М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - историческая поэма о России XVI века

Разделы: Литература, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Задачи:

  • продолжить изучение поэтических произведений на историческую тему, сопоставляя с данными истории и выявляя авторскую позицию,
  • выявить художественное своеобразие поэмы и ее связь с фольклором,
  • развивать монологическую речь, аналитическое мышление,
  • воспитывать чувство сопричастности к прошлому страны, патриотизм.

История, оживленная поэтическим вдохновением,
проходит перед глазами нашими во всей своей яркости, пестроте и жизни.
П.В.Анненков

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1. Вводное слово учителя “Историзм художественного произведения”. Постановка задач урока.

2. Беседа на выявление первичного представления: читательские впечатления, герои и события; теория литературы: поэма, фольклорные традиции.

3. “Москва 16 века в исторических деталях поэмы”. Проверка домашнего задания, работа по цитате К.М.Азаровой.

4. “Образ Ивана Грозного в истории, живописи, литературе”. Проблемный вопрос: какой точке зрения более соответствует Иван Грозный Лермонтова: исторической, народной, Карамзина?

  • историческая справка “Царствование Ивана Грозного” (индивидуальное задание),
  • выборочное цитирование из “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина (индивидуальное задание),
  • искусствоведческая справка “Царь Иван Васильевич” В.М.Васнецова” (индивидуальное задание).
  • ЗАПИСЬ ВЫВОДОВ по индивидуальным сообщениям, исследовательской работе.
  • выборочное выразительное чтение глав 1, 3,
  • исследование художественных средств и приемов, раскрывающих образ царя в поэме.
  • Теория литературы: повторы, инверсия, олицетворение, сравнение, гипербола, постоянные эпитеты.
  • ЗАПИСЬ ВЫВОДА по проблемному вопросу.

5. Обобщающая беседа. Заключительное слово учителя. Высказывание И.А.Андроникова о взаимосвязи времен.

6. Выставление оценок, подведение итогов, дача домашнего задания.

1. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ “Историзм художественного произведения”.

Музыка к уроку.

Смена слайдов по щелчку. Слайд №1 (проявление фрагментов слайда по щелчку)

- В эти осенние месяцы мы с вами уже не раз обращались к художественным произведениям, к тем замечательным памятникам, где, по словам П.Ф.Анненкова, “история проходит перед глазами нашими во всей своей яркости, пестроте и жизни”. Это высказывание одного из ближайших друзей А.С.Пушкина станет эпиграфом, предваряющим нашу беседу. ЗАПИШИТЕ ТЕМУ И ЭПИГРАФ.

- Сейчас я хотела бы расширить и уточнить ваше представление об историческом произведении. В чем же особенность исторических произведений? Что такое историзм?

Как вы помните, былины и исторические песни рассказывают о героической борьбе и многотрудной жизни русского народа в период, когда еще не началось летописание. Поучение Мономаха, “Повесть о Петре и Февронии” дают нам почувствовать историческую атмосферу раннего периода жизни славян. К далекому прошлому довольно часто обращались писатели 19, да и 20 веков. И их художественное воссоздание прошлого обладает удивительной способностью увлекать нас, волновать, будить наше воображение, размышлять о современности.

Художественный мир исторического произведения и реален, и условен. Писатель опирается на исторические факты, архивные материалы, но волен художественными приемами интерпретировать, по-своему изображать действующих лиц, в конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной эпохи.

Слайд №2

Вдохновение Лермонтова оживило очень далекую от нас эпоху Ивана Грозного. Уже в самом названии звучит имя реального исторического лица и вымышленных персонажей, определены главные герои, выражена авторская позиция, подчеркнуто фольклорное звучание.

Слайд №3

Обратившись к далекому прошлому, поэт нашел в нем не только пример достойного поведения, честный и гордый характер Степана Парамоновича Калашникова, но и трагические последствия самовластия царя, произвола и безнаказанности его приближенных.

Слайды №4-8

Историзм Лермонтова в верности духа эпохи, в правдивом воспроизведении ее колорита, ее типичных характеров и конфликтов. И одновременно эта историческая “Песня ...” содержала современную поэту проблему: неразрешимый конфликт деспотизма и достоинства гордого человека.

2. БЕСЕДА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

  • Каковы ваши впечатления от прочитанного?
  • Ваше отношение к героям поэмы?
  • Какое событие вы восприняли как наиболее драматичное для каждого из героев?
  • Что называется поэмой? Слайд №9 (Внимание: элементы определения термина по команде.)

- ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Сверимся со статьей словаря литературоведческих терминов.

В чем своеобразие этой поэмы? Какие композиционные элементы, языковые средства сближают ее с фольклором?

3. “МОСКВА 16 ВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЯХ ПОЭМЫ”. Проверка домашнего задания, работа по цитате К.А.Азаровой. Слайд № 10

- Попадая в художественный мир, напоминающий мир народного эпоса, мы переносимся в далекий 16 век, когда на Руси царствовал Иоанн, за свою суровость и жестокость прозванный Грозным.

Воссоздать картины прошлого, передать исторический колорит и дух эпохи позволяет умение автора отобрать необходимые слова и детали.

И сейчас мы перешли к очень важной микротеме. ЗАПИШЕМ.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Слайд №11 (Внимание: элементы слайда по команде.) К.М.Азарова считает, что по историческим деталям в поэме можно узнать “о пире у царя, жизни купечества, казачестве, обычаях и нравах, обрядах, одежде, оружии”.

- Дома вы провели выборку историзмов и архаизмов.

ЗАДАНИЕ 1. Приведите примеры использования исторических деталей в поэме, (ряд 1 - глава 1, ряд 2 - глава 2, ряд 3 - глава 3).

ЗАДАНИЕ 2. Как вы думаете, почему М.Ю.Лермонтов не заменил исторические детали 16 века современными? Ведь так было бы гораздо понятнее читателям 19 века. ЗАПИШЕМ ВЫВОД. Какова роль исторических деталей в поэме?

4. “ОБРАЗ ИВАНА ГРОЗНОГО В ИСТОРИИ, ЖИВОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЕ”. (Слайд № 12, элементы по команде.) Сопоставительно-исследовательская работа.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Проблемный вопрос: Какой точке зрения более соответствует лермонтовский Иван Грозный: исторической, народной, Карамзина?

- Сейчас нам предстоит разобраться в сложном образе царя, вершителя судьбы государства, народа, простого человека.

- Слушаем ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВКУ “Царствование Ивана Грозного” (Слайды № 13-23, см. Приложение №1).

ЗАДАНИЕ классу: сформулировать и записать двойственную оценку истории правления Ивана Грозного. Слайд № 13

Укрепил самодержавную власть, но стал символом безумной жестокости, безудержного терроризма.

Слайд №24

- В начале 19 века вся образованная Россия зачитывалась “Историей государства Российского” Н.М.Карамзина. Послушайте несколько фрагментов из этого многотомного произведения историка. (См. приложение № 2).

ЗАДАНИЕ классу: выявите позицию Карамзина.

ЗАПИСЬ. Писатель и историк Н.М.Карамзин безоговорочно осуждает самодурство и деспотизм царя, сравнивая с Батыевым игом.

Слайд № 25

- И вот живописная версия образа царя.

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА “Царь Иван Васильевич Грозный” В.М.Васнецова”. (См. приложение № 3).

ЗАДАНИЕ классу: записать характеристику царя из комментария картины.

Слайд №26 (элементы по команде).

- ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Сверим записи, при необходимости дополним.

Жестокий и благочестивый, сильный и гневный, высокомерный и мудрый, суровый и решительный, непреклонный в достижении своих целей, подозрительный. Человек большого ума, государственный деятель, полный сил и величия.

ЗАПИШЕМ ВЫВОД. Живописный образ царя отражает народные представления.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОЭМЫ.

- Мы выслушали различные мнения о неординарной фигуре царя. Обратимся к тексту поэмы.

Первая часть переносит нас в царские хоромы на пир у Ивана Грозного. За столом бояре, опричники. Кажется, непринужденным весельем охвачены все пирующие. Но присмотримся внимательнее. Так ли уж радостно и беззаботно на пиру? Каково настроение царя? Какими художественными приемами создается образ грозного царя? ЗАЧИТАЕМ ВЫБОРОЧНО из главы 1 строфы, воссоздающие образ грозного царя (строфы 1-5).

  • Что можно сказать, прочитав этот отрывок о характере царя? С помощью каких приемов Лермонтов рисует этот характер?

Царь раскрывается в действиях, портрете, речи.

Слайд №27 (элементы по команде). Проведем исследовательскую работу “ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЦАРЯ”. Вспомните, какими художественными средствами былина создает образ богатыря Микулы Селяниновича, новгородского купца-гусляра Садко. Перечислите.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. К.М.Азарова выделяет в создании образности “Песни ...” следующие приемы: “олицетворения, отрицательный параллелизм, постоянные эпитеты, постоянные сравнения, гиперболы”. ДОПОЛНИМ: Слайд №28. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, повтор, инверсия.

- Лермонтов использует в поэме фольклорные приемы. Приведите примеры названных художественных языковых средств в прочитанном фрагменте.

  • В какой трагический момент в судьбе героев появляется царь?

Калашников в честном кулачном бою убивает обидчика, а царь повелевает казнить купца.

  • Почему царь приказывает казнить победителя в честном кулачном бою? ЗАЧИТАЕМ из главы 3 со слов “И опричник молодой застонал слегка” до слов “Что и ты не оставлен моей милостью”.
  • Как вы расцениваете слова и решение царя?

Слайд №29. ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

Слайд №30 (автоматическое выплывание фрагментов). ЗАПИШЕМ ВЫВОД: Как и Васнецов, Лермонтов, верный принципу историзма, в поэме воплощает народное представление о суровом самодержце.

5ю ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА

- “Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” - единственная в XIX веке прекрасная стилизация фольклора в большой лироэпической форме.

  • Что позволяет говорить об этом авторском произведении как истинно народном?
  • Почему эта поэма рассматривается нами как историческая?

- Темой, сюжетом, персонажами, языковыми средствами “Песня...” связана с 16 веком. Но она живо перекликается с временем Лермонтова. 1837 год. 28 января. Слайд № 31 (Автоматическое выплывание фрагментов) На дуэли смертельно ранен Пушкин. Не только Лермонтов почувствовал созвучие времен, но и писатель, литературовед XX века Ираклий Андроников, чьи статьи открывают разделы о писателях 19 и 20 веков в учебниках литературы.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. Послушайте высказывание И.Андроникова: “Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским “опричником” погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и свое благородное имя. Поэма заставляла задумываться над вопросами о судьбе и правах человеческой личности”.

6. Домашнее задание.

- Дома вы продолжите размышление о чести, благородстве, достоинстве, сопоставляя образы антиподов Кирибеевича и Калашникова. Готовясь к следующему уроку, задумайтесь над вопросами учебника 2 и 4 по главе третьей.

Внимательно проследите за поведением, настроением, словами поединщиков.

Индивидуально: сопоставить иллюстрации Билибина, Васнецова, Кустодиева.

Подведение итогов урока, выставление оценок.


Приложение № 1

Историческая справка “Царствование Ивана Грозного”

(примерное содержание, сопровождается показом слайдов №№ 10-18)

Слайд № 14.Царь Иван Васильевич Грозный (Иван 1У) стал великим князем Московским в 1533 году.

Слайд № 15-17. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В неудачах войны за прибалтийские земли царь обвиняет “изменников-бояр” и в 1565 году для разгрома боярской оппозиции и укрепления самодержавной власти вводит опричнину.

Слайд № 18. Вся страна была разделена на две части: одна называлась “земщиной”, другая – опричниной (от слова “опричь”, то есть “кроме”) – здесь власть царя была безграничной. Земским въезд на территории опричнины был запрещен, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. Слайд № 19-20. Во всех тяжбах с земскими опричников оправдывали, и они всячески притесняли земских, клеветали на невинных, чтобы получить их имущество.В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили ужас. Песья голова означала собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Со своими опричниками Иван провел множество казней своих противников или тех, кто только им казался, подверг жестокому разгрому Новгород, Псков – города-республики. При нем не только рубили головы, но и варили в кипятке, жарили заживо и рвали на куски. Слайд № 21. Казнили десятками, сотнями и даже родами. По делу боярина Ивана Петровича Федорова, одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводы, который пользовался в народе авторитетом и уважением, было уничтожено 370 человек, а самого воеводу собственноручно заколол царь, считая виновным в организации заговора. К концу правления Ивана Грозного страна была настолько обескровлена, что местами просто обезлюдела.

Слайд № 22. Умер Иван Ужасный (так называли его за рубежом) в 1584 году, незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына.

Слайд № 23. После него осталась разоренная страна с заросшими пашнями, обнищавшим народом.


Приложение № 2

Из “Истории государства Российского” Николая Михайловича Карамзина

(примерное содержание, на фоне слайда № 19)

Н.М.Карамзин, указывая на противоречивость Ивана Грозного, писал, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты”.

Историограф отмечал, что “сказать неучтивое слово кромешнику (опричнику) значило оскорбить самого царя”, “что люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных”. Он упоминает о похищении жен и дочерей многих знатных людей, совершенном Иваном Грозным и его приближенными.

Карамзин сурово заключает: “... и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново”.


Приложение № 3

Искусствоведческая справка “Царь Иван Васильевич Грозный” В.В.Васнецова

(примерное содержание, на фоне слайда № 20)

На картине Виктора Михайловича Васнецова, известного нам по “богатырским” и сказочным полотнам, царь Иван Васильевич Грозный изображен в духе тех народных представлений, которые дошли до нас в исторических песнях и легендах.

Жестокий и непреклонный, сильный и гневный, высокомерный и мудрый – таким он предстает в описаниях современников. В изображении художника Грозный – яркая колоритная личность, вызывающая к себе уважение. Это человек суровый, решительный, непреклонный в достижении своих целей, подозрительный. Человек большого ума, государственный деятель, полный сил и величия.

Вот царь Иван спускается по ступеням дворцовой лестницы. Иван Грозный суров, взгляд его сосредоточен, полон подозрительной настороженности. Властно и твердо стоит он, опираясь на жезл. У его ног в оконце видна зимняя Москва, яркие шатры ее деревянных церквей.

В картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу, что создает впечатление величавости царя.