М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Разделы: Литература


Урок первый знакомит с личностью поэта, с исторической основой стихотворения “Бородино” и его содержанием.

Вступительное слово учителя создаст определенную настроенность для слушания лермонтовских стихов. В нем учитель расскажет, что М.Ю. Лермонтов проявил свою исключительность еще в раннем возрасте. Он обладал пылким поэтическим воображением, любил мечтать и фантазировать. Беседу желательно сопровождать демонстрацией презентации “Детство М.Ю. Лермонтова”.

“Бородино” — первое печатное произведение М.Ю. Лермонтова, появилось к 25 годовщине Бородинского сражения, в котором русская армия своим героизмом спасла независимость родины.

Рассказ учителя об Отечественной войне 1812 г. должен быть краток, опираться на знания учащихся по истории об этом событии, быть эмоциональным и ярким. Можно его сопровождать отдельными кадрами учебного фильма “Памятники Бородина” или репродукциями картин, отражающих эту тему (П.Е. Заболоцкий “Бородинский бой”; В. В. Верещагин “Конец Бородинского боя”; Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”).

В беседу желательно ввести такие слова, как редут, картечь, лафет, бивак, уланы и объяснить их значение. Центральное место в беседе должно занять сообщение о Бородинском сражении, решившем исход войны (Кутузов в донесении Александру I писал: “Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех тех, которые в новейшее время известны”). Лермонтовское стихотворение можно назвать поэтической летописью сражения.

Чтение учителем “Бородина” можно сопровождать синхронной демонстрацией цветного одноименного диафильма.

Второй вариант урока — прослушивание записи стихотворения в исполнении Д.Н. Журавлева; после чего учащимся предлагаются вопросы: почему артист выбрал такой темп чтения? Каков общий тон стихотворения? Чем достигается его эмоциональность?

Ответы на вопросы помогут учащимся в работе над выразительным чтением.

Если позволит время, можно для усвоения содержания стихотворения составить к нему план.

Домашнее задание включает составление плана к стихотворению (если это не сделано на уроке), чтение статьи учебника. Дети также учат наизусть отрывок стихотворения (до слов: “и только небо засветилось”).

Урок второй включает работу над композицией стихотворения, над идейно-художественным содержанием и глубоким патриотическим смыслом его, знакомит в доступной форме с понятием народности и исторической достоверности лермонтовского произведения, раскрывает его актуальность.

Беседа об особенностях композиции стихотворения “Бородино” начинается с вопроса:

1. В чем своеобразие лермонтовского произведения? (Бородинское сражение дано через восприятие его участника — обыкновенного солдата).

2. О чем рассказывает ветеран?

3. Почему рассказ о Бородине поэт вложил в уста рядового солдата? (Лермонтов первый в литературе вспомнил об истинном герое Отечественной войны — простом солдате, вершителе судеб России. Поэт доказал, что подлинным героем 1812 г. был русский народ).

4. Каким вы представляете себе рассказчика, что можно сказать о нем как о человеке?

Учащиеся отметят, что рассказчик — ветеран, бывалый солдат, участник Бородинского сражения. Обобщая ответы, учитель дополнит, что рассказчик— простой человек, понимает значение Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в историй европейских войн (“Вам не видать таких сражений!”, “Недаром помнит вся Россия про день Бородина”) .

Он горд, вспоминая своих боевых товарищей (“Да, были люди в наше время...”). Рядовой солдат рассказал о том, что

сам видел, делал и слышал. В солдате Лермонтов показал высокие качества русского народа: беззаветную любовь к родине, готовность отдать жизнь свою для ее блага, готовность к подвигу.

5. Как М.Ю. Лермонтов показал причастность рассказчика к справедливому делу?

Герой стихотворения не отделяет себя от народа, он органическая частица целого. Скромный, он только три раза употребляет местоимение я, там, где рассказывает о своих действиях. Во всех остальных случаях — “наше время”, “полковник наш”, “мы были в перестрелке”. От имени народа он говорит: “Уж постоим мы головою за родину свою”, вместе с ним сдержал “клятву верности... в бородинский бой”.

В процессе работы повторяется и расширяется понятие о диалоге. Диалог — форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами. Диалогом называется также особый вид литературного произведения, написанного в форме разговора между людьми. В отличие от диалога, монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или к себе самому.

Работу по изучению стихотворения М. Ю. Лермонтова начинаем с сообщения, что в “Бородине” точно переданы главные моменты наиболее важного в Отечественной войне 1812 года сражения. Это решившее судьбу русского-народа событие освещено поэтом с народной точки зрения.

1. Лермонтов точен в употреблении слов, относящихся к важнейшим событиям Отечественной войны. Как ее участник отвечает на вопрос молодого солдата? Прочитайте эти строчки. Сколько раз они повторяются? (Дважды). Обращаем внимание на то, что Лермонтов пишет: “Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы”. Поэт исторически точно показал, что русские отдали, но не сдали Москву.

Лермонтов точен в изображении всей войны: он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьезных сражений: (“Ведь были ж схватки боевые...”).

Отражен в стихотворении и первый этап войны и отношение к нему армии: (“Мы долго молча отступали... О русские штыки?”).

Можно прочитать воспоминания участников кампании, передающие это же настроение. Устами рассказчика поэт подчеркнул боевые традиции суворовских походов. “Богатырями” называл Суворов своих солдат, так он обращался к ним. Это обращение звучит и в лермонтовских стихах.

2. Лермонтов точен и в описании Бородинского боя. Зачитайте Описание кануна боя и ответьте на вопросы:

а) Почему поэт так обстоятельно описывает канун битвы?

б) Как это описание передает боевое настроение русской армии, нравственное превосходство ее над врагом? В каких словах выражен патриотический дух солдат?

Обобщая ответы, следует сказать, что в полном соответствии с исторической действительностью Лермонтов описал не только знаменитое сражение 26 августа, но и 24 и 25 августа, когда армии Наполеона и Кутузова готовились к решающему бою.

Герой лермонтовского стихотворения участвовал в самых ожесточенных боях, которые происходили у Семеновских флешей и на батарее Раевского.

в) Прочитайте строчки, рисующие полковника. С какими словами обратился он к солдатам? Как эти слова характеризуют его?

Учитель помогает учащимся увидеть в полковнике верность долгу, отеческое внимание к своим солдатам, их нуждам, храбрость и “лихость”. Его призыв загородить дорогу к столице родины отвечал, народным думам и чувствам, поэтому и полковник, и рядовой солдат думают на Бородинском поле о Москве.

3. Какую клятву дали русские солдаты и как они сдержали ее?

Учащиеся читают описание Бородинского сражения и отвечают на вопросы:

а) Какое сравнение помогает представить битву и силы врага? Прочесть глаголы, передающие напряженность боя.

б) Какие слова и выражения дают представление о храбрости и мужестве воинов?

в) Какое чувство объединяло всех участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиги?

Обращаем внимание учащихся на то, что бой изображен Лермонтовым как общее, трудное дело. Рассказчик скуп на подробности, он выбирает лишь необходимое, точно обозначает явления (“утро осветило пушки и леса синие верхушки”). Его сравнения просты (“французы двинулись, как тучи”), речь его безыскусна, солдатская речь, рисующая подвиг русского народа.

Важно, чтобы учащиеся поняли: поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение “Бородино” отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа.

В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины.

4. Повторное прослушивание стихотворения “Бородино” закрепит эмоциональный накал учащихся и поможет учителю перейти к заключительному этапу урока — выяснению значения лермонтовского произведения.

Учитель расскажет учащимся, что в двадцать пятую годовщину Бородинского сражения в журналах стало появляться много статей, рассказов, посвященных этому памятному дню. В них отмечались подвиги героев, воспевались полководцы, царь, а о рядовом солдате забыли. Первый, кто вспомнил о нем, был М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение “Бородино” получило второе рождение во время Великой Отечественной войны, оно стало одним из популярнейших произведений. Зимой 1941 г. в один из боев на подступах к Москве наш знаменосец упал в снег и, истекая кровью, крикнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой.

Лермонтовские строки использовались в окопных газетах. В решающие бои за Москву зимой 1941 г. в газете “Уничтожим врага” на одной странице было написано: “Ребята, не Москва ль за нами?” — подпись М.Ю. Лермонтов. Рядом: “Так победим же под Москвой!” — красноармеец Е. Седулов.

Лермонтовское стихотворение крепило и развивало чувство патриотизма не только в грозные дни Великой Отечественной войны. И сейчас оно наполняет наши сердца гордостью за славное героическое прошлое нашей Родины, учит горячей любви к ней, беззаветной преданности.

Дома учащиеся готовят ответы на вопросы учебника.

Литература

1. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.

2. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.

3. Уроки литературы в 4 классе. М., Просвещение, 1970.

4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. русская литература в 4–5 классах. Киев., Радянська школа, 1981.

5. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2012.