М.И. Цветаева и О.Э. Мандельштам. Стихи о Москве. Проблема взаимовлияния

Разделы: Литература


Цель урока: отработать навык сопоставительного анализа поэтических произведений.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со стихами о Москве М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама.
  • расширить представление учащихся о средствах художественной выразительности.
  • повторить основные черты поэтики О.Э. Мандельштама.
  • выявить своеобразие творческой манеры М.И. Цветаевой.
  • определить черты поэтики Мандельштама, проникающие в посвящённые ему стихи Цветаевой.

Развивающие:

  • обогащение речи учащихся средствами выразительности поэтической речи,
  • развитие аналитического художественного мышления, развитие памяти.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, чувства прекрасного.

Оборудование:

  • Портреты поэтов с эпиграфами:

“Как облаком сердце одето
И камнем прикинулась плоть,
Пока назначенье поэта
Ему не откроет Господь”

О.Э Мандельштам.

“Вся моя жизнь – роман с собственной душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”.

М.И Цветаева.

  • Виды Московского Кремля и православной Москвы: Спасская башня, Благовещенский собор, Благовещенская башня, Успенский собор, Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого.
  • Индивидуальные рабочие карты учащихся: задания лабораторного характера по поэтическим текстам Мандельштама и Цветаевой, сопоставительная таблица – Черты поэтики, стихотворные тексты для анализа.

Методические приёмы: метод проблемного обучения, практический метод.

Подготовка к уроку: Предварительное изучение биографии и творчества М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама, истории создания стихотворений, предложенных для анализа на уроке, заучивание стихотворений наизусть, подготовка сообщений о поэтах, подбор песен и музыкальных композиций для мелодекламаций.

Ход урока

1. Вступительное слово.

(мелодекламация - Энио Морриконе “Профессоионал”)

Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь последнюю “краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно всё это, конечно, но такова высшая поэзия!

Порой бывает так: что-то случайное, второстепенное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от вашего взора главное в творчестве поэта и даже исказить его подлинный облик. Но если поэт был истинным сыном своего народа, если чувство Родины всегда жило в нём, то рано или поздно этот туман рассеется бесследно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится его неповторимый образ.

Так было с Пушкиным, Лермонтовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, на “расстоянии”, они становятся для нас ближе и прекрасней.

2.Основная часть.

Ученик: В один из осенних дней 1910 года из Трёхпрудного переулка вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у неё внушительная стопка стихов, в душе дерзость и решительность. В этот знаменательный день Марина Цветаева, которой исполнилось восемнадцать лет, постучалась в двери русской литературы.

Вся моя жизнь - роман с собственной душой

Возьмите стихи - это и есть моя жизнь.

Ученица: Анна Ахматова писала: “Мы знаем историю Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда доносилась до нас эта новая божественная гармония, которую называют поэзией Осипа Мандельштама:

Как облаком сердце одето
И камнем прикинулась плоть,
Пока назначенье поэта
Ему не откроет Господь:

Он ждёт сокровенного знака,
На песнь, как на подвиг, готов:
И дышит таинственность брака
В простом сочетании слов

Учитель: Сегодняшний наш разговор о двух ярких поэтических фигурах двадцатого столетия – М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштаме, а именно о характерных чертах их творческой манеры.

Ваша работа, которую вы будете выполнять на уроке, носит некий обобщающий лабораторный характер. Вы получили листы с заданиями и сопоставительную таблицу, в которую нужно будет внести ответы с описанием характерных признаков поэтики этих двух замечательных поэтов.

3. Выполнение заданий, работа с сопоставительной таблицей.

После выполнения каждого задания предполагается проблемное обсуждение, поставленных вопросов, обобщение, выводы, чтение стихотворений наизусть, творческо-биографические комментарии, прослушивание песен на стихи Цветаевой и Мандельштама. Параллельно идёт работа с сопоставительной таблицей

(Приложение 1)

Задание 1.

Назовите основные черты поэтики О.Э Мандельштама периода сборника “Камень” 1913 года, используя план:

1. Охарактеризуйте лексику Мандельштама.

2. Укажите место изобразительно-выразительных средств в его поэзии (оксюмороны, гиперболы, инверсии, разрывы слов, повторы).

Какие типы лексических единиц использует Мандельштам в своих стихотворениях (неологизмы, вульгаризмы, просторечные слова).

3. Охарактеризуйте рифму, способы рифмовки, используемые поэтом. Можно ли говорить о богатстве рифмы в стихах Мандельштама.

4. Расскажите об особенностях выражения лирического “Я” в стихах Мандельштама.

5. Охарактеризуйте ритм, тональность, преобладающие в стихах Мандельштама.

Чтение наизусть стихотворения М.Цветаевой “Четвёртый год” 1916 г.

Задание 2

На примере стихотворения “Четвёртый год” 1916 года выявите особенности поэтической манеры М.Цветаевой. Для ответа используйте план:

1. Охарактеризуйте лексику Цветаевой (прямое, переносное значение, способность передавать внутреннее движение).

2. Как изображена маленькая Ариадна? Как вы думаете, почему Цветаева употребляет нелепое, на первый взгляд, сравнение девочки с Наполеоном?

3. Охарактеризуйте звуковой уровень стиха, определите роль звукообраза в портрете дочери.

4. Определите смысловую роль повтора (лейтмотивные строки, “нанизывание” однородных членов предложения, повтор звуковых сочетаний).

5. Как ритм, синтаксические повторы, анафора (единоначатие) выражают возможность для лирической героини и героини стихотворения маленькой Ариадны) осуществить свои мечты?

6. В чём заключается синтаксическое своеобразие стиха Цветаевой?

Обратите внимание, строго ли следует автор правилам пунктуации в постановке знаков препинания?

7. Охарактеризуйте своеобразие рифмы Цветаевой.

8. Как композиция стихотворения выражает авторский замысел?

9. Порассуждайте о роли ледохода в стихотворении

Творческо-биографический комментарий - 1, прослушивание песни на стихи М. Цветаевой “Ворожба”.

Задание 3.

Теперь обратимся к циклу Цветаевой “Стихи о Москве”, многие строки которого навеяны встречами с Мандельштамом. Прочитайте второе стихотворение цикла. Чем это стихотворение отличается от ранее рассмотренных нами? Чем можно объяснить необычный для Цветаевой стиль? При ответе на вопрос воспользуйтесь сопоставительной таблицей.

-чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой “Из рук моих - нерукотворный град”, “Семь холмов - как семь колоколов…”, “Москва! Какой огромный странноприимный дом…”, прослушивание песни на стихи М. Цветаевой “Облака вокруг”.

Задание 4.

Выделите в стихотворении “Из рук моих - нерукотворный град…” характерные черты цветаевского письма. Из 7 и 8 стихотворений цикла “Стихи о Москве” выпишите строки, в которых ярче всего обнаруживается характер лирической героини поэзии Цветаевой.

Творческо-биографический комментарий - 2, чтение наизусть стихотворения Мандельштама “На розвальнях, уложенных соломой…”, “В разноголосице девического хора…”

Задание 5.

Прочтите стихотворение Мандельштама “На розвальнях, уложенных соломой…” и “В разноголосице девического хора…”. Можно ли говорить о том, что влияние поэтов было взаимным? Обоснуйте свой ответ.

Творческо-биографический комментарий - 3, прослушивание песни на стихи О. Мандельштама “Шерри-бренди”.

Задание 6.

Чтобы наши предположения о влиянии Цветаевой на поэтическую систему Мандельштама не были голословны проанализируем стихотворение “На розвальнях, уложенных соломой…”, используя план:

1. Определите тему стихотворения.

2. В чём состоит особенность временной и пространственной организации стихотворения? Как звукопись отражает эту организацию?

3. Проследите за сменой исторического плана изображения.

4. Почему третья строфа становится идейным центром стихотворения?

5. Раскройте символику строки “Не три свечи горели, а три встречи…”

6. Как меняется повествование в четвёртой строфе? Какие дополнительные смыслы в изображении толпящегося у Иверской церкви народа привносит отсылка к Смутному времени во втором четверостишии? Обратите внимание на символику образа “чёрного неба”.

7. Перечислите образы, с которыми отождествляет себя лирический герой. Как эти исторические параллели выражают авторское предчувствие тяжёлых испытаний в жизни России?

Творческо-биографический комментарий - 4

Задание 7.

Как встреча с М. Цветаевой изменила характер поэзии О. Мандельштама? Какие черты поэтики Мандельштама обнаруживаются в цикле стихов Цветаевой о Москве?

4. Заключительное слово учителя.

Обобщая всё сказанное по проблеме поэтического диалога между Цветаевой и Мандельштамом, можно говорить, что знакомство двух поэтов оказало большое влияние на их творческое развитие.

Москва и православие до встречи с Цветаевой не привлекали Мандельштама. Дружба с Мариной Цветаевой по- новому открывает Осипу Мандельштаму Москву, а с нею и древнюю православную Русь.

Для Цветаевой тоже не прошли бесследно беседы с Мандельштамом: мы наблюдаем проникновение черт поэтики Мандельштама в стихи Цветаевой, обращённые к талантливому поэту- современнику. Нехарактерные для её поэзии торжественность, сдержанность и мелодичность окрашивают цикл “Стихи о Москве”. В стихотворениях этого цикла мы не встретим гипербол и оксюморонов, афоризмов и неологизмов. Синтаксис, ритм и рифма изменяются в сторону размеренности, почти полностью отсутствуют восклицательные знаки, разрывы слов. Исчезают и характерные для поэзии Цветаевой неточные экспрессивно - богатые рифмы.

5. Домашнее задание.

1.Выявите влияние М.И Цветаевой на творческую манеру О.Э. Мандельштама в стихотворении “В разноголосице девического хора…”.Сделайте письменный анализ стихотворения.

2. Подготовьте сообщение об истории знакомства Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама по книге В.А. Швейцер “Быт и бытие Марины Цветаевой”. Подберите эпиграфы к своему сообщению.

Приложение 2

Литература.

  1. Адмони В.М Цветаева и поэзия XX века /Звезда. 1992.№10.
  2. Гинзбург Л.Я. О лирике. СПб.,1997.
  3. Струве Н.А. Осип Мандельштам. М., 1980.
  4. Обучающие практические работы по литературе.9-11 классы/под ред. Т.Н.Андреевой.- М.: Дрофа , 2005.