Цели урока:
- познакомить учащихся с произведением М. Горького “Ма-аленькая!”, углубить знания о рассказе с обрамлением;
- формировать навыки выразительного чтения, учить работать по содержанию рассказа, развивать логическое мышление, речь учащихся;
- воспитывать гуманное отношение к людям.
Оформление доски:
Схема рассказа:
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка.
Композиция – построение произведения, связь и расположение его частей.
Эпиграф:
Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честноблагородного.
М. Горький
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение нового материала.
– Скажите, какие произведения М. Горького вы
знаете? (“Челкаш”, “Песнь о Соколе”)
– Вы уже познакомились с произведением “Песнь о
Соколе”. Давайте вспомним, о чем эта “Песнь…”
– Произведение “Ма-аленькая!” – это тоже
рассказ о безумстве храбрых, но толькл в реальной
жизни.
– Прежде, чем мы познакомимся с содержанием
этого рассказа, давайте вспомним, по какой схеме
строится рассказ.
– Когда мы будем читать, обратите внимание, все
ли из этих частей присутствуют в рассказе.
– Ребята, что такое композиция?
– Какие виды композиции вы уже знаете?
– Сегодня мы познакомимся с рассказом с
обрамлением, то есть по-другому композиция
такого рассказа называется рамочной. Наша задача
– проследить по ходу чтения композицию этого
рассказа.
– Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?
– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
– Все ли части рассказа присутствуют в данном
тексте?
– Давайте еще раз прочитаем первые строки рассказа. Почему от воспоминания о встрече двух стариков-богомольцев рассказчику “делается…хорошо и легко” ?
– Найдите реплики стариков-богомольцев, в которых ощущается их отношение к своей “стоянке”.
– Зачитайте фразу: “По лицу старухи текли слезы, и мне было так хорошо, точно это обо мне плакали…” Почему рассказчику “хорошо” при виде старухиных слез?
– За что, по-вашему, “заслали” (как говорят старики) героиню рассказа в глухую деревню?
(Городскую девку, не приспособленную к трудностям деревенского быта, заслали далеко от родного дома вероятно потому, что она вступила во враждебные отношения с властями.)
– Чем она, городская барышня, вызвала к себе глубокую любовь крестьян?
(Писатель делает акцент на уважение и даже любовь к ней крестьян, на ее попытках сделать так, чтобы они почувствовали себя людьми и зажили по-человечески.)
– А теперь обратите внимание на особенности языка рассказа. Что вы заметили?
– Из текста выберите слова, относящиеся к разговорной лексике.
(Помочью, телом-ту, али, кабы, на квартеру.)
– Как вы думаете, с какой целью автор использует разговорную лексику?
(Автор использует разговорную лексику как средство характеристики героев, быта, подчеркивает колорит эпохи.)
– А теперь рассмотрим вторую подтему нашего урока – личность героини. Я даю вам две минуты, чтобы вы еще раз обратились к тексту и нашли те места, где речь идет о героине.
– Что вы можете сказать о ней?
– Когда особенно сильно ощущается любовь сельчан к маленькой девочке?
– Почему обладатели “двух надтреснувших голосов”, поведавших о “маленькой девочке с черными глазами”, идут “помолиться за нее” ?
– Что вам больше всего запомнилось?
IV. Итог урока
– У кого-нибудь есть вопросы? Если вопросов нет, то я предлагаю написать тест, чтобы проверить, как вы усвоили идейные и художественные особенности рассказа.
- Тестирование.
- Жанр произведения:
- очерк;
- воспоминание;
- рассказ.
- Композиция:
- рамочная;
- последовательная.
- Главной отличительной особенностью городской барышни является:
- маленький рост;
- образованность;
- “ангельская” душа.
- Два старика отправились за тридевять земель помолиться за умершую, чтобы:
- выполнить ее просьбу;
- замолить свои грехи перед ней;
- исполнить волю всего деревенского мира.
- Тон повествования:
- эмоционально-окрашенный;
- сказочный;
- нейтральный.
- Развязкой является:
- смерть героини;
- отъезд,
- развязки нет.
- Крестьян и сосланную девушку объединяет:
- общность убеждений;
- человеческая любовь;
- необходимость жить вместе.
- В этом произведении звучат голоса:
- одного персонажа;
- двух;
- трех.
- Образы старика и старухи вызывают у повествователя:
- симпатию;
- безразличие;
- критическое отношение.
- Образ героини раскрывается:
- в ее рассказах о себе;
- в диалогах старика и старухи;
- в раздумьях о ней автора.
Ключ: 1В, 2А, 3В, 4В, 5А, 6В, 7Б, 8В, 9А,10Б.