Литература
-
М.Ю. Лермонтов как переводчик. Интерпретация сонета А. Мицкевича "Вид гор из степей Козлова" 2005
Предлагаемая разработка урока предполагает знакомство с одним из произведений А. Мицкевича в оригинале и в переводе М.Ю. Лермонтова, с целью сопоставления двух культур и выявления их особенностей. Данный интегрированный урок способствует формированию у учащихся знаний в области польской и русской литератур. Кроме того, предложенные формы работы с учащимися направлены на закрепление ранее полученных знаний по теории литературы, литературоведению, польскому языку и переводоведению.
-
М.Ю. Лермонтов. "Мцыри" 2011
Урок литературы в 8-м классе посвящен поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Данный урок – подготовительный этап для постановки спектакля, назначение которого – передать настроение всего произведения. В течение урока учащиеся работают группой над собственными заданиями.
-
М.Ю. Лермонтов. "Песня про купца Калашникова" 2010
Разработка урока позволяет продемонстрировать взаимосвязь целеполагания, учебной задачи и результативности системы уроков. Достижению результата урока способствуют диагностические цели, что позволяет посмотреть на итоги учительской деятельности с позиции ребёнка: не только то, что будет делать учитель, а что сможет в результате сделать ребёнок.
-
М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича…" Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов" 2009
Разработка урока позволяет расширить знания учеников о биографии М.Ю. Лермонтова, об истории России, помогает выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. Использование презентации на уроке позволяет развивать познавательные процессы у учащихся.
-
М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема природы и человека. Трехсложные размеры стиха 2011
В течение урока обучающиеся анализируют стихотворение М.Ю. Лермонтова "Три пальмы". Шестиклассники продолжают знакомиться с термином "баллада". Учитель с учениками совместно делает выводы о мироощущениях поэта, о мотивах лирики Лермонтова. К концу урока создается представление о целостном анализе художественного текста, дети смогут показать связь поэтического мировосприятия и идейно-художественного своеобразия творчества поэта.
-
М.Ю. Лермонтов. Детские годы. "Бородино" 2011
Цель двух уроков: познакомить учащихся со страницами биографии поэта, содержанием стихотворения, воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России. Использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. "Бородино" – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения 2010
Стихотворение "Бородино" сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Предлагаю такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы подключая все имеющиеся знания. Урок построен в форме эвристической беседы.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество 2011
Представлена литературно-художественная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта 2013
В ходе урока ученики получают четкое представлении об этапах творчества М.Ю. Лермонтова, темах и мотивах его лирики, а также совершенствуют умения анализировать лирическое произведение.
-
М.Ю. Лермонтов. Роман "Герой нашего времени". Размышления об одном из самых странных образов в русской литературе 2010
Статья посвящена одному из самых значительных произведений творчества М.Ю. Лермонтова, роману "Герой нашего времени". Предлагается использовать на заключительных уроках по изучению образа главного героя этого произведения.
-
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. 7-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с биографией М.Ю. Лермонтова. Знакомит с известными портретами поэта. Ученики совершенствуют навыки монологической речи, развивают умения систематизировать материал.
-
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино": Анализ произведения 2009
Цель данного урока – помочь учащимся глубоко и эмоционально воспринимать текст, раскрыть в стихотворении чувства и мысли народа, а также познакомить их с героями 1812 года. Выяснить их отношение к героическим страницам русской истории, обогатить словарный запас учащихся, познакомить с понятиями: диалог, монолог.
-
М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба поэта; основные мотивы лирики 2010
Автор знакомит учащихся с личностью поэта М.Ю. Лермонтова, расширяет знания о жизни и творчестве поэта, подчеркивает яркую индивидуальность его поэтического гения.
-
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта», «Пророк». Образ поэта-пророка и судьба поэта в лирике Лермонтова 2011
Урок продолжает знакомство учащихся с основными мотивами лирики Лермонтова. Образ поэта-пророка и его судьба прослеживаются на примере стихотворений «Смерть Поэта» и «Пророк». Стихотворение «Пророк» анализируется в сравнении со стихотворением Пушкина «Пророк». Осуществляется интеграция с уроком истории, что помогает учащимся лучше понять атмосферу того времени. На слайдах представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена которых звучат на уроке.
-
Мадонны Рафаэля и музы Пушкина 2015
Данная презентация является неотъемлемой частью урока-альбома по литературе и искусству «Мадонны Рафаэля и Музы Пушкина», проводимого в старших классах. Двух гениев мировой культуры, Рафаэля и Пушкина, объединяет то, что чувствовали эти два мастера живописи и литературы к женщине: любовь, преклонение, обожествление. Их творчество и по сей день оценивается как непостижимое и непревзойденное совершенство, прикоснуться к которому позволяет предложенная презентация и материалы урока.
-
Малая родина в лирике С.А. Есенина. Стихотворение "Я покинул родительский дом…" 2012
Автор знакомит учащихся с биографией и творчеством С.А. Есенина. Готовит учащихся к восприятию нового материала через заочную экскурсию по родному краю поэта, учит понимать лирические образы, рисуемые поэтом, формирование таких понятий, как "истоки поэзии", "метафора", "эпитет", "сравнение", "мужская и женская рифмы", "способы рифмовки", "лиризм".
-
"Маленькие герои большой войны". Иван (по повести В.Богомолова "Иван") 2023
Когда читаешь повесть «Иван» Богомолова, не понимаешь, кто перед тобой: тринадцатилетний подросток или мужик. Столько злости и ненависти в глазах парня, который по-детски играет в землянке со стульями. Рана под лопаткой навылет и мощное желание мести за всю семью, уничтоженную немцами, делают образ героя невыносимо тяжелым, хочется пригреть его и пожалеть, как ребенка, который остался без детства.
-
"Маленькие герои большой войны. Иван" (презентация по повести В.Богомолова "Иван") 2023
Когда читаешь повесть «Иван» Богомолова, не понимаешь, кто перед тобой: тринадцатилетний подросток или мужик. Столько злости и ненависти в глазах парня, который по-детски играет в землянке со стульями. Рана под лопаткой навылет и мощное желание мести за всю семью, уничтоженную немцами, делают образ героя невыносимо тяжелым, хочется пригреть его и пожалеть, как ребенка, который остался без детства.
-
Маленькие истории большой войны (по книге С.Алексиевич "У войны не женское лицо") 2020
Данный урок – попытка рассказать о Великой Отечественной войне «с женского голоса». Учащиеся изначально были поставлены в учебную ситуацию, при которой должны были сформулировать ключевую проблему и решить ряд проблемных задач. Как реальный результат – организованная исследовательская деятельность, которая и привела к решение главного проблемного вопроса: «Можно ли сказать о войне что-то грандиозно важное «женскими» словами?» На заключительном этапе урока каждый из учащихся стал участником творческого поиска, в результате которого рождается самостоятельный творческий продукт – сочинение-эссе на тему «Какое лицо у женской войны?»
-
"Маленькие трагедии" А.С.Пушкина. Трагедия "Моцарт и Сальери" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с "Маленькими трагедиями" А.С. Пушкина, в которых поэт обличает человеческие пороки.
-
«Маленький большой солдат» (по повести В.О.Богомолова «Иван»). 6-й класс 2022
Цели урока: познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения; подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
-
Маленький человек с большим сердцем (5-й класс) 2010
Изучение творчества Василия Белова в школе ограничено несколькими произведениями. Есть необходимость расширить представление и о писателе, и о проблемах, которые решают его герои. Современные школьники должны понять, что главное не то, где человек живет, кем работает, какое имеет образование, а то, какая у него душа, умеет ли он любить, нежен ли он, внимателен ли, что он ценит, как ведет себя в трудную минуту, способен ли на поступок?
-
Малер и Достоевский (Литературно-музыкальный вечер в школьном литературном клубе "Причастие") 2009
Представлен материал исследования, связанного с творчеством Ф.М. Достоевского и Густава Малера, который мы обозначили в жанре литературно-музыкальные параллели.
-
Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке 2013
Урок по дальневосточной литературе в 5-м классе представляет собой интегрированный урок литературы и музыки. Для проведения урока требуется дополнительная подготовка учащихся: выполнение мини-проектов в группах. На уроке в форме путешествия по стране фольклора проходит защита проектов на станциях: информационной (теория о жанрах фольклора), творческой (рисунки, плакаты), игровой (кроссворды, викторины, ребусы).
-
Малые формы фольклора 2013
Урок кубановедения знакомит с загадками, пословицами, поговорками, открывает мудрость кубанского народа. Ученики изучают особенности диалектного произношения, на котором говорят представители старшего поколения.
-
Мальчики – герои рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" 2011
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С. Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в XIX веке, с сегодняшним разделением.
-
Марии в творчестве А.С. Пушкина 2016
В работе рассматриваются образы главных героинь произведений А.С.Пушкина, носящих имя Мария. Этот анализ позволяет глубже раскрыть идею произведений великого поэта и увидеть, что автора, прежде всего, волновала нравственная сторона жизни героев. По мысли поэта, именно сохранение нравственных идеалов дает возможность жить в гармонии с собой и окружающим миром.
-
Марина Цветаева 2011
Урок призван познакомить учащихся с биографией и творчеством Марины Цветаевой.
-
Марина Цветаева "Поэт предельной правды чувства" 2010
Статья посвящена творчеству поэтессы Марины Цветаевой.
-
Марина Цветаева. Очерк жизни 2008
Поэтическая личность Марины Цветаевой сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками - Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским - Цветаева заметно раздвинула границы и возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов Императивна, Категорична и Повелительна.