Тема: Люди праведные «глухой поры» (вводный урок литературы по рассказу Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»), 7-й класс.
Тип урока: вводный урок.
Вид урока: урок-лекция с элементами беседы.
Опережающее домашнее задание. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством писателя, показать его мастерство в построении и развитии сюжета; рассказать о якутском казачестве и о кадетской школе-интернате Якутии в п. Марха;
- развивать способности пересказывать и анализировать прозаический текст, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
- воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению.
Словарная работа: кадет, монастырь, праведный, чернородье, обитель, фавор.
Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова, ксерокопии фотографий, посвященные жизни и творчеству Н. С. Лескова; толковый словарь Д. И. Ожегова; учебник.
Эпиграф к уроку: «…Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа» (М. Горький.)
Содержание урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы, цели и задач.
II. Слово учителя. Н. С. Лесков – один из
самых замечательных русских писателей 2- й
половины XIX века. Имя его может быть поставлено
наряду с именами И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А.
П. Чехова.
Родился Н. С. Лесков в селе Горохово Орловского
уезда 4 (16) февраля 1831 года. Дед и прадед писателя
были священниками в с. Лески Орловской губернии.
Но отец Николая Семеновича, окончив Севскую
семинарию, отказался от духовной карьеры, что
«очень огорчило деда, чуть не сведя того в
могилу» и дед выгнал из дома. Отец бежал в Орел.
Вначале был учителем детей у богатых помещиков,
потом стал чиновником и быстро дослужился до
чина коллежского асессора, что давало право на
потомственное дворянство. Когда родился Николай
Семенович, семья жила в «крошечном крестьянском
срубе, оштукатуренном внутри и крытого соломой».
Мальчик рос свободно, окруженный нянюшками и
дворовыми. Н. С. Лесков дружил с крестьянскими
детьми и хорошо знал жизнь русских крестьян.
Когда ему было 17 лет отец умер от холеры, Н. С.
Лескову пришлось бросить гимназию и начать
зарабатывать себе на жизнь. Герои Н. С. Лескова
чаще всего выходят из народа, характеры их
раскрываются в их собственной, яркой,
своеобразной речи. Н. С. Лесков – мастер слова. Он
прекрасно владеет говорами разных социальных
слоёв и сам создаёт новые, удивительные слова.
Именно поэтому произведения Н. С. Лескова
считаются выдающимися произведениями
литературы XIX века.
Интересно, что в рассказе изображены многие
достоверные события из жизни Первого кадетского
корпуса, а также обаятельный облик реальных
людей: Михаила Степановича Перского,
Архимандрита Иринея, бригадира – майора Андрея
Петровича Боброва, корпусного доктора
М.С.Зеленского. Н. С. Лесков рассказывает о людях
высокой чести, благородства, порядочности,
наделенных глубоким чувством ответственности,
неукоснительно выполняющих свой служебный долг.
III. Вопросы для беседы с учениками (включение краеведческого материала)
Учитель: Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Кадетский монастырь»? И что такое монастырь? (Монастырь, потому что речь идет о праведниках, которые там работали. Ведь праведники – они живут по Заповедям Божьим. Да, в монастыре живут монахи. Живут они по монастырскому уставу, проводят время в молитвах, посте, воздержании и труде. Возглавляет монастырь архимандрит. Поэтому название рассказа «Кадетский монастырь» уже говорит о том, что автор хочет указать на высоко нравственную атмосферу, царящую в кадетском корпусе, близкую к праведной жизни монахов).
Учитель: Когда были созданы кадетские корпуса? Кого обучали в кадетском корпусе? (Первый Кадетский Корпус был основан в царствование Императрицы Анны Иоанновны. 23-го июля 1731 г. Императрица подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов». 17-го февраля 1732 г. было положено начало классным занятиям в так называемой «Рыцарской Академии». В корпусе в то время было 56 кадет.)
Учитель: Прежде чем приступить к
разговору по рассказу «Кадетский монастырь»
познакомимся с краеведческим материалом об
истории якутских кадетских школ. И разговор мы
начнем с истории якутского казачества. В 2007
году Якутскому казачьему полку исполнилось 306
лет. Три столетия назад произошло знаменательное
событие в истории нашего северного края – царь
Пётр Первый в феврале 1701 года повелел создать
Якутский казачий полк, положив тем самым
законодательную основу стихийно
сформированному казачьему «войску». Через 290 лет
потомки якутских казаков и казаков из других
российских территорий, волею судеб
переселившиеся в свое время в Якутию, объявили о
возрождении казачьей организации и приняли
исконное и ко многому обязывающее историческое
наименование – Якутский казачий полк. Первые
достоверные сведения о «неведомом народе
зовумый казаци» относятся ещё к XIV – XV векам. Само
слово связано с тюркскими корнями и означает в
буквальном переводе «вольный всадник», «удалой
молодец». Начиная с первой четверти XIX века
местные казачьи команды начинают проходить
воинское обучение. Причиной открытия казачьих
училищ в Якутии являлся крайний дефицит в
образованных людях, который стало испытывать
областное начальство. По предписанию Иркутского
губернатора казачье училище в Якутске было
основано в 1824г. Также в 1829 г. было открыто
Вилюйское казачье училище. Во второй половине XIX
в. дети казаков обучались по «Российским
букварям», «Краткой священной истории», «Ветхому
и Новому Завету», арифметике, грамматике,
географии. Для учащихся были разработаны
специальные «Правила училищ». Преподаватели
казачьих училищ М. Шахурдин, Д. и С. Жирковы, С.
Попов, М. Киренский, А. Чартков, П. Староватов
слыли довольно грамотными воспитателями. С их
именами связано обучение детей не только
русской, но и якутской национальности. Получая
ничтожное жалованье, они покупали на свои деньги
недостающие для обучения пособия, учебники,
принадлежности. Учитель Вилюйской казачьей
школы П. Х. Староватов (1897 – 1905) стал первым героем
труда Якутии. Петр Хрисанфович сотрудничал с
сибирскими газетами, организовал народные
чтения в бесплатной библиотеке, занимался
краеведением Якутии, посвятил свою жизнь
изучению минеральных богатств Вилюйского
бассейна. В казачьих училищах обучались дети
разных сословий, мещан, крестьян, солдат и якутов.
Наиболее способные дети казачьего сословия
продолжали обучение, серьезно овладевали
науками. Казаки Якутии всегда отличались своей
отвагой и мужеством, защищая рубежи отечества.
Казачество всегда было опорой крепкой
государственности. Общинное землепользование,
крепкая семья, уважение к старшим, традиционная
казачья демократия, высокие военные навыки,
глубокие культурные традиции казачества – несут
в себе большую нравственную нагрузку, дефицит
которой остро ощущается в обществе. Казачество
призывает к единству, сплочению патриотических
сил ради спасения России. Деятельность
казачьих союзов направлена на воспитание
патриотизма, любви к Родине, наведение порядка и
дисциплины, рачительного отношения к земле,
восстановление историко-культурных ценностей.
Учитель: Есть ли у нас в Якутии кадетские школы? (7 февраля 2000 года первый президент республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев подписал указ о создании Якутской кадетской школы-интернат, которая находится в с. Марха. За семь лет она обзавелась двумя филиалами – в Мегино-Кангаласском и Усть-Алданском районах. В общеобразовательных школах Якутска и улусах открылись кадетские классы. В кадетской школе принимают мальчиков в возрасте от 11 до 17 лет съехавших сюда со всей Якутии. Кроме общеобразовательных предметов, воспитанники изучают военно-технические, спортивные, художественно-эстетические дисциплины. Офицер должен уметь все: и гайку закрутить, и вальс станцевать. А главное, должен защитить себя, своих близких, свою Родину в случае беды. Воспитываются в лучших традициях любви к Родине, гордости за свою страну, за свой народ, готовность служить во имя интересов России. Детям приходится учиться многим новым для них вещам. Здесь учатся соблюдать распорядок дня, следить за своим внешним видом, ходить строем, стрелять из настоящего оружия. Якутская школа-интернат неоднократно принимала участие во всероссийских кадетских слетах. Недавно команда школы вошла в десятку лучших во Всероссийском кадетском слете, который проходил во Всероссийском детском центре «Орленок»).
Историческая эпоха, к которой относятся события рассказа (справка)
Учитель: Судя по событиям, о которых повествует в рассказе Н. С. Лесков и начало которых относится к 1822 году, речь идёт о времени восстания декабристов в 1825 году и начале царствования императора Николая I, то есть о 30-х годах XIX века. Сам рассказ написан Н.С.Лесковым в 1880 году. Таким образом, 80-е годы противопоставляются 30-м годам, как время более передовое – времени «глухому». Тем не менее рассказчик отмечает, что и в ту «глухую» пору были люди «такого ума, сердца, честности и характеров, что лучших, кажется, и искать незачем».
Беседа:
– Как вы думаете, почему это время автор называет «глухим»? Каким было царствование императора Павла I? Какое событие произошло 14 декабря 1825 года? Каким было царствование императора Николая I после восстания декабристов? (Время было «глухое»: закрывались библиотеки, музеи; был постоянный надзор за всеми, кто подозревался в недовольстве царской властью, III отделение полиции следило за обычными людьми. Люди жили в страхе за свое собственное благополучие, однако, даже в ту «глухую пору» были люди «такого ума, сердца, честности, что лучших, кажется, и искать незачем». Павел I – российский император с 1796 года, сын императрицы Екатерины II и Петра III, был убит заговорщиками в 1801 году).
IV. Работа по учебнику (комментированное чтение)
– Каких людей можно назвать «праведными»? Почему «святое и доброе, больше чем когда – либо пряталось»? Почему «праведные» все из служилых, зависимых, коим соблюсти правоту труднее»?
V. Словарная работа
- Кадет – воспитанник среднего
военно-учебного заведения (кадетского корпуса).
Монастырь – жилое помещение религиозной общины монахов или монахинь. - Праведный – у верующих: благочестивый, соответствующий религиозным правилам.
- Обитель – 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-н. живет, жилище.
- Фавор – покровительство, быть в фаворе у кого-н. – пользоваться чьим-то покровительством.
- Гувернёр – воспитатель детей в дворянских семьях, обычно иностранец.
– Подберите синонимы к слову праведный -
правильный, честный.
– Разделите по составу слово чернородье,
объясните, что это за люди. (Простой люд)
– Объясните, от какого слова образовано слово
«обитель»? (Обитать – жить)
VI. Работа с учебником. Чтение II главы учащимися по абзацам
Вопросы для беседы:
Учитель: Кто выступает в роли рассказчика в этом произведении? Что вы можете сказать о нём? (В роли рассказчика выступает человек, который принимал активную позицию по отношению к повествуемым событиям).
Учитель: Каким был Первый кадетский корпус до воцарения императора Павла I? Что в нем было хорошего? (Читают из текста.)
Учитель: Что стало после посещения корпуса Павлом I? (Читают из текста.)
Учитель: Почему автор говорит о людях, которые не в «фаворе»? (Люди в фаворе, это такие люди, которые являются нелюбимыми той властью, потому что они вели правильную, честную жизнь и боролись против несправедливости).
Учитель: Знаете, кто такой Скалозуб? Персонажем какого произведения он является, кто автор этого произведения? И почему все военные «сплошь скалозубы»? (Сергей Сергеевич Скалозуб герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», полковник и как его характеризуют он офицер- карьерист, который мечтает о том, чтобы ему «только бы досталось в генералы»).
Учитель: Какие люди встречались среди военных? (Из текста: «Среди военных были люди высокие, люди такого ума, сердца, честности и характеров»).
Учитель: Каким должно быть воспитание, по мнению автора? (Воспитание должно быть на своем хорошем примере).
VII. Подведение итогов
VIII. Рефлексия
IX. Домашнее задание
Дать характеристику 4 «праведникам» по единому плану:
- Внешность;
- Семейное положение;
- Должность и отношение к службе;
- Чем любят заниматься?
- Как к ним относятся кадеты?