народа» за участие в антисталинской организации и был осужден на 10 лет по 58-й статье. Так в 18 лет оказался не Колыме в лагере Бутучаг, на урановой обогатительной фабрике. Провел около 5 лет.
…Анатолий Жигулин - автор знаменитой автобиографической книги «Черные камни», которая встала в один ряд с «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова и «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.
Работа в Сибири и на Колыме, несмотря на особые условия, дала ему большой жизненный материал.
Главная и основная тема его стихов – Сибирь, Колыма, война, Воронеж, где линия его судьбы неразрывно сплетается с узловыми моментами истории.
Чтение учащимися стихотворения А.В. Жигулина «Вина»:
Среди невзгод судьбы тревожной
Уже без боли и тоски
Мне вспоминается таежный
Поселок странный у реки.
Там петухи с зарей не пели,
Но по утрам в любые дни
Ворота громкие скрипели. На весь поселок тот - одни,
В морозной мгле дымили трубы,
По рельсу били - на развод.
И выходили лесорубы
Нечетким строем из ворот.
Звучало:
«Первая!..Вторая!..»
Под строгий счет шеренгой шли.
И сосны, ругань повторяя,
В тумане прятались вдали...
Немало судеб самых разных
Соединил печальный строй,
Здесь был мальчишка, мой соклассник,
И Брестской крепости герой.
В худых, заплатанных бушлатах,
В сугробах на краю страны -
Здесь было мало виноватых,
Здесь больше было -
Без вины.…О люди!
Люди с номерами.
Вы были люди, не рабы.
Вы были выше и упрямей
Своей трагической судьбы.
Я с вами шел в те злые годы,
И с вами был не страшен мне
Жестокий титул «враг народа»
И черный
Номер
На спине.
Учитель: Итак, сегодня поговорили о жертвах репрессии русском писателе В.Т.Шаламове и нашем земляке - поэте И.Р. Петрове. Что же объединяет этих людей?
Учащиеся отметили, что в жизни Варлама Шаламова и Ивана Петрова много общего, начиная с родителей.
Шаламов – сын священника, Петров – сын человека, наделенного сверхсилой от природы.
Шаламов и Петров – жертвы репрессии, осуждены по статье 58-10.
Место ссылки – Колыма, пути там пересеклись.
Реабилитация и возвращение с места заточения на Родину.
Шаламов – «чужой дядя» для дочери, уход из семьи. Смерть любимой жены Петрова и маленького ребенка, родного брата и племянника в его отсутствие, сын и дочь в семье старшего брата, затем трагическая смерть уже взрослого сына-учителя…
Последние годы жизни. Одинокий, больной, непризнанный писатель жил в Доме престарелых и инвалидов, умер в специнтернате для психохроников. Тяжелобольной Иван Петров, не имея своего угла, умер в больнице.
Заключение урока.
На долю В.Т.Шаламова и И.Р.Петрова выпали немыслимые нравственные и физические испытания. В адских условиях В.Т.Шаламов выстрадал свои будущие произведения, сохранил в энергетике слов всю боль человеческих страданий и высших нравственных принципов. Шаламов умер, но умер Победителем, Победителем беспамятства, бесчестия и лжи. Он перешагнул ложь и написал правду о жизни.
При жизни И.Р.Петрова вышли два сборника стихотворений: «Кыталыктар» («Стерхи»), «Куох толон» («Голубое пламя»), затем к 80-летию – «Ырыам ыллыктара» («Тропы моих песен»), а в 2008 году – «Кэбээйигэ, дойдубар» («На родине, в Кобяе»). Многие стихотворения Ивана Романовича Петрова стали песнями. И.Р.Петров – автор гимна о нашем улусе, его именем названа улица села. Дочь, внуки, родственники проводят работу по увековечению отца, дедущки, дяди И.Р.Петрова.