Цель: знакомство с особенностями жанра сатиры.
Теория литературы: аллегория, гипербола, фантастика, гротеск.
Предварительное задание: найти в тексте сказочные приемы; повторить по словарю литературоведческих терминов значение аллегории (найти в тексте).
Нарисовать иллюстрации к сказке; подготовить инсценировку.
I. Вступительное слово учителя.
“Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин открывает свой цикл сказок.
- Как назвал писатель тот возраст, для которого они предназначены?
II. Словарная работа.
Выясняются значения непонятных слов (это задание заранее получают некоторые ученики).
Оказия –
1. Удобный случай для отправки чего-нибудь с кем-нибудь.
2. Редкий необычный случай (разг.)
Регистратура – отдел учреждения, где производится регистрация кого-нибудь, чего-нибудь.
Каллиграфия – искусство красивого и четкого письма.
Рандеву – свидание (франц.)
III. Инсценировка начала сказки – стр. 223 (до конца страницы).
IV. Беседа.
1. Найдите в тексте слова, напоминающие русскую народную сказку (композиционные, событийно-фантастические, языковые, лексические).
- Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
- Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…
- Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
- Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, потому что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!
- Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
2. Какие события не вписываются в сказочный сюжет?
3. Как жилось генералам до того, как они попали на остров?
4. А как чувствуют себя генералы на острове? Какие чувства они испытывают?
5. Прочитаем еще раз сцену “остервенения генералов” (стр. 225). Известно, что автор перепробовал несколько вариантов этой сцены. В одной из них генерал откусывал у другого палец, в другом – ухо. И, наконец, орден.
Как вы думаете, почему сатирик остановился на последнем варианте?
Этот прием называется гротеском – изображение людей и явлений в фантастически преувеличеном, уродливо-комическом виде.
Записать в тетради определение гротеска.
6. Генералы нашли на острове газету. О чем пишут в этой газете? Как это действует на голодных генералов?
Учитель:
Беспечальное житье генералов неожиданно оборвалось. Им пришлось всерьез задуматься о том, кто этот “злодей”, по вине которого им приходится испытывать такие лишения.
7. Какой выход из этой ситуации придумали генералы?
8. Найдите в тексте сцену, когда генералы нашли мужика – стр. 228.
9. Какие чувства охватывают генералов, когда они находят мужика?
10. Как смог мужик накормить генералов?
11. Посмотрите на рисунки в учебнике. Какие эпизоды изобразили художники?
12. А какой эпизод изображен на рисунке Яны? Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают наше внимание художники?
13. Почему мужик, при всем изобилии всего доброго на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?
14. Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: “А не дать ли тунеядцу частицу”?
Учитель: Это называется низкий уровень самосознания, неумение постоять за себя.
15. Вот генералы наелись, напились… С какими словами обращаются генералы к мужику? (Найти в тексте)
16. Это хорошие слова? А генералы их произносят искренне? А почему?
Мужик поддался? Почему? Что он сделал?
Учитель:
Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга среди изобилия съестного, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Подобная психология, психология раба, будет осуждена потом Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
17. Как вы думаете, как автор относится к своим героям? В каких словах, предложениях звучит это? (Авторская оценка)
18. Какие человеческие пороки высмеивает автор?
19. Повторим по словарю литературоведческих терминов определение аллегории, гиперболы (записать эти термины на доске).
Аллегория – (греч. Allegoria – иносказание) – иносказательное изображение предмета, явления, с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Гипербола – (греч. Hyperbole – преувеличение) – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
21. Найдите в сказке использование этих литературных приемов. Например:
Аллегория – генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам.
Гипербола – генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком её к столу подают.
22. С какой целью используются в тексте эти приемы?
21. Чем заканчивается сказка? Соблюдена ли в концовке традиция сказки?
V. Итог урока.
Критика каких-либо явлений в жизни путем осмеяния называется сатирой. А сказка, служащая этой цели, называется сатирической сказкой.
Гротеск, гипербола, аллегория – сатирические методы.
Сатира – (лат. Satira – буквально “смесь, всякая всячина”) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Записать определение сатиры в тетради.