М.Булгаков "Дьяволиада". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели и задачи:

  • расширить знакомство с личностью и творчеством М.А. Булгакова;
  • влюбить учащихся в процесс чтения, как в интереснейший процесс интеллектуальной работы;
  • развивать фантазию учащихся на основе выбранного ими текста;
  • обучать работе с текстом, отбору текстового материала и его анализу;
  • проникнуться неповторимостью стиля М. Булгакова, его индивидуальной особенностью;
  • обучать сопоставительному анализу художественного произведения, театрального спектакля, кино версии;

Продолжительность: 90 минут.

Подготовительный этап.

1) Творческая группа «Чтецы»: работа над выразительным чтением отрывков.
2) Творческая группа «Актеры»: Репетиции отрывков из произведений.
3) Творческая группа «Художники»:

а) шуточное оформление «стены» дома Большая Садовая 10 – 50 с надписями на ней почитателей творчества Булгакова
б) табличка «звонка» дома:
   Булгаков М.А. – звонить один раз
   Булгаков Букет (собака Булгаковых) – звонить два раза
в) пригласительные билеты, объявления, рисунки, деньги
г) портреты писателя. – слайд-ряд

4) Музыкальное оформление: романс из телеспектакля «Дни Турбиных»
5) Задание классу: самостоятельное чтение произведения М. Булгакова по расширенному списку, составленному учителем: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Бег», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман», «Зойкина квартира», «Мастер и Маргарита».
6) Просмотр кинофильмов по произведениям Булгакова: «Мастер и Маргарита», «Бег» и др.

Эпиграфы:

  • Где мало слов, там вес они имеют. (В. Шекспир)
  • Все кончилось и все кончается. (М. Булгаков)
  • Рукописи не горят. (М. Булгаков)

ХОД ВЕЧЕРА

Ведущая: Приглашаю всех на литературный вечер, посвященный жизни и творчеству М. А. Булгакова.

Звучит романс из телеспектакля «Дни Турбиных».

Чтец: 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии родился первенец – сын Михаил.
(Приложение 1, слайд 2) В приготовительном классе Михаил был невероятный дразнилка, всем придумывал прозвища. Михаил был участником всех драк, не участник любых общественных сборищ.
«В первых классах был шалун из шалунов. Потом – из заурядных гимназистов».
Аттестат зрелости, выданный 8 июля 1909 года, свидетельствует, что «при отличном поведении»… Булгаков обнаружил отличные знания по закону божьему и географии, по остальным – хорошие и удовлетворительные.

Чтец: Михаилу не было 16 лет, когда умер отец. Летом 1908 г. Михаил познакомился с Татьяной Николаевной Лаппой. Детей у них не было.
Известие о смерти Льва Толстого вызвало студенческие беспорядки, демонстрации. Религиозный вопрос решил в пользу неверия.
После смерти отца по «нечетным субботам» устраивались «журфиксы» – собиралась молодежь, танцевали, пели. Сохранил навсегда любовь к оперному пению. Любил бильярд, кафе, кинематограф, казино, любил ходить на лыжах. Любил всякую чертовщину. Спиритические сеансы.
(Приложение 1, слайд 3) С отличием закончил медицинский факультет. Работал в госпитале в женской больнице. За год в стационаре перебывало 211 человек, на амбулаторном приеме 15.361, т.е. в среднем 40 с лишнем за день, считая праздники.

Чтец: Власть в Киеве менялась часто: гетман, Петлюра, Деникин, красные. «…никто не знал, кто кого завтра будет расстреливать, чьи портреты вывешивать, а чьи прятать, какие деньги брать, а какие постараться вручить простофилям», – вспоминал И. Эренбург.
Мобилизовали в армию. Вынужден был присутствовать при убийствах. Среди арестованных и расстрелянных киевлян были знакомые и близкие Булгакова.

Чтец: (Приложение 1, слайд 4) Зима 1919-1920 гг. – период от одной профессии к другой. г. Владикавказ, начало литературной деятельности.
20-е числа сентября 1921 г. – приезд в Москву. Сочинял лозунги для борьбы с голодом, писал фельетоны, рассказы. Весь конец 1921 года в литературных кругах Москвы шли вечера памяти Н.Гумилева и А. Блока. К современной поэзии Булгаков относился равнодушно. Любимые писатели: Лев Толстой, М. Салтыков-Щедрин, И. Бунин.

Чтец: Из воспоминаний Татьяны Николаевны: «…Кого только в нашей квартире не было! По той стороне, где окна выходят во двор, жили так: хлебопек, мы, дальше Дуся – проститутка; к нам нередко стучали ночью: «Дуся, открой!...»

Чтец: Из рецензии И.В. Сталина: «Я ничего не говорю против автора пьесы Булгакова, который чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отправленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы». «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, – стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег»… представляет антисоветское явление».

Чтец: (Приложение 1, слайд 5) Из письма к брату Николаю: «Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР и беллетристической ни одной строки моей не напечатают. В 1929 году совершилось моё писательское уничтожение. Я сделал последнее усилие и подал Правительству СССР заявление, в котором прошу меня с женой моей выпустить за границу на любой срок».
(Приложение 1, слайд 6) Из письма к И.В. Сталину: «В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР… К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР с женой…»

Чтец: (Приложение 1, слайд 7) Вокруг Булгакова сложилась атмосфера недоверия, настороженности, недоброжелательства.

В тот же миг подпольные крысы
Прекратят свой флейтный свист,
Я уткнусь головой белобрысою
В недописанный лист.
…..................................................
Вспомню ангелов, жгучую водку.
И ударит мне газом
В позолоченный рот
Почему ты явился непрошенный
Почему ты <не кончал> не кричал
Почему твоя лодка брошена
Раньше времени на причал?
Есть ли достойная кара
Под твоими ударами я, Господь, изнемог.
…................................................................
Почему ты меня не берег?
Почему он меня подстерег?

Чтец: (Приложение 1, слайды 8, 9) Из воспоминаний Елены Сергеевны Булгаковой: «Он умер десятого числа, без двадцати пять, днем. После сильнейших мук, которые он терпел в последнее время болезни, день смерти его был тих, покоен…
...Он так и продолжал спать, только около половины пятого по лицу прошла легкая судорога, он как-то скрипнул зубами, а потом опять ровное, все слабеющее дыхание, и так тихо-тихо ушла от него жизнь… Когда он умер, глаза его вдруг широко открылись – и свет, свет лился из них. Он смотрел прямо и вверх перед собой – и видел, видел что-то, я уверена. Это было прекрасно».

Чтец: (Приложение 1, слайд 10) Михаил Афанасьевич Булгаков!
По воспоминаниям современников «это был один из самых замечательных, самых светлых людей…, привлекающий своей честностью, неуступчивостью сильным мира сего, своей принципиальностью и мужеством. Даже в самую тяжелую пору он находил в себе силы шутить, поддразнивать своих недругов и мнимых доброжелателей».
В 1930 году Булгаков был фактически лишен права писать и его «трудоустроили «по» «повелению свыше» в театр на должность «режиссера – лаборанта».

Доброжелатель: На какую же роль вас туда приняли?

Булгаков: На должность штатного контрреволюционера с хорошим окладом.

Ведущая: (Приложение 1, слайд 11) Москва. Большая садовая дом 10 квартира 50. Рядом Патриаршие пруды, воспетые им. Каждую осень здесь встречаются герои Булгаковских романов: Азазелло и Маргарита, Иешуа и Пилат, Шариков и Берлиоз, Мольер и Людвиг, И мы сегодня собрались отдать дань уважения великую мастеру.
Фельетоны, отрывки из рассказов, ювенализмы, отрывки из дневника М. Булгакова.

Чтец: Рассказ

«…Беру телефонную трубку и слышу мужской голос:
– Товарищ Булгаков?
– Булгаков, говорю, что угодно?
– Спешим вас обрадовать и поздравить. На вашей улице начинается большой праздник… Товарищ Сталин пишет большую статью о советском либерализме. Статья директивная. Ею открывается полоса «советского либерализма».
– Как это понимать? И как все это может коснуться моей-то персоны?
– Ну как понимать? Издадут полное собрание ваших сочинений, разрешат вам выпустить большую либеральную газету. Нравится?
Я бы уже и уши развесил.
– Конечно, нравится.
А кто со мной разговаривает?
И тут из трубки как грохнет вдруг хохот сразу в четыре глотки: «Михаил Афанасиевич! Сегодня же первое апреля!»
Бросил я трубку, обозвав хулиганов негодяями, а сам до сих пор все не могу никак успокоиться – так все и стучит в ушах: «советский либерализм», а перед глазами большая газета, вроде «Русских ведомостей». Я уже мысленно и штаты начал подбирать…»

Чтец: «Прогрессивный аппетит»

Подоходный налог. Одного обложили на десять миллиардов. Срок десятого числа в четыре часа дня. Он девятого утром принес деньги и не протестовал и не подавал заявлений. Молча уплатил.
– Мы его мало обложили, – смекнул инспектор и обложил дополнительно на сто миллиардов. Срок пятнадцатого, четыре часа дня.
Четырнадцатого в десять часов утра принес.
– Эге, и! – сказал инспектор.
Обложили в триллион. Двадцатого, четыре часа дня. Двадцатого в четыре часа дня обложенный привез на ломовике печатный станок.
– Печатайте сами, – сказал он растерянно.

Чтец: Ювенализмы.

Заручившись зычным словом: «Надо!»,
Обеспечит и сейчас домком
Шарикова – званьем депутата,
Мастера – путевкою в дурдом.

Чтец: Из дневника М.Булгакова

Приехали из Самары Ильф и Юрий Олеша. В Самаре два трамвая. На одном надпись: «Площадь Революции – тюрьма», на другом – «Площадь Советская – тюрьма». Что-то в этом роде. Словом, все дороги ведут в Рим!

Выразительное чтение рассказов:

  • «Я убил» (в сокр.)
  • «Роковые яйца» (в сокр.)
  • «Театральный роман» Глава 10. (в сокр)

Ведущая: Булгаковская «Дьяволиада»! Это парад его литературных героев, разнообразие их судеб, калейдоскоп событий.

Сцены из произведений:

1. «Собачье сердце» Шариков за столом гл. 7 (с начала главы до слов... «пива Шарикову не предлагать»).

2. «Мастер и Маргарита»

а) На Патриарших прудах. гл. 1
б) Понтий Пилат и Иешуа (допрос) гл. 2 (от слов – Имя? До слов «Пилат объявил, что утверждает судебный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа, Га-Ноцри...»).
в) сцена в цирке гл. 12 (от слов «Кресло мне»... до слов «Сеанс окончен! Можно! Урежьте марш!!»).
г) встреча Маргариты Николаевны с Азазелло гл. 19 (от слов «– Какие странные похороны...» до слов «– Согласна на все...»).
д) бал гл. 23 (от слов «– Бал! – пронзительно взвизгнул кот...» до слов «– Пей!...»).

Отрывки из произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Чтец: «В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея…»

Чтец: «Они, Они! – козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе. – Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используют свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки.
– Машину зря гоняют казенную, – наябедничал Кот, жуя гриб».

Чтец: «– Доллары в вентиляции… задумчиво сказал первый и спросил Никанора Ивановича мягко и вежливо: – Ваш пакетик?
– Нет! – ответил Никанор Иванович страшным голосом.
– Подбросили враги!»

Чтец: «– Осетрину прислали второй свежести, – сообщил буфетчик.
– Голубчик, это вздор!
– Чего вздор?
– Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает что она тухлая».

Чтец: «– Не надо, товарищи, завидовать. Дач всего 22, и строится еще только 7, а нас в МАССОЛИТЕ 3 тысячи.
– 3 111 человек, – вставил кто-то из-за угла.
– Ну, вот видите… Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас.
– Генералы! – напрямик врезался в склоку Глухарев – сценарист»

Чтец: «…– Дайте-ка посмотреть. – Воланд протянул руку ладонью кверху.
– Я, к сожалению, не могу этого сделать, – ответил мастер, – потому что я сжег его в печке.
– Простите, не повезло, – ответил Воланд, – этого быть не может, рукописи не сгорят…»

Чтец: «…Ваши удостоверения? – повторила гражданка.
– …Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никого не было!
– Достоевский умер, – сказал гражданка, но как-то не очень уверено.
– Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!»

Чтец: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотом. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает…»

Чтец: «…он (Пилат) немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне…рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем…»

Ведущая: Благодарю всех участников литературного вечера и приглашаю продолжить встречу с героями Булгакова в театре на просмотре спектакля: «Жизнь господина де Мольера» («Кабала святош»), «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» (по выбору учащихся.)

Литература.

1. Булгаков, М.А. Избранные произведения в 2-х томах [Текст] М.А. Булгаков. – Киев: Днiпро, 1989. (или любое другое издание)
2. Булгаков М.А. Избранные произведения [Текст] / М.А. Булгаков. – Киев: Днiпро, 1990.– 703 с. (или любое другое издание)
3. Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова [Текст] / М. Чудакова. – М.: Книга, 1988. – 495 с.

Приложение 2