Опыт работы в школе показывает, что уроки-лекции приобретают большую эффективность при наличии зрительного ряда. Принцип наглядности в условиях современной школы в рамках информационно-коммуникативной технологии возможно реализовать именно через формат презентации.
При изучении творчества М.В. Ломоносова в 9 классе возникают трудности, связанные с недостатком материала в учебнике. Достаточно полно дан биографический материал, а вот теоретическую основу учитель должен дать сам. Так на слайде № 3 приведена таблица, где в сжатой и понятной форме раскрыта “теория трёх штилей”. В зависимости от цели урока может варьировать использование этой таблицы. Она может заполняться постепенно после обсуждения с учащимися, или, напротив, после изучения содержания таблицы целиком, может воспроизводиться по частям в тетрадях учащихся.
Последующие слайды показывают как на практике реализовал “теорию трёх штилей” Ломоносов. Для Ломоносова-одописца обращение к высокому жанру, к изображению царственных особ - всего лишь способ выразить любовь к Отечеству.
Отстаивает свои взгляды М.В.Ломоносов не только в научных трудах, но и в литературных произведениях. Презентация позволяет показать учащимся, насколько приблизились к привычной речи стихи Ломоносова, по сравнению со стихами Симеона Полоцкого.
Средний “штиль” в творчестве М.В. Ломоносова представлен научными стихами.
Для иллюстрации низкого “штиля” использована эпиграмма М.В. Ломоносова “Мышь некогда, любя святыню...”
Заканчивается презентация мыслями М.В. Ломоносова о роли поэта и поэзии в жизни общества. Использованы тексты стихотворений “Разговор с Анакреоном” и “Памятник”.Работу с этими слайдами тоже можно построить по-разному. В классе с недостаточной подготовкой учитель сам прокомментирует в ходе лекции мысли М.В. Ломоносова, а в классе с хорошей подготовкой можно предложить учащимся самим сделать вывод на основе прочитанных текстов.
Помимо иллюстративного материала презентация содержит выводы по основным положениям темы. Таким образом, презентация - своеобразные тезисы к лекции учителя. Формулировка выводов представляет собой развёрнутые предложения. Это сделано осознанно, так как одной из проблем литературного образования является низкое развитие устной речи. Учащиеся легче сжимают информацию в краткую запись, нежели развёрнуто формулируют мысль на основе краткой записи. В ходе урока на основе презентации учащиеся делают записи в тетради, перерабатывая текст. Таким образом, на уроке задействовано несколько видов памяти: зрительная, слуховая, моторная
Цель данной презентации: расширить представление учащихся о заслугах М.В. Ломоносова в области отечественной литературы.
Презентация может быть использована на вводной лекции по творчеству М.В. Ломоносова, чтобы обозначить основные вопросы, которые будут обсуждаться на следующих уроках. Возможно использование презентации на заключительном уроке в ходе фронтальной беседы, когда учащиеся демонстрируют свои знания, отвечая на вопросы учителя, а затем слайд презентации дополняет сказанное и помогает формулировать вывод.
Формат презентации помогает учителю реализовать принцип доступности материала для учащихся с разным уровнем интеллектуального развития : на некоторых слайдах имеются сноски. Например, дано толкование жанра оды. Это позволяет учителю не отвлекаться от основной темы и быть понятым учениками с различным уровнем знаний
Таким образом, презентация “ М.В. Ломоносов и отечественная литература” помогает эффективному усвоению материала, может быть использована как на вводном, так и на заключительном уроке литературы в 9 классе при изучении жизни и творчества М.В.Ломоносова.