Цели и задачи:
- Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, выяснить противоречивые отношения современников к Горькому.
- Познакомиться с тематикой творчества писателя.
- Проверить знания учащихся о литературных направлениях.
- Выявить особенности романтизма Горького, отметить противоречивость и притягательность его творчества.
- Развивать монологическую речь.
- Отрабатывать навыки аналитического чтения произведения, умения работать с текстом.
- Воспитывать нравственность, любовь к прекрасному, умениесопоставлять мир природы, музыки и художественного слова.
Оборудование урока:
- Портрет и фотографии М.Горького.
- Музыкальный фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо».
Ход урока
1. Слово учителя
«Хочу красоты и всего хорошего». Эти слова были написаны в начале 90-х годов 19-го столетия еще мало кому известным писателем, взявшим себе имя МАКСИМ ГОРЬКИЙ.
Горький долгие годы был центральной фигурой отечественной литературы, но, как это ни парадоксально, отсутствует научная биография писателя. Конец ХХ века ознаменовался дискуссиями о творчестве Горького, т.к. и поныне его фигура в мировом культурном процессе остается великой.
- Послушаем выступления учащихся, подготовивших сообщения о жизни и творчестве писателя и о воспоминаниях современников о нем. (После выступлений учащихся, получивших предварительные индивидуальные задания, делаем вывод о необычайной популярности творчества Горького в мире.)
2. Беседа по вопросам
- Вернемся к словам Горького, произнесенным в начале урока. В желании «красоты и всего хорошего» необходимо подчеркнуть истоки такого желания. Они были совсем иными, нежели у благополучного юноши. Вспомним его трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты». То дурное, что окружало Алешу Пешкова, что «угнетало, наводило тоску», явилось отправной точкой жажды красоты, любви, чистоты и честности. Необходимо вспомнить еще одни очень известные слова Горького: «Всем, что во мне есть хорошего, я обязан книгам». Отрицать важность книг нельзя, но этим дело не ограничивалось – достижения писателя имели и другие истоки. Какие же? (В первую очередь – общение с огромным количеством интересных личностей, с которыми Горького сводила судьба.)
- Наверное, поэтому в раннем творчестве писателя встречается много рассказов, где повествование ведется не автором, а рассказчиком, причем их имена нередко становились названиями произведений. Приведите примеры. («Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Старуха Изергиль».)
- Какие формы для своих произведений использует автор? (Очень часто это стилизации сказок, легенд, преданий.)
- Почему так велик интерес молодого Горького к народному творчеству? (Во-первых, велика роль обобщенного образа – какая-либо одна черта: жадность, трусость, благородство, честность… Это позволяет отнести героя к сторонникам добра или зла, следовательно, - усилить нравственный пафос произведения. Во-вторых, усиливается напряженность конфликта, лежащего в основе произведения: борьба, в которую вступают герои сказок, всегда ведется бескомпромиссно, до конца.)
- Вспомним теорию литературы. Литературные течения. Романтизм. Какие основные характеристики этого течения можете отметить? (Исключительные герои и обстоятельства, экзотические страны…)
- Почему в конце 18-го – начале 19-го в. возникло такое литературное течение? (Недовольство реалиями окружающего мира и, как следствие, уход к необыкновенным героям, обстоятельствам, воспевание этих героев…)
- Изменилось ли что-то к концу 19-го – началу 20-го века или нет, остались ли прежними истоки романтического мироощущения у Горького, на ваш взгляд? (Направление поисков у Горького, можно сказать, стало даже противоположным: не уход от текущего существования, а стремление найти под привычным что-то сокровенное. Т.е. идеал Горький ищет в повседневности, считая, что каждому человеку предоставляется случай реализовать свои возможности.)
- Докажите. (Широко известен призыв Горького: «Усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».)
- Обратимся к рассказу «Старуха Изергиль», написанному в 1894 году. Какова композиция произведения? («Рассказ в рассказе». Можно выделить две легенды, рассказанные Изергиль, и третий рассказ героини о ее собственной жизни.)
- Рассмотрим образы героев легенд, рассказанных старухой. (Традиционно образы Ларры и Данко противопоставляются друг другу.)
- Какова главная мысль первой легенды? (Главная мысль легенды о Ларре – осуждение эгоистического индивидуализма. Ларра мнит себя свободным от всех и бессознательно разрушает жизнь, вне которой, как оказывается, он существовать не может.)
- Каков результат? («…он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».)
- Вывод? (Отделение от общества обречено на гибель.)
- Найдите в тексте подтверждение этому. Какую особенность необходимо отметить? (Рассказ Изергиль завершается на фоне песни, исполняемой на берегу.)
- Каково значение песни, о которой пишет автор? (Мотив теплой и красивой отдельной «партии» вливается в общую звуковую волну, становится внутренней антитезой вопиющей глухости, слепоты, бездарности Ларры.)
- Слушаем музыкальный фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо».
- Когда начинается повествование Изергиль о собственной жизни? (С момента описания чудесного хора.)
- Это случайно? (Нет. Песня контрастирует с жизнью Изергиль, которая, полная событий и страстей, наслаждений, была отдана сиюминутному, скоропреходящему и не была озарена светом какой-то иной, теплой любви. Старуха Изергиль никогда не была рабой, но автор осуждает эту бесцельно прожитую жизнь, ведь она осталась статичной, как однообразны и события ее внешне бурной молодости. При жизни старуха Изергиль мертва.)
- Докажите. («…Та, которую они целовали, сидит со мной живая. Но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень…»)
- Какой художественный прием использует автор, чтобы соотнести образ Изергиль и предыдущую легенду? (Рассказ Изергиль заканчивается пейзажной зарисовкой тучи и «густых теней», ползущих по земле.)
- Итак, это сходство Изериль и Ларры. А есть ли какие-либо между ними различия? (Есть и существенные. Во-первых, эта женщина обладала острыми эмоциями, жаркой страстностью, ярким образным мышлением, способностью любоваться гордыми и сильными людьми. Такая натура резко контрастирует с холодным, равнодушным, «застывшим» нравом Ларры; во-вторых, их разделяет и то, что Изергиль ценит мудрость, опыт человеческий, хотя не всегда правильно понимает его. Не случайно в ее уста вложены такие яркие предания. Кроме того, Изергиль осуждает Ларру, жалеет погубленную им девушку.)
- Какую еще роль играет образ Изергиль? (Рассказывая модлодежи поучительные предания, как бы сохраняя их для будущего, Изергиль осуществляет связь между вечным и настоящим.)
- Что можно сказать о «Легенде о Данко» в сравнении с первой? (Полная противоположность, хотя тоже о бессмертии: в первом случае – мрак, тень, о втором – искры, частицы света. Данко умирает, но побеждает при этом страх, злобу, зависть своего народа, утратившего любоь к жизни среди смрадного болота.)
- Какой прием Горький использует для достижения соответствующего настроения? (Природа у автора живая.)
- Показательно, что кульминационные моменты обеих легенд озвучены ударами грома. Чем, по древним поверьям, является удар грома? (Гром – глас Бога.)
- Что означает он в первом сказании? (Решение народа племени Ларры совпадает с волей неба.)
- А во втором? (Данко крикнул «сильнее грома», противопоставляя человеческую любовь каре высшей силы.)
- Можно ли сказать, что Данко одержал полную победу? (Нет.)
- Почему? (Окончание легенды печально. «Осторожный человек» раздавил сердце самого гордого соплеменника.)
- Ваш вывод?(Результат подвига во имя несовершенных людей совсем не тот, к которому стремился Данко. Юноша-слушатель остро чувствует это.)
- Как автор показывает свою позицию? (Рассказ завершает пейзаж: «В степи было тихо и темно. По небу ползли тучи, медленно, скучно…Море шумело глухо и печально».)
- Какова символика пейзажа? (Грустная нота, но в ней заключен подтекст, скрытый смысл, а именно реакция слушателя. Автор надеется, что, возможно, вот таким молодым и удастся достигнуть нужного результата.)
- Какой можем сделать вывод? (Основная черта горьковского романтизма – оптимизм. Он декларируется в строчках, ставших уже афоризмами: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» или «В жизни всегда есть место подвигам».)
3. Формулируем вывод о раннем творчестве Горького. (Учащиеся самостоятельно записывают свои выводы в тетради в форме тезисов или сочинения-миниатюры.
4. Домашнее задание
Прочитать поэму «Человек». Сделать выводы об эволюции творчества Горького.