Цели: Познакомить с историческими событиями 1812 года; поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года и в стихотворении "Бородино"; показать отличие в изложении данных событий в истории и литературе и сравнить их.; умение работать над художественными особенностями стихотворения, с картой и учебником; воспитание гордости за свой народ, помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма.
Оборудование: Карта: "Отечественная война 1812 года", портреты полководцев, портрет писателя, стихотворение "Бородино", альбом "Из жизни М.Ю. Лермонтова", компьютер, мультимедиапроектор.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Учитель. Без объявления темы учитель читает стихи поэта: "Листок", "Казачья колыбельная песня".
- Понравились стихи? Кому они принадлежат? Вывешивает портрет писателя.
- Имя М. Ю. Лермонтова вам известно и по начальной школе, и по самостоятельному чтению, поэтому начнем эту тему с беседы о том, что вы знаете о поэте, какие его произведения прочитаны и нравятся, какие стихотворения Лермонтова можете прочитать наизусть. Ребята могут прочитать стихотворения «Утес», «Парус», «Тучи», «Дары Терека» (отрывок).
2. Слово учителя об авторе
Учитель, анализируя ответы учащихся, их знания о поэте, предложит им выслушать небольшой рассказ о том, что жизнь поэта была коротка и трагична, но богата творческими свершениями. М. Ю. Лермонтов оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие. Учитель напомнит школьникам о том, что детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Университете, переход в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть Поэта». За дуэль с французским посланником снова ссылка на Кавказ.
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, - право...»), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся последние гениальные стихотворения…
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта.
3. Рассказ учителя. История создания произведения.
М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 г. Люди этого поколения с ранних лет привыкли встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.
Навсегда запечатлелись в памяти ребенка рассказы гостей и родственников – участников Отечественной войны 1912 года. Мишель – так называли его дома – с восхищением слушал повествование о событиях недавней войны, ведь он родился в год её окончания.
Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 г., артиллерист-«бородинец». Он живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» М.Ю.Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино».
4. Демонстрация презентации «Знаменитое сражение». (Приложение 1)
В презентации излагаются основные факты Отечественной войны 1812 года.
5. Рассказ учителя о сюжете стихотворения «Бородино».
- Стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год двадцать пятой годовщины этой битвы. Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной.
6. Чтение учителем произведения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
I. Учитель сам читает стихотворение, оттеняя интонацией героическую направленность стихотворения, патриотический пафос, неудовлетворенность поэта современным ему поколением, печаль в связи с гибелью бойцов. Причем важно, чтобы школьники восприняли стихотворение умом и сердцем, смогли верно прочитать его наизусть, делая акценты не только на стремительности боя, храбрости солдат, боевом их духе, восхищении солдата мужеством своих собратьев, печали по поводу погибших в бою, но и на важные детали текста. Например, местоимением мы поэт как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные:
...Уж постоим мы головою
За родину свою!
II. Словарная работа.
- При чтении произведения встречается много слов, значения которых в наши дни непонятны. Обратите внимание на значение слов: кивер, редут, картечь, бивак, драгуны, уланы, бивак.
Показывается презентация с иллюстрированным пояснением данных слов.
7. Анализ произведения.
Вместе с учащимися, после чтения и словарной работы, дается комментарий, обучение выразительному чтению стихотворения и одновременно его анализ.
- В чем особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог).
- Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата?
- От чьего имени ведется рассказ?
- Что этим достигает автор?
- О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос?
- Какие картины проходят перед глазами читателя?
- Что возмущало солдат?
- О чем печалится солдат и чем гордится?
- С помощью, каких литературных приемов удалось показать и поле боя, и перестрелку, и тихий открытый бивак, и рукопашный бой?
Как понимают пятиклассники слова и словосочетания: схватки боевые, нынешнее племя, чужие изорвать мундиры, построили редут, ломить стеною, грозная сеча, ликовал француз, бивак открытый, кивер, полковник наш рожден был хватом, булат, уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала, изведал враг?
Какие интонации характерны для каждой строфы? В чем суть каждой из строф? Как прочитать? Пробуют читать несколько человек до тех пор, пока не прозвучит удовлетворяющее учителя чтение.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино». О каких событиях повествуется в этом произведении?
- Когда произошла Бородинская битва?
- От чьего лица ведется повествование в произведении?
- Какой великий русский полководец решил дать бой под с. Бородино?
- Какие чувства вы переживали, слушая произведение?
Домашнее задание дифференцированное: школьники готовят рассказ о Лермонтове и выразительное чтение стихотворения «Бородино», отрывок выучить наизусть, составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.