М.М. Зощенко. "Золотые слова". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;
  • учить отбирать материал к выборочному пересказу; пересказу с изменением лица рассказчика
  • развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать умение правильно оценивать изменившуюся обстановку.

Перспективная цель: развитие читательского восприятия, языкового чутья, нравственно-эстетическое воспитание.

Педагогическая технология: работа в группах.

Словарная работа: золотые слова.

Пословицы для физ. минутки:

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Не ножа бойся, а языка.
  • Старый друг лучше новых двух
  • Здоровье всего дороже.
  • Цыплят по осени считают.
  • Море песком не засыплешь.
  • С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  • Терпенье и труд всё перетрут.

Использованная литература:

  1. Л. Ершов М. Избранное. Т.1- М., 1978.
  2. Ожегов,С.И. Толковый словарь русского языка. - М: «Азъ», 1996, с. 228.
  3. Турьянская, Б.И.Уроки литературы.-М.:Русское слово, 2008.

Ход урока

Содержание

Деятельность

 

учителя

учеников

I. Орг. момент

Добрый день.

 

II. Сообщение темы и цели урока.

- С каким писателем вы познакомились на прошлом уроке?

- Тема нашего урока: Мудрость короткого рассказа М.М. Зощенко «Золотые слова». Сегодня на уроке мы должны разобраться в идейном содержании рассказа, поучимся анализировать прочитанное и отбирать материал для выборочного пересказа (пересказа с изменением лица повествования)

Ответ на вопрос:

- Мы познакомились с писателем-сатириком М.М.Зощенко

III. Проверка знаний, усвоенных на прошлом уроке

- Кто главные герои рассказа?

- От чьего лица ведётся повествование?

Ответ на вопрос

- Главные герои рассказа Минька и Лёля.

- Повествование ведётся от первого лица, рассказчик – Минька

IV. Проверка домашнего задания

- Почему же те события, которые произошли с героем в детстве, незабываемы?

- Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему?

- Как озаглавили вы данный эпизод?

- На сколько смысловых частей мы разделили эпизод?

- Как озаглавили каждую часть? (Обсуждение и анализ озаглавленных частей)

Фронтальный опрос.

- Урок, который получил Минька, был поучительным, он ему помог в дальнейшей жизни.

- Случай с маслом. Понравился больше всего, т.к. ситуация, которая произошла с мальчиком вызывает смех.

- «Незабываемый ужин».

- Мы разделили эпизод на 5 частей.

Индивидуальные ответы учащихся.

  1. Мы снова ужинаем со взрослыми.
  2. Замерзшее масло.
  3. Масло в стакане.
  4. «Что с вами произошло»?
  5. Золотые слова.

V. Аналитическое чтение (мотивация)

- Для того, чтобы нам легче было пересказывать данный эпизод поработаем в группах и проследим действия всех участников событий, отбирая материал для пересказа

Слушание

VI. Аналитическое чтение (задания по группам)

I группа

Папа предупредил детей: «Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом».

1. Проследите, как дети следовали указанию отца?

«На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер…»

2. Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника?

Самостоятельная работа в микрогруппах:

I группа

1. «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер.»

«Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал».

«Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.»

«Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».

2. Точно следовали приказу папы.

 

II группа

Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом.

«На этот раз мы сидим тихо.»

II группа

«На этот раз мы сидим тихо.»

«Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся».

«Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.»

«И тогда я положил масло на кончик ножа».

«А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника».

«Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.»

«Я вытаращенными глазами смотрел на масло.»

«Потом я оглянулся по сторонам»И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику».

«Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».

 

III группа

Проследите за действиями папиного начальника за ужином.

«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»

III группа

«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»

«..Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай».

«Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.»

«Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток».

«Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.»

«Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан».

«Папин начальник сказал:

- Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.»

VII. Опрос

- Проверим, как вы правильно отобрали заданный материал

Чтение по «цепочке» каждого учащегося.

Учащиеся отвечают, по очереди зачитывают нужный отрывки, дополняют друг друга

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как присутствующие отреагировали на происшествие?

- Какие мудрые слова сказал папа? Зачитайте.

- Как он сам назвал эти слова?

- В каком значении употреблено слово «золотые»?

Фронтальный опрос.

С интересом рассматривали чай и были возмущены тем, что дети не предупредили начальника.

- ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ.

Папа эти слова назвал золотыми словами»

Индивидуальное д/з:

Работа со словарём С.И.Ожегова

  1. Сделанный из золота
  2. Блестяще-жёлтый
  3. Перен. О чём-нибудь, имеющем большое значение.

Зощенко употребил слово «золотой» в 3 значении, потому что слова: «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки» поучительны и для писатель они в дальнейшем имели большое значение.

Физ. пауза

Соберем «золотые слова» , прочитаем их и подумаем , почему можно их тоже считать золотыми?

Учащиеся собирают золотые листки, на которых написаны пословицы и делают вывод: Данные изречения можно назвать поучительными, поэтому это тоже «золотые слова», которые необходимо запомнить

Пересказ по плану

Перескажем данный эпизод по плану

Пересказ по плану одного учащегося, остальные оценивают, согласно следующих критериев.

Критерии оценивания пересказа.

  1. Последовательность событий.
  2. Связность предложений.
  3. Использование слов и выражений из текста.
  4.  Выразительность.

Пересказ с изменением лица повествования

Перескажем от лица Лёли

 

Итог урока. Оценки за урок

Какой жизненный урок извлёк герой?

Какие выводы сделали вы?

- ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ.

Домашнее задание.

Пересказ от лица Лёли или начальника (по данному отрывку)