Цель:
- формировать у учащихся представления о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова;
- развивать навыки работы с учебником, составления планов прочитанного, формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
- воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова.
Оборудование: мультимедийные презентации, мультфильм.
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника, посвященной Ломоносову.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Работа с учебником.
2.1. Чтение вслух вступительной статьи учебника к разделу “Из русской литературы XVIII века”, заполнение таблицы.
Первая половина XVIII века |
|
События в общественной жизни | События в литературной жизни |
3. Слово учителя “Годы учения М.В.Ломоносова. (Приложение 1)
По хочу урока обучающиеся заполняют Урок № 12 в рабочей тетради.
В самом начале 1730 г. на трон возведена Анна Иоановна, племянница Петра Великого. Новая императрица родилась в Курляндии, с воцарением её на престоле безмерно усилилось немецкое влияние. Это одно из самых мрачных реакционных десятилетий вошло в историю России под названием “бироновой” эпохи.
По прибытии в Москву в 1731 г. Ломоносов оказался в трудном положении, но всё же решил подать прошение в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Но и там возникли препятствия. Ещё в 1723 г. указом Синода предписывалось крепостных и крестьянских детей от учения “отрешить”. Тогда он решил объявить себя сыном холмогорского дворянина. Позже в академии узнали о действительном его происхождении, но к тому времени успехи Ломоносова в учёбе были поразительны. За первый год обучения он закончил три класса и овладел латынью настолько, что свободно мог писать на этом языке стихи. На втором году обучения он изучил греческий язык и свободно читал в оригинале труды античных авторов. Одновременно занимался отечественной и классической историей, географией, тщательно проштудировал теорию стихосложения, овладел основами ораторского искусства, познал законы грамматики.
В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу многих европейских стран Академия наук.
Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией, иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к технике стихосложения.
В конце января 1736 г. вышел в свет трактат “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” известного поэта и переводчика В.К.Тредиаковского. Ломоносов предлагает свою систему русского стихосложения.
Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский университет (Германия), богатый научными традициями.
Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.
Пришлось продумывать план побега. Случай, к счастью, представился. Однажды, далеко за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.
4. Обращение к иллюстративному ряду. (Слайд 5, 6)
– Л.С.Митропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787).
Леонтий Семёнович Митропольский (1759–1819) – живописец-портретист, один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века. Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.
– Сообщение “искусствоведа” о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин).
В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (1740–1805), земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству.
Человек предстаёт у него во всём многообразии своего жизненного и духовного облика. Таковы мастерски исполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников русской знати.
Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.
Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.
5. Просмотр мультфильма о М.В.Ломоносове. (Приложение 2)
IV. Подведение итогов урока.
Викторина по творчеству М.В. Ломоносова с самопроверкой. Видеофрагмент можно получить у автора статьи.
V. Домашнее задание.
1. Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока.