Цели урока:
- Обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова
- Развивать умения выразительного чтения одической поэзии
- Формировать активную гражданскую позицию учащихся
Ход урока
I. Вступление
“Восстани и ходи, Россия! Отряси свои сомнения и страхи, и радости, и надежды исполненна, красуйся, ликуй, возвышайся”, - писал М.В.Ломоносов, все помыслы, знания, силы отдавший процветанию и благоденствию Отчизны. Мечтая о преобразовании жизни Родины, великий помор ратовал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения.
II. М.В.Ломоносов – реформатор русского стихосложения
М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. Его предшественники и современники для создания своих стихов использовали силлабическое стихосложение, при котором в рифмующихся строчках должно быть равное количество слогов с женской рифмой. В таких стихах появляется цезура – обязательный словораздел, членящий стих на короткие, легко ощутимые полустишия. Рассмотрим пример, представленный в учебнике:
Он отчаян взад бежит, / а куды не знает.
По несчастью своему / в воду попадает,
Но как по природе льву / трудно плыть водою,
То находится стеснён / лютою бедою.
Но силлабика чужда русскому языку, так как равного количества слогов для благозвучия мало, ударение в русском языке свободное и может падать на любой слог (разверни, разверните, развёрнутый, разворачивающий).
М.В.Ломоносов, опираясь на стиховедческие работы Василия Кирилловича Тредиаковского, в сочинении “Письмо о правилах российского стихотворства” предложил как двусложные, так и трёхсложные размеры стиха, а так же мужские, женские и дактилические рифмы. Таким образом, поэт дал простор русской поэзии, заговорив о силлабо-тоническом стихосложении.
III. М.В.Ломоносов – создатель теории “трёх штилей”
Такой же заботой о свободе выражения мыслей отмечена и реформа в области литературного языка. Ломоносову принадлежит теория “трёх штилей”, изложенная в Предисловии к трактату “О пользе книг церковных”
1.Составление таблицы (работа с учебником), представление “штилей”.
Штиль | Лексика | Жанры |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
2. Сообщение ученика, подготовленное по книге Э.П.Карпеева “М.В.Ломоносов”.
Поэтическая практика Ломоносова утверждала “высокий штиль”. Речь идёт об одах, основной пафос которых связан с Отечеством и служением ему.
Ломоносов показал возможность использования и двух других – “среднего” и “низкого”.
Прекрасный образец первого - личные письма ученого. Здесь стоит привести выдержку из одного письма: “Между тем умер г. Рихман прекрасной смертию, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет, но бедная вдова его, сын лет пяти, который добрую надежду показывал, и две дочери, как о нём, так и своём крайнем несчастии плачут. Того ради, Ваше превосходительство, как истинный наук любитель и покровитель, будьте им милостивый помощник, чтобы бедная вдова лучшего профессора до смерти своей пропитание имела и сына своего, маленького Рихмана, могла воспитать, чтобы он такой же был любитель наук, как его отец. За такое деяние господь Вас наградит”.
Примером “низкого штиля” является сатирическое стихотворение на духовенство:
О страх! Об ужас! Гром! Ты дёрнул за штаны,
Которы подо ртом висят у сатаны
Ты видишь, он зато свирепствует и злится.
Диравой красной нос, халдейская печь, дымится,
Огнём и жупелом исполнены усы.
О. как бы хорошо коптить в них колбасы!
Но филологическая деятельность Ломоносова имела более широкий смысл. Петровские реформы разбудили нацию, всколыхнули её внутренние силы. Это было время, когда, по словам Пушкина, “Россия мужала с гением Петра”. И поэзия великого помора – это патриотическая, гражданская деятельность. В его произведениях Россия выступала как могущественная и просвещенная держава. Наиболее подходящим жанром для громкого выражения чувств национальной гордости “сынов росских” была ода.
III. Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”
Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.
- Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?
- Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.
- Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
- Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?
- Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?
В оде “На день восшествия…”Ломоносов поёт славу великой и могучей России. По мнению поэта, наша Родина – огромная и богатейшая страна. Речь идёт о неисчислимых богатствах (“какими хвалится Индия”) в недрах земли русских. Огромные богатства необходимо изучать, разрабатывать, исследовать. А для этого нужны умные и рачительные хозяева, мудрые и многознающие учёные. Ломоносов, обращаясь к императрице и обществу, призывал к активному участию в высоком и великом деле развития могущества России, развития наук в родном отечестве.
IV. Заключительное слово. Великий помор мечтал видеть Россию свободной, могучей, богатой, стоящей в первых рядах научно-технического прогресса. Так и мы, живущие уже в XXI, должны направить свою деятельность на процветание и благоденствие Отчизны.