На изучение творчества М.Ю.Лермонтова по программе В.Я.Коровиной отводится 3 часа: из них 2 часа на изучение "Песни про царя:" и 1 час на изучение лирики.
Знакомству с творчеством поэта предшествовало изучение произведений А.С.Пушкина как на историческую тему, так и на нравственную, поэтому настрой к изучению произведения Лермонтова уже задан.
1. Прежде, чем приступить к изучению "Песни:", проведём литературоведческий анализ произведения и определим концепцию произведения.
К изображению русского Средневековья Лермонтов обращался и раньше. В этой эпохе восхищали его героические события, возвышенные образы, самобытный характер. Действительно, в то время поэт предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его.
"Песня.." была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе. Это героическая гуслярная застольная песня, описывающая страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. Но в поэме автор не отразил те ужасные факты (казни людей, насильное пострижение в монахи, страшные пытки и издевательства, похищения красивых жён знатных людей). 16 век в изображении Лермонтова - высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются вне поля зрения поэта.
"Песня :" была написана в один год со "Смертью поэта" (1837г.), этим стихотворением поэт откликнулся на гибель Пушкина, пожертвовавшего жизнью ради чести своей семьи. В "Песне:" и событиях 1837 года сходная тема - гибель бесстрашного человека за вечные ценности, за неприкосновенность священных понятий: дом, семья, родной очаг. В центре произведения - вопрос о чести и бесчестии, ключевой вопрос как пушкинских, так и лермонтовских произведений.
Лермонтов изобразил Русь 16 века, время бояр, купцов, опричников. Существует этот мир по страшным законам, которые установил во всём государстве царь Иван Грозный и его люди. И вседозволенность Кирибеевича, и страх перед общественной молвой Алёны Дмитревны, и нарушение царём клятвы помиловать победителя - всё это признаки "лютого времени". Царь судит героя по своему, личному, закону, церковь - по закону Божьему, люди - по-своему. И герой-то оказывается похороненным на перепутье трёх дорог. У каждого своя правда. (Чем не актуально на сегодняшний день?) Но ценится в итоге вечное: честь, достоинство, долг, братство, любовь. ("И каждому правдою и честию воздайте! :И всему народу христианскому слава!") И хранит человечество в памяти добрые дела, а в осуждение - злые.
Носитель чести в поэме - московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного:
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов отстаивать свою правду. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, народу, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Да и на смерть лютую он отправляется, передав через братьев поклон жене, детям, родителям, товарищам.
Выйдя на поединок, Калашников выполнил просьбу жены о заступничестве, ведь он, создав семью, встал на её защиту. В этом поединке проявляется и месть за поругание жены, и чувство собственного достоинства (заранее готов к расплате - собственной смерти).
Но ещё один поступок совершает Калашников - не выдаёт причины убийства Кирибеевича, сохраняя тем самым право на сохранение тайны. А это выглядит неподчинением самой главной власти - власти царя. Даже в эпоху бесчестья и террора человек способен отстаивать своё честное имя и неприкосновенность семьи. И за это неподчинение царь всё-таки предал его позорной казни и погребению не по христианскому обряду - промеж трёх дорог. Но снова суд царский разошёлся с судом народным. Калашников оставил о себе добрую память и стал народным героем. А Лермонтов величает своего героя по имени-отчеству.
Если изначально Калашников выбрал в жизни путь чести и ответственности за семью, то выбор Кирибеевича эгоистичен ("лукавый раб"). Он, слуга царя, воплощает собственные мечты и желания вопреки всем моральным нормам. А причину такой жизненной позиции прояснил нам автор:
А из роду ты ведь из Скуратовых
И семьёю ты вскормлен Малютиной!..
Сам царь напоминает Кирибеевичу, кем он вскормлен, кому должен быть обязан. Опричники отрекались от своей родни, требовалось от них не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя. За это наделял их царь властью, жаловал им собственность сосланных дворян. Не мог обладать Кирибеевич теми качествами, которые передаются в семье, не испытал настоящей любви и привязанности. Поэтому и обвинять только его в бесчестии, низости, распутстве сложно. И даже страшно представить, что и не нужен он никому, не любит его никто по-настоящему, а после смерти и на могилу никто не придёт. Даже Лермонтов не наделил героя именем и предал этот образ забвению сразу после его гибели. Лишь успел пожалеть: "повалился, будто сосенка".
Кирибеевич - верный опричник, "лукавый раб". Рабство героя - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым нет ни совести, ни чести. Ему не совестно перед всеми на царском пиру признаться в своих чувствах. Выходя на бой, он кланяется только царю, не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой - потеха в царскую угоду (собачьи головы на копьях и собачья преданность царю - всё символично). Но даже перед царём он находит в себе смелость лукавить (скрыл замужество Алёны Дмитревны и заручился поддержкой царя).
Отличительная черта Кирибеевича - желание покрасоваться. А рабская натура, угодничество Кирибеевича породили в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитревну он выбирает только потому, что не смотрит она в его сторону. Его уязвляет её независимость, безразличие к нему, царскому опричнику.
Итак, автор ставит своих героев перед выбором - честь или бесчестие, память или забвение, слава или позор. Выбор героями сделан. Калашниковым руководит любовь к жене, детям, семье, чувство долга и ответственности. Кирибеевичем - желание быть первым, лучшим, желание властвовать. Но народ не обманешь: и старый, и молодой, и гусляры, и девица помнят о его славном поступке и благородной душе. Голос самого автора перемежается с голосом гусляров. Нетрудно угадать настрой автора и его отношение к своим героям, потому что волнует его проблема чести и достоинства человека. Мы понимаем, что даже обычный человек нравственно может быть выше самого царя и жить надо по законам чести и добра. Честь превыше всего. Лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.
2. Исходя из особенностей произведения (его историзм, глубокая нравственная проблематика, неординарность героев, жанр, язык), мы наметим общие цели.
1. Раскрыть глубокий нравственный смысл "Песни:".
2. Дать представление об эпохе Ивана Грозного, опричниках.
3. Формировать умение анализировать и интерпретировать текст поэмы, выделять композиционные части, характеризовать поступки героев, выразительно читать поэму, строить собственные суждения.
На этих уроках мы должны достигнуть следующих диагностических целей.
В ходе уроков ученики
Узнают о трудном жизненном и творческом пути Лермонтова,
Узнают об эпохе Ивана Грозного и истории написания поэмы,
Будут осваивать понятия о поэме, композиции поэмы, о портретной и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа, о роли пейзажа, об авторском отношении и способах его выражения в тексте, о средствах художественной выразительности и их роли в поэме;
Научатся
- характеризовать персонажей и сравнивать их,
- в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям,
- определять функции пейзажа, роль языковых средств,
- определять отношение автора к персонажам,
После анализа текста
- Смогут выделить композиционные части поэмы, найти портрет и описание героев,
- Дадут оценку поступкам героев, особенностям их речи и речи гусляров,
- Ответят на вопросы: "Как автор создаёт образ Руси 16 века?", "Кого из героев можно назвать центральным?", " Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?", "Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?", "Почему поэму Лермонтов назвал песней?"
- Выразительно прочитают отрывок из "Песни:"
- Напишут сочинение-рассуждение на тему: "Почему описание могилы Калашникова завершает поэму?"; "Герой, который мне интересен" или "Какую память о себе оставляют герои?"
3. Считаю целесообразным пообразный и проблемные пути изучения поэмы, т.к. объём произведения небольшой и представляет собой поэтический текст.
За неделю даётся задание прочитать "Песню..", вступительную статью о жизни поэта и подумать над вопросами анкеты (выявление первого впечатления) <Приложение1>. В кабинете необходимо на протяжении этой недели организовать выставку картин И.Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван", В. Васнецова "Иван Грозный", репродукции старой Москвы, чтобы создать определённый настрой на восприятие поэмы.
1-й урокТема урока: Герои поэмы М.Ю.Лермонтова. Основной конфликт
На этом уроке анализируем историческую атмосферу произведения, образную систему поэмы, выявляем основной конфликт, идею произведения и выделяем позицию автора.
Диагностические цели:
- Узнают о трудном жизненном и творческом пути Лермонтова,
- Узнают об эпохе Ивана Грозного и истории написания поэмы,
- Будут осваивать понятия о портретной и речевой характеристике персонажа как способе создания его образа, об авторском отношении и способах его выражения в тексте, о средствах художественной выразительности и их роли в поэме;
Научатся
- характеризовать персонажей и сравнивать их, в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям,
- определять роль языковых средств,
- определять отношение автора к персонажам,
После анализа текста
- Смогут объяснить значение терминов и устаревших слов,
- Смогут подобрать примеры, иллюстрирующие историческую обстановку в поэме - государственную и бытовую жизнь народа,
- Смогут выделить в тексте портретные зарисовки и определить их роль в раскрытии образа,
- Дадут оценку поступкам героев, особенностям их речи,
- Ответят на вопросы: "Как автор создаёт образ Руси 16 века?", "Кого из героев можно назвать центральным?", " Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?"
- Выразительно прочитают отрывок из "Песни:"
- Напишут сочинение-рассуждение "Какую роль играет образ гусляров в "Песне.."?"
Путь изучения - пообразный, т.к. на этом уроке нам важно определить принципы расстановки персонажей и выяснить значимость главного героя в образной системе поэмы.
Ход урока
1. Изучение биографии Лермонтова (10 минут)
Просмотр видеофильма о поэте. Обсуждаем статью учебника о Лермонтове, отмечая особые моменты в жизни, повлиявшие на формирование характера поэта. Такое представление биографии поэта отвечает принципу наглядности, доступности и целесообразности, а также работа с использованием ИКТ разнообразит виды деятельности на уроке, настроит на изучение творчества Лермонтова.
2. Словарная работа (5 минут) Подготавливает к восприятию произведения на историческую тему, расширяет словарный запас ученика и кругозор.
опричнина, гой еси, мёд пенный, стольник, Малюта Скуратов, аргамак, отороченный, фата, яхонтовый, сваха, гостиный двор,приходская церковь, простоволосая, чай, охульник, охотницкий, панихида, бесталанный,
не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит, лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.
3. Выявление восприятия (5 минут)
На первом уроке необходимо выявить первое впечатление от прочитанного, чтобы поставить учебную задачу, поэтому проводим беседу - обмен мнениями, впечатлениями по заранее подготовленной анкете. Ученик делает сообщение об Иване Грозном и его эпохе (5 - 7 минут)
4. Постановка УЗ (учебной задачи)
№ 1. "Как автор создаёт образ Руси 16 века?"
Класс разбиваем на 2 группы (5 -7 минут)
- 1 группа рассказывает о государственной, общественной жизни Руси, подтверждая примерами из текста.
- 2 группа рассказывает о повседневной жизни Руси.
1) пир у царя, | 1) жизнь купечества, |
2) упоминание о казачестве в приволжских степях | 2) семейные отношения, |
3) кулачный бой, | 3) обычаи и нрав народа, |
4) описание казни. | 4) религиозные обряды и обычаи |
"С какой целью автор изобразил картины быта в поэме?"
Такой порядок изучения необходим, т.к. понимание причин поступков главных героев зависит от знания исторической обстановки, в которой действуют герои. Учащиеся, прослушав сообщение об эпохе Ивана Грозного, смогут в тексте художественного произведения найти отображение исторической действительности. Они самостоятельно в течение 5 -7 минут покажут знание текста, умение выделять главное, анализировать, обосновывать свой выбор и будут совершенствовать умение комментировать отобранные факты, выразительно читать отрывки поэтического текста. Учащиеся отметят значимость исторических сцен в понимании мотивов поступков героев, отметят былинный напев как один из способов создания исторических картин.
№ 2. "Какими изобразил своих героев автор и кого из героев можно назвать центральным?"
"Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?"
5. Работа в группах (мини-проект -10 минут)
Ученики сделали вывод о том, что из описания быта людей мы узнаём, по каким правилам, законам, религиозным обычаям живёт народ, что чтит, кому подчиняется, кого боится. А также описание бытовых картин поможет определить нам характер главных героев и его значимость в произведении.
Прежде, чем приступить к характеристике образной системы поэмы, мы вспоминаем план характеристики персонажа.
План:
1) социальное положение, происхождение
2) занятия
3) портрет (отметить средства выразительности)
4) черты характера
5) жизненные принципы
6) речь (отметить средства выразительности, диалоги)
7) отношения с людьми
8) отношение автора (отметить средства выразительности)
Класс делится на 4 группы и готовит рассказ о своём герое по плану. Группа должна не только представить своего героя, но и попытаться найти в нём и хорошее, и плохое, дать оценку его поступкам, поведению (объяснить мотивы).
- Калашников
- Кирибеевич
- Иван Грозный
- Алёна Дмитревна
6. Защита мини-проектов (5-10 минут) Выступление групп. Задача каждой группы - представить своего героя.
Такая форма работы нацеливает на решение конкретной задачи - поиска материала для характеристики героя, учит работать в группе, делает работу активной. В ходе этой работы дети строят свои высказывания, аргументируют примерами из текста, выразительно читают, дают оценку поступкам персонажа. Заранее составленный план организует работу. Читая портретные зарисовки, примеры речевой характеристики, дети отмечают языковые особенности, с помощью которых автор оценивает своего героя, выражает своё отношение. При самостоятельной работе делаются необходимые записи в тетради (слова, выражения). Можно предложить сильным ученикам в каждой группе выполнить подборку цитат (цитатный план характеристики героя) на доске. Затем результаты их работы фиксируются всеми письменно. Домой можно предложить индивидуальное задание: выполнить презентацию "Образы главных героев в цитатах" (игра "Угадай героя"). При защите мини-проектов каждая группа может задать 2 вопроса другой. Можно построить работу в группах по заранее подготовленным вопросам, или в зависимости от качества ответов групп задать вопрос, необходимый для выявления замысла автора. <Приложение2>
8. Итог урока
Беседа по проблемному вопросу, поставленному как учебная задача № 2.
После представления героев мы задаём снова проблемный вопрос о значимости героев.
В качестве обобщающего этапа можно предложить ребятам необычное задание - выбрать нужную схему расстановки действующих лиц. <Приложение3> Проверяется знание текста, результативность аналитической работы по характеристике героев, умение анализировать и строить собственное рассуждение, оперировать полученными знаниями, а также такой вид работы систематизирует полученную в ходе беседы информацию. Конечная таблица записывается в тетрадь.
9. Домашняя работа.
- Ответьте письменно на вопрос: "В чём "правда" купца Калашникова?" "Какую роль играет образ гусляров в "Песне.."?" (по выбору)
- Выполнить презентацию "Образы главных героев в цитатах" (игра "Угадай героя") - индивидуальное задание.
- Найдите в словаре определение "песни", "поэмы", отметьте в тексте средства художественной выразительности (1 вариант - тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболу, 2 вариант - фигуры речи: инверсии, анафоры, антитезу, параллелизмы)
- Подготовьте чтение наизусть отрывка - индивидуальное задание
- Выполните задание в учебнике под ред.В.Я. Коровиной (2008 г.)стр. 135 №5
(по характеристике, данной Белинским, определите героя)
2-й урокОсобенности композиции. Роль пейзажа. Язык поэмы
На этом уроке выявим роль композиционных частей и пейзажа как способов выражения авторской позиции, определим функцию языковых средств, расширим знания о поэме, определим особенности жанра поэмы на тематическом, идейном, образном и языковом уровне, сделаем вывод о роли стилизации "Песни..", функции фольклорных элементов. При обобщении ещё раз назовём основную мысль поэмы и обозначим её место в современной литературе. Напишем сочинение дома.
Предметом анализа станет художественное своеобразие поэмы (язык) и специфика жанра. Путь, по которому мы пойдём, будет проблемным.
- Учебная задача - "Почему поэму Лермонтов назвал песней?"
- "Чем схожи и чем отличаются отрывки из народных исторических песен и "Песня.." Лермонтова?"
Итоговой работой станет сочинение-рассуждение на темы:
- "Почему описание могилы Калашникова завершает поэму?"
- "Герой, который мне интересен"
- "Какую память о себе оставляют герои?"