Цели:
- помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;
- учить отбирать материал к выборочному пересказу; пересказу с изменением лица рассказчика
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать умение правильно оценивать изменившуюся обстановку.
Перспективная цель: развитие читательского восприятия, языкового чутья, нравственно-эстетическое воспитание.
Педагогическая технология: работа в группах.
Словарная работа: золотые слова.
Пословицы для физ. минутки:
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Не ножа бойся, а языка.
- Старый друг лучше новых двух
- Здоровье всего дороже.
- Цыплят по осени считают.
- Море песком не засыплешь.
- С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
- Терпенье и труд всё перетрут.
Использованная литература:
- Л. Ершов М. Избранное. Т.1- М., 1978.
- Ожегов,С.И. Толковый словарь русского языка. - М: «Азъ», 1996, с. 228.
- Турьянская, Б.И.Уроки литературы.-М.:Русское слово, 2008.
Ход урока
Содержание |
Деятельность |
|
|
учителя |
учеников |
I. Орг. момент |
Добрый день. |
|
II. Сообщение темы и цели урока. |
- С каким писателем вы познакомились на прошлом уроке? - Тема нашего урока: Мудрость короткого рассказа М.М. Зощенко «Золотые слова». Сегодня на уроке мы должны разобраться в идейном содержании рассказа, поучимся анализировать прочитанное и отбирать материал для выборочного пересказа (пересказа с изменением лица повествования) |
Ответ на вопрос: - Мы познакомились с писателем-сатириком М.М.Зощенко |
III. Проверка знаний, усвоенных на прошлом уроке |
- Кто главные герои рассказа? - От чьего лица ведётся повествование? |
Ответ на вопрос
- Главные герои рассказа Минька и Лёля. - Повествование ведётся от первого лица, рассказчик – Минька |
IV. Проверка домашнего задания |
- Почему же те события, которые произошли с героем в детстве, незабываемы? - Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему? - Как озаглавили вы данный эпизод? - На сколько смысловых частей мы разделили эпизод? - Как озаглавили каждую часть? (Обсуждение и анализ озаглавленных частей) |
Фронтальный опрос. - Урок, который получил Минька, был поучительным, он ему помог в дальнейшей жизни. - Случай с маслом. Понравился больше всего, т.к. ситуация, которая произошла с мальчиком вызывает смех. - «Незабываемый ужин». - Мы разделили эпизод на 5 частей. Индивидуальные ответы учащихся.
|
V. Аналитическое чтение (мотивация) |
- Для того, чтобы нам легче было пересказывать данный эпизод поработаем в группах и проследим действия всех участников событий, отбирая материал для пересказа |
Слушание |
VI. Аналитическое чтение (задания по группам) |
I группа Папа предупредил детей: «Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом». 1. Проследите, как дети следовали указанию отца?«На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер…» 2. Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника? |
Самостоятельная работа в микрогруппах: I группа 1. «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер.» «Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал». «Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.» «Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали». 2. Точно следовали приказу папы. |
|
II группа Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом. «На этот раз мы сидим тихо.» |
II группа «На этот раз мы сидим тихо.» «Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся». «Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.» «И тогда я положил масло на кончик ножа». «А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника». «Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.» «Я вытаращенными глазами смотрел на масло.» «Потом я оглянулся по сторонам»И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику». «Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали». |
|
III группа Проследите за действиями папиного начальника за ужином. «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.» |
III группа «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.» «..Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай». «Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.» «Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток». «Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.» «Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан». «Папин начальник сказал: - Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.» |
VII. Опрос |
- Проверим, как вы правильно отобрали заданный материал |
Чтение по «цепочке» каждого учащегося. Учащиеся отвечают, по очереди зачитывают нужный отрывки, дополняют друг друга |
|
- Как присутствующие отреагировали на происшествие? - Какие мудрые слова сказал папа? Зачитайте. - Как он сам назвал эти слова? - В каком значении употреблено слово «золотые»? |
Фронтальный опрос. С интересом рассматривали чай и были возмущены тем, что дети не предупредили начальника. - ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ. Папа эти слова назвал золотыми словами» Индивидуальное д/з: Работа со словарём С.И.Ожегова
Зощенко употребил слово «золотой» в 3 значении, потому что слова: «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки» поучительны и для писатель они в дальнейшем имели большое значение. |
Физ. пауза |
Соберем «золотые слова» , прочитаем их и подумаем , почему можно их тоже считать золотыми? |
Учащиеся собирают золотые листки, на которых написаны пословицы и делают вывод: Данные изречения можно назвать поучительными, поэтому это тоже «золотые слова», которые необходимо запомнить |
Пересказ по плану |
Перескажем данный эпизод по плану |
Пересказ по плану одного учащегося, остальные оценивают, согласно следующих критериев. Критерии оценивания пересказа.
|
Пересказ с изменением лица повествования |
Перескажем от лица Лёли |
|
Итог урока. Оценки за урок |
Какой жизненный урок извлёк герой? Какие выводы сделали вы? |
- ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ. |
Домашнее задание. |
Пересказ от лица Лёли или начальника (по данному отрывку) |
|