Цели и задачи:
- расширить знакомство с личностью и творчеством М.А. Булгакова;
- влюбить учащихся в процесс чтения, как в интереснейший процесс интеллектуальной работы;
- развивать фантазию учащихся на основе выбранного ими текста;
- обучать работе с текстом, отбору текстового материала и его анализу;
- проникнуться неповторимостью стиля М. Булгакова, его индивидуальной особенностью;
- обучать сопоставительному анализу художественного произведения, театрального спектакля, кино версии;
Продолжительность: 90 минут.
Подготовительный этап.
1) Творческая группа «Чтецы»: работа над
выразительным чтением отрывков.
2) Творческая группа «Актеры»: Репетиции отрывков
из произведений.
3) Творческая группа «Художники»:
а) шуточное оформление «стены» дома Большая Садовая 10 – 50 с надписями на ней почитателей творчества Булгакова
б) табличка «звонка» дома:
Булгаков М.А. – звонить один раз
Булгаков Букет (собака Булгаковых) – звонить два раза
в) пригласительные билеты, объявления, рисунки, деньги
г) портреты писателя. – слайд-ряд
4) Музыкальное оформление: романс из
телеспектакля «Дни Турбиных»
5) Задание классу: самостоятельное чтение
произведения М. Булгакова по расширенному
списку, составленному учителем: «Записки юного
врача», «Белая гвардия», «Бег», «Роковые яйца»,
«Собачье сердце», «Жизнь господина де Мольера»,
«Театральный роман», «Зойкина квартира», «Мастер
и Маргарита».
6) Просмотр кинофильмов по произведениям
Булгакова: «Мастер и Маргарита», «Бег» и др.
Эпиграфы:
- Где мало слов, там вес они имеют. (В. Шекспир)
- Все кончилось и все кончается. (М. Булгаков)
- Рукописи не горят. (М. Булгаков)
ХОД ВЕЧЕРА
Ведущая: Приглашаю всех на литературный вечер, посвященный жизни и творчеству М. А. Булгакова.
Звучит романс из телеспектакля «Дни Турбиных».
Чтец: 3 мая 1891 года в Киеве в семье
профессора Киевской духовной академии родился
первенец – сын Михаил.
(Приложение 1, слайд 2) В
приготовительном классе Михаил был невероятный
дразнилка, всем придумывал прозвища. Михаил был
участником всех драк, не участник любых
общественных сборищ.
«В первых классах был шалун из шалунов. Потом –
из заурядных гимназистов».
Аттестат зрелости, выданный 8 июля 1909 года,
свидетельствует, что «при отличном поведении»…
Булгаков обнаружил отличные знания по закону
божьему и географии, по остальным – хорошие и
удовлетворительные.
Чтец: Михаилу не было 16 лет, когда умер
отец. Летом 1908 г. Михаил познакомился с Татьяной
Николаевной Лаппой. Детей у них не было.
Известие о смерти Льва Толстого вызвало
студенческие беспорядки, демонстрации.
Религиозный вопрос решил в пользу неверия.
После смерти отца по «нечетным субботам»
устраивались «журфиксы» – собиралась молодежь,
танцевали, пели. Сохранил навсегда любовь к
оперному пению. Любил бильярд, кафе,
кинематограф, казино, любил ходить на лыжах.
Любил всякую чертовщину. Спиритические сеансы.
(Приложение 1, слайд 3) С
отличием закончил медицинский факультет.
Работал в госпитале в женской больнице. За год в
стационаре перебывало 211 человек, на
амбулаторном приеме 15.361, т.е. в среднем 40 с лишнем
за день, считая праздники.
Чтец: Власть в Киеве менялась часто:
гетман, Петлюра, Деникин, красные. «…никто не
знал, кто кого завтра будет расстреливать, чьи
портреты вывешивать, а чьи прятать, какие деньги
брать, а какие постараться вручить простофилям»,
– вспоминал И. Эренбург.
Мобилизовали в армию. Вынужден был
присутствовать при убийствах. Среди
арестованных и расстрелянных киевлян были
знакомые и близкие Булгакова.
Чтец: (Приложение 1,
слайд 4) Зима 1919-1920 гг. – период от одной профессии
к другой. г. Владикавказ, начало литературной
деятельности.
20-е числа сентября 1921 г. – приезд в Москву.
Сочинял лозунги для борьбы с голодом, писал
фельетоны, рассказы. Весь конец 1921 года в
литературных кругах Москвы шли вечера памяти
Н.Гумилева и А. Блока. К современной поэзии
Булгаков относился равнодушно. Любимые писатели:
Лев Толстой, М. Салтыков-Щедрин, И. Бунин.
Чтец: Из воспоминаний Татьяны Николаевны: «…Кого только в нашей квартире не было! По той стороне, где окна выходят во двор, жили так: хлебопек, мы, дальше Дуся – проститутка; к нам нередко стучали ночью: «Дуся, открой!...»
Чтец: Из рецензии И.В. Сталина: «Я ничего не говорю против автора пьесы Булгакова, который чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отправленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы». «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, – стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег»… представляет антисоветское явление».
Чтец: (Приложение 1,
слайд 5) Из письма к брату Николаю: «Все мои пьесы
запрещены к представлению в СССР и
беллетристической ни одной строки моей не
напечатают. В 1929 году совершилось моё
писательское уничтожение. Я сделал последнее
усилие и подал Правительству СССР заявление, в
котором прошу меня с женой моей выпустить за
границу на любой срок».
(Приложение 1, слайд 6)
Из письма к И.В. Сталину: «В этом году исполняется
десять лет с тех пор, как я начал заниматься
литературной работой в СССР… К концу десятого
года силы мои надломились, не будучи в силах
более существовать, затравленный, зная, что ни
печататься, ни ставиться более в пределах СССР
мне нельзя, доведенный до нервного расстройства,
я обращаюсь к Вам и прошу вашего ходатайства
перед Правительством СССР об изгнании меня за
пределы СССР с женой…»
Чтец: (Приложение 1, слайд 7) Вокруг Булгакова сложилась атмосфера недоверия, настороженности, недоброжелательства.
В тот же миг подпольные крысы
Прекратят свой флейтный свист,
Я уткнусь головой белобрысою
В недописанный лист.
…..................................................
Вспомню ангелов, жгучую водку.
И ударит мне газом
В позолоченный рот
Почему ты явился непрошенный
Почему ты <не кончал> не кричал
Почему твоя лодка брошена
Раньше времени на причал?
Есть ли достойная кара
Под твоими ударами я, Господь, изнемог.
…................................................................
Почему ты меня не берег?
Почему он меня подстерег?
Чтец: (Приложение 1,
слайды 8, 9) Из воспоминаний Елены Сергеевны
Булгаковой: «Он умер десятого числа, без двадцати
пять, днем. После сильнейших мук, которые он
терпел в последнее время болезни, день смерти его
был тих, покоен…
...Он так и продолжал спать, только около половины
пятого по лицу прошла легкая судорога, он как-то
скрипнул зубами, а потом опять ровное, все
слабеющее дыхание, и так тихо-тихо ушла от него
жизнь… Когда он умер, глаза его вдруг широко
открылись – и свет, свет лился из них. Он смотрел
прямо и вверх перед собой – и видел, видел что-то,
я уверена. Это было прекрасно».
Чтец: (Приложение 1,
слайд 10) Михаил Афанасьевич Булгаков!
По воспоминаниям современников «это был один из
самых замечательных, самых светлых людей…,
привлекающий своей честностью, неуступчивостью
сильным мира сего, своей принципиальностью и
мужеством. Даже в самую тяжелую пору он находил в
себе силы шутить, поддразнивать своих недругов и
мнимых доброжелателей».
В 1930 году Булгаков был фактически лишен права
писать и его «трудоустроили «по» «повелению
свыше» в театр на должность «режиссера –
лаборанта».
Доброжелатель: На какую же роль вас туда приняли?
Булгаков: На должность штатного контрреволюционера с хорошим окладом.
Ведущая: (Приложение 1,
слайд 11) Москва. Большая садовая дом 10 квартира 50.
Рядом Патриаршие пруды, воспетые им. Каждую осень
здесь встречаются герои Булгаковских романов:
Азазелло и Маргарита, Иешуа и Пилат, Шариков и
Берлиоз, Мольер и Людвиг, И мы сегодня собрались
отдать дань уважения великую мастеру.
Фельетоны, отрывки из рассказов, ювенализмы,
отрывки из дневника М. Булгакова.
Чтец: Рассказ
«…Беру телефонную трубку и слышу мужской
голос:
– Товарищ Булгаков?
– Булгаков, говорю, что угодно?
– Спешим вас обрадовать и поздравить. На вашей
улице начинается большой праздник… Товарищ
Сталин пишет большую статью о советском
либерализме. Статья директивная. Ею открывается
полоса «советского либерализма».
– Как это понимать? И как все это может коснуться
моей-то персоны?
– Ну как понимать? Издадут полное собрание ваших
сочинений, разрешат вам выпустить большую
либеральную газету. Нравится?
Я бы уже и уши развесил.
– Конечно, нравится.
А кто со мной разговаривает?
И тут из трубки как грохнет вдруг хохот сразу в
четыре глотки: «Михаил Афанасиевич! Сегодня же
первое апреля!»
Бросил я трубку, обозвав хулиганов негодяями, а
сам до сих пор все не могу никак успокоиться –
так все и стучит в ушах: «советский либерализм», а
перед глазами большая газета, вроде «Русских
ведомостей». Я уже мысленно и штаты начал
подбирать…»
Чтец: «Прогрессивный аппетит»
Подоходный налог. Одного обложили на десять
миллиардов. Срок десятого числа в четыре часа
дня. Он девятого утром принес деньги и не
протестовал и не подавал заявлений. Молча
уплатил.
– Мы его мало обложили, – смекнул инспектор и
обложил дополнительно на сто миллиардов. Срок
пятнадцатого, четыре часа дня.
Четырнадцатого в десять часов утра принес.
– Эге, и! – сказал инспектор.
Обложили в триллион. Двадцатого, четыре часа дня.
Двадцатого в четыре часа дня обложенный привез
на ломовике печатный станок.
– Печатайте сами, – сказал он растерянно.
Чтец: Ювенализмы.
Заручившись зычным словом: «Надо!»,
Обеспечит и сейчас домком
Шарикова – званьем депутата,
Мастера – путевкою в дурдом.
Чтец: Из дневника М.Булгакова
Приехали из Самары Ильф и Юрий Олеша. В Самаре два трамвая. На одном надпись: «Площадь Революции – тюрьма», на другом – «Площадь Советская – тюрьма». Что-то в этом роде. Словом, все дороги ведут в Рим!
Выразительное чтение рассказов:
- «Я убил» (в сокр.)
- «Роковые яйца» (в сокр.)
- «Театральный роман» Глава 10. (в сокр)
Ведущая: Булгаковская «Дьяволиада»! Это парад его литературных героев, разнообразие их судеб, калейдоскоп событий.
Сцены из произведений:
1. «Собачье сердце» Шариков за столом гл. 7 (с начала главы до слов... «пива Шарикову не предлагать»).
2. «Мастер и Маргарита»
а) На Патриарших прудах. гл. 1
б) Понтий Пилат и Иешуа (допрос) гл. 2 (от слов –
Имя? До слов «Пилат объявил, что утверждает
судебный приговор, вынесенный в собрании Малого
Синедриона преступнику Иешуа, Га-Ноцри...»).
в) сцена в цирке гл. 12 (от слов «Кресло мне»... до
слов «Сеанс окончен! Можно! Урежьте марш!!»).
г) встреча Маргариты Николаевны с Азазелло гл. 19
(от слов «– Какие странные похороны...» до слов «–
Согласна на все...»).
д) бал гл. 23 (от слов «– Бал! – пронзительно
взвизгнул кот...» до слов «– Пей!...»).
Отрывки из произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Чтец: «В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея…»
Чтец: «Они, Они! – козлиным голосом
запел длинный клетчатый, во множественном числе
говоря о Степе. – Вообще они в последнее время
жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с
женщинами, используют свое положение, ни черта не
делают, да и делать ничего не могут, потому что
ничего не смыслят в том, что им поручено.
Начальству втирают очки.
– Машину зря гоняют казенную, – наябедничал Кот,
жуя гриб».
Чтец: «– Доллары в вентиляции…
задумчиво сказал первый и спросил Никанора
Ивановича мягко и вежливо: – Ваш пакетик?
– Нет! – ответил Никанор Иванович страшным
голосом.
– Подбросили враги!»
Чтец: «– Осетрину прислали второй
свежести, – сообщил буфетчик.
– Голубчик, это вздор!
– Чего вздор?
– Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть
бывает только одна – первая, она же и последняя. А
если осетрина второй свежести, то это означает
что она тухлая».
Чтец: «– Не надо, товарищи, завидовать.
Дач всего 22, и строится еще только 7, а нас в
МАССОЛИТЕ 3 тысячи.
– 3 111 человек, – вставил кто-то из-за угла.
– Ну, вот видите… Естественно, что дачи получили
наиболее талантливые из нас.
– Генералы! – напрямик врезался в склоку
Глухарев – сценарист»
Чтец: «…– Дайте-ка посмотреть. –
Воланд протянул руку ладонью кверху.
– Я, к сожалению, не могу этого сделать, – ответил
мастер, – потому что я сжег его в печке.
– Простите, не повезло, – ответил Воланд, – этого
быть не может, рукописи не сгорят…»
Чтец: «…Ваши удостоверения? –
повторила гражданка.
– …Чтобы убедиться в том, что Достоевский –
писатель, неужели же нужно спрашивать у него
удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц
из любого его романа и без всякого удостоверения
вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я
полагаю, что у него и удостоверения-то никого не
было!
– Достоевский умер, – сказал гражданка, но как-то
не очень уверено.
– Протестую! – горячо воскликнул Бегемот. –
Достоевский бессмертен!»
Чтец: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотом. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает…»
Чтец: «…он (Пилат) немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне…рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем…»
Ведущая: Благодарю всех участников литературного вечера и приглашаю продолжить встречу с героями Булгакова в театре на просмотре спектакля: «Жизнь господина де Мольера» («Кабала святош»), «Зойкина квартира», «Дни Турбиных» (по выбору учащихся.)
Литература.
1. Булгаков, М.А. Избранные произведения в
2-х томах [Текст] М.А. Булгаков. – Киев: Днiпро, 1989.
(или любое другое издание)
2. Булгаков М.А. Избранные произведения
[Текст] / М.А. Булгаков. – Киев: Днiпро, 1990.– 703 с.
(или любое другое издание)
3. Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила
Булгакова [Текст] / М. Чудакова. – М.: Книга, 1988. – 495
с.