Цели:
- Обогатить представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования;
- углубить знание учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске;
- выявить связь сказки с народной сказкой;
- формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
Приемы: кластер, зигзаг-2, РАФТ.
Ход урока
Орг. момент
Учитель объявляет тему. Поговорим о юморе и сатире в сказке.
I. Этап Вызова
1. Запишите слово «Сказка».
– Какие сказки вы знаете? (Составляем кластер)
– Какому виду сказок можно отнести сказку Салтыкова-Щедрина?
– Чем сказка Салтыкова-Щедрина непохожа на них?
Она содержит: сатиру, волшебство, юмор, бытовая. Больше похожа на басню, автор использует прием иносказание, сатиру, т.е. осмеивает, критикует как помещиков, так и мужика.
II. Стадия Содержание
– Объединитесь в экспертные группы (по номерам). Обсудите текст. Прочитайте вопрос и выработайте форму презентации. Обсудите ответ. (Выбирают человека, который будет представлять ответ).
1) Автор заявляет, что его произведение - это сказка. Какими языковыми средствами он подтверждает это название?
2) Какие слова в произведение вам кажутся совершенно не подходящими к стилю сказки? (Использовать толковый словарь)
В какой речи они используются? (официальный, деловой, канцелярские бумаги).
- Служить – исполнять обязанности, работать.
- Примите уверение – поверьте.
- Упразднили – закрыли, отменили.
Вводит их для комического эффекта.
- Тунеядец – человек, который живет за чужой счет, бездельник.
- Тунеядство – жизнь за чужой счет, чужим трудом (даром есть).
3) Автор смеется над генералами и над мужиком, одинаков ли этот смех?
Смех разный. Автор относится к своим героям по-разному. Как изобразил двух генералов, их жизнь.
– Над генералами он смеется зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением. Автор показал, как близко лежит у них звериный инстинкт.
– К «мужичине» он относится по другому. Он восхищается им, что то может выполнить любую работу в самых тяжелых условиях, его изобразительностью, настойчивостью. Автор недоумевает, как так такой здоровенный мужик может быть покорным и безропотным (дал привязать себя веревкой, позволил ругать себя тунеядцем, в тоже время кормит и поит генералов.) Отношение генералов к мужику. Генералы наградили его рюмкой водки да пятаком серебра – смешно да горько.
4) Какими приемами пользуются писатель и художники-иллюстраторы, изображая героев сказки?
- Гипербола – преувеличение.
- Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество.
- Показывает несоответствие слов и действий генералов.
- Гротеск – несоответствие.
Художник изображает генералов маленькими, толстенькими, а мужика большим.
Несоответствие – генералы в ночных рубашках и в фуражках гневно обращаются к мужику, хотя могут поместиться у него на ладони.
По берегу моря шныряют зайцы, из воды высовывается рыба, над берегом летают птицы, на пальме всякие плоды – а генералы голодные.
Мужик голыми руками ловит зайцев.
Мужик не осознает своего положения.
мужик гребет – работает веслами.
Генералы тут денег загребли – забрали, захватили.
Чтобы осмеяние было острым, Салтыков-Щедрин использует в сказке гротеск, фантастику, иронию.
Высмеивает зло.
2) Вернитесь в работе группы и обсудите вопросы (учащиеся по очереди рассказывают ответы на вопросы).
3) А теперь проведем презентацию ответов на вопросы. (Отвечает представитель экспертной группы).
– Если у вас появятся вопросы, можете задать их эксперту.
Стадия РЕФЛЕКСИИ
– С какой темой урока мы с вами сегодня познакомились? Какая основная задача сказки – злое осмеяние рабского терпения, безответственности.
– От имени кого или чего вы хотели бы сейчас выступить? Выберите себе какую-то роль:
Роль:
- мел
- тряпка, которая стирала в течение урока записи на доске
- доска
- ручка, которая писала в течение урока
- телефон
- герой
- игрушка в портфеле
- страница в учебнике
- тетрадь, в которой на уроке велись записи
– Определите, к какой аудитории вы обратитесь:
- к брату
- к маме
- к директору школы
- к президенту
- к тетради
- к учителю
- к однокласснику
- к родителям
– А теперь выберем форму обращения:
- письмо
- телеграмма
- докладная записка
- объяснительная
- частушка
- байка
- анекдот
- заявление
- жалоба
- записка
– Итак, выбрали тему. определим роль и аудиторию и в течение 5-10 минут создайте текст.
– Обсуждаем. (Зачитаем вслух 3-4 работы)
Представьте свои работы в соответствии с жанром.
Д/з.:
- Составить «Краткий словарь» генералов (слова, которые входят в речь генералов.)
- Чтение по ролям.