М.Горький. "Ма-аленькая!". Рассказ с обрамлением. Личность героини

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведением М. Горького “Ма-аленькая!”, углубить знания о рассказе с обрамлением;
  • формировать навыки выразительного чтения, учить работать по содержанию рассказа, развивать логическое мышление, речь учащихся;
  • воспитывать гуманное отношение к людям.

Оформление доски:

Схема рассказа:

  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.

Композиция – построение произведения, связь и расположение его частей.

Эпиграф:

Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честноблагородного.

М. Горький

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

  1. Беседа по вопросам.
  2. – Скажите, какие произведения М. Горького вы знаете? (“Челкаш”, “Песнь о Соколе”)
    – Вы уже познакомились с произведением “Песнь о Соколе”. Давайте вспомним, о чем эта “Песнь…”
    – Произведение “Ма-аленькая!” – это тоже рассказ о безумстве храбрых, но толькл в реальной жизни.
    – Прежде, чем мы познакомимся с содержанием этого рассказа, давайте вспомним, по какой схеме строится рассказ.
    – Когда мы будем читать, обратите внимание, все ли из этих частей присутствуют в рассказе.

  3. Работа над терминами.
  4. – Ребята, что такое композиция?
    – Какие виды композиции вы уже знаете?
    – Сегодня мы познакомимся с рассказом с обрамлением, то есть по-другому композиция такого рассказа называется рамочной. Наша задача – проследить по ходу чтения композицию этого рассказа.

  5. Работа над эпиграфом.
  6. – Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

  7. Чтение текста по ролям.
  8. Проверка восприятия
  9. – Какое впечатление произвел на вас рассказ?
    – Все ли части рассказа присутствуют в данном тексте?

  10. Беседа по содержанию рассказа.

– Давайте еще раз прочитаем первые строки рассказа. Почему от воспоминания о встрече двух стариков-богомольцев рассказчику “делается…хорошо и легко” ?
– Найдите реплики стариков-богомольцев, в которых ощущается их отношение к своей “стоянке”.
– Зачитайте фразу: “По лицу старухи текли слезы, и мне было так хорошо, точно это обо мне плакали…” Почему рассказчику “хорошо” при виде старухиных слез?
– За что, по-вашему, “заслали” (как говорят старики) героиню рассказа в глухую деревню?

(Городскую девку, не приспособленную к трудностям деревенского быта, заслали далеко от родного дома вероятно потому, что она вступила во враждебные отношения с властями.)

– Чем она, городская барышня, вызвала к себе глубокую любовь крестьян?

(Писатель делает акцент на уважение и даже любовь к ней крестьян, на ее попытках сделать так, чтобы они почувствовали себя людьми и зажили по-человечески.)

– А теперь обратите внимание на особенности языка рассказа. Что вы заметили?

– Из текста выберите слова, относящиеся к разговорной лексике.

(Помочью, телом-ту, али, кабы, на квартеру.)

– Как вы думаете, с какой целью автор использует разговорную лексику?

(Автор использует разговорную лексику как средство характеристики героев, быта, подчеркивает колорит эпохи.)

– А теперь рассмотрим вторую подтему нашего урока – личность героини. Я даю вам две минуты, чтобы вы еще раз обратились к тексту и нашли те места, где речь идет о героине.

– Что вы можете сказать о ней?

– Когда особенно сильно ощущается любовь сельчан к маленькой девочке?

– Почему обладатели “двух надтреснувших голосов”, поведавших о “маленькой девочке с черными глазами”, идут “помолиться за нее” ?

– Что вам больше всего запомнилось?

IV. Итог урока

– У кого-нибудь есть вопросы? Если вопросов нет, то я предлагаю написать тест, чтобы проверить, как вы усвоили идейные и художественные особенности рассказа.

  • Тестирование.
    1. Жанр произведения:
      • очерк;
      • воспоминание;
      • рассказ.
    2. Композиция:
      • рамочная;
      • последовательная.
    3. Главной отличительной особенностью городской барышни является:
      • маленький рост;
      • образованность;
      • “ангельская” душа.
    4. Два старика отправились за тридевять земель помолиться за умершую, чтобы:
      • выполнить ее просьбу;
      • замолить свои грехи перед ней;
      • исполнить волю всего деревенского мира.
    5. Тон повествования:
      • эмоционально-окрашенный;
      • сказочный;
      • нейтральный.
    6. Развязкой является:
      • смерть героини;
      • отъезд,
      • развязки нет.
    7. Крестьян и сосланную девушку объединяет:
      • общность убеждений;
      • человеческая любовь;
      • необходимость жить вместе.
    8. В этом произведении звучат голоса:
      • одного персонажа;
      • двух;
      • трех.
    9. Образы старика и старухи вызывают у повествователя:
      • симпатию;
      • безразличие;
      • критическое отношение.
    10. Образ героини раскрывается:
      • в ее рассказах о себе;
      • в диалогах старика и старухи;
      • в раздумьях о ней автора.

Ключ: 1В, 2А, 3В, 4В, 5А, 6В, 7Б, 8В, 9А,10Б.

V. Домашнее задание