Литература
-
Мастерская "Венок Пушкину" 2009
Разработка инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников. Цели: расширить знания о вкладе А.С. Пушкина в русскую литературу; развивать логическое мышление, письменную и устную связную речи обучающихся, а также воспитывать любовь к культуре русского народа.
-
Мастерская "Стихотворные размеры" 2009
Мастерская проводится в 6-м классе после изучения творчества М.Ю. Лермонтова по программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. Учащиеся работают индивидуально и в группе; они лучше обучаются творчески мыслить, фантазировать, четко и в образной форме выражать свои мысли. Проведение занятия помогает избежать затруднений в определении размера стиха, увидеть ритмические особенности каждого стихотворного размера сразу.
-
Мастерская на уроке литературы. Тема-ассоциация: "Снег". 11-й класс 2016
Стихотворение Пастернака «Снег идет» было создано в 1957 году, в сложный период жизни поэта. Стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни. Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.
-
Мастерская нравственных ценностей как форма проведения урока литературы 2009
Две мастерские в 8-м и 10-м классе. Автором технология педагогических мастерских опробована в течение четырех лет, с 2004 года. Из опыта видно, что учащимся такой вид работы нравится, они с удовольствием включаются в механизм мастерской, так как главным девизом её является: «Делай, как можешь и хочешь, потому что все способны и талантливы».
-
Мастерская письма "Давайте говорить друг другу комплименты…" 2006
Одна из главных целей мастерских: создать ситуацию, находясь в которой, ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие, отличные не только от тех, которые придумал сосед, но и от тех, которые нашел сам мастер.
-
Мастерская по лирике С.А. Есенина 2010
На примере лирики С.Есенина учащиеся узнают композиционные приёмы и их роль в поэтическом тексте, знакомятся с композицией как сопоставлением и противопоставлением словесных рядов, узнают о роли повторов в стихотворении, разбирают схему композиционного анализа поэтического текста. Мастерская нацелена на овладение учащимися теоретическими понятиями о поэтических средствах выразительности, приобретение умения анализировать произведение в его идейно-художественной целостности.
-
Мастерская по литературе по рассказу А.Приставкина "Фотография" 2006
Я узнала о писателе А. Приставкине, о котором прежде ничего не знала. Я представила, как сложно жить сиротой, что значит для писателя близкий человек. После мастерской хочется познакомиться и с другими произведениями писателя. Он пишет просто, откровенно, доступно и очень трогательно.
-
Мастерская по рассказу И.Бунина "Солнечный удар" (11-й класс) 2010
Можно ли провести урок-мастерскую по рассказу И.Бунина? Мы сделали такую попытку. Рассказ И.Бунина «Солнечный удар» – это замечательный текст, анализируя который, можно понять ценность авторского слова. Несложные задания для работы с текстом позволили заинтересовать одиннадцатиклассников, дать им почувствовать прелесть языка писателя и его отношения к значимости случайных встреч в жизни человека. После этого урока появились интересные исследовательские работы учеников.
-
Мастерская по русскому языку (конспект). Мастерская по литературе (конспект) 2004
Данные материалы представляют собой разработки уроков русского языка и литературы в форме мастерской. Мастерская - новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. У ребенка надо пробуждать не желание учиться, а понимание того, что учиться необходимо.
-
Мастерская по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" 2014
Урок помогает шестиклассникам соприкоснуться с художественным миром А.Платонова, почувствовать особенности его стиля. На занятии применяется технология педагогической мастерской: получений знаний и ценностных ориентаций.
-
Мастерская построения знаний "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" 2009
Данный урок построен с применением новой технологии - технологии французских мастерских. На уроке идет процесс познания, выявления индивидуальных ценностных отношений к объекту познания. Урок личностно-ориентированного обучения и воспитания.
-
Мастерская построения знаний и творческого письма по лирике М.Цветаевой «Одна голая душа!» 2018
На уроке мы познакомимся с лирикой Цветаевой, попытаемся проникнуть в её душу - в её поэзию. Увидим, насколько она многогранна, хотя и сказал Лермонтов: «А душу можно ль рассказать?»
-
Мастерская построения знаний по литературе "А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?" 2005
Задача мастера на этом занятии - организовать самостоятельную работу обучающихся по систематизации имеющихся знаний и построению знаний новых; дать участникам мастерской возможность усомниться в уже известном (к моменту начала работы каждый "знаком" с Базаровым, каждый так или иначе отнёсся к нему), откорректировать, а может быть, и пересмотреть свои позицию по отношению к герою Тургенева.
-
Мастерская построения знаний по рассказу А.Алексина "Домашнее сочинение". Технологическая карта урока 2021
Цели урока: совершенствование навыков смыслового чтения; способствовать развитию критического мышления; способствовать развитию умений обучающихся анализировать прозаический художественный текст, выделять главное, ключевое для понимание авторской идеи; обеспечить условия для развития умения грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
-
Мастерская построения знаний по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий". 6-й класс 2012
Урок построен с применением технологии мастерской построения знаний, что позволяет развивать творческое воображение, творческое мышление учащихся через анализ художественного текста. Вдумчивая работа над рассказом А.П. Чехова помогает увидеть особенности художественной манеры писателя, воспитывает читательскую культуру школьников.
-
Мастерская творческого письма "Вся уместилась Родина во мне" 2010
Предоставленная разработка урока даёт возможность увидеть один из способов организации мастерской творческого письма по составлению центонов на основе краеведческого материала. К занятию подготовлена презентация.
-
Мастерская творческого письма (перед началом изучения лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова): «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии». Д.Мережковский 2015
В ходе урока ученики сопоставляли стихи Пушкина и Лермонтова, создавали собственные поэтические и прозаические тексты. Мастерская помогла суворовцам глубже понять творчество двух светил русской поэзии. Работая в творческой мастерской, многим удалось по-новому взглянуть на известные строки поэтов, открыть новые грани таланта корифеев золотого века, проложить дорогу к собственному творчеству.
-
Мастерская творческого письма «Мой любимый поселок» 2016
Цели урока: развивать интерес к родным местам, к Родине; воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного, вносить свой вклад в культуру родного поселка; расширять кругозор, наблюдательность, творческие способности учащихся.
-
Мастерская творческого письма. Гете и Лермонтов "Горные вершины" 2010
Работа с оригиналом, подстрочный перевод, выделение ключевых слов, подбор синонимов к лексическим рядам превращает художественный текст в хаос – идет деконструкция материала. А в итоге работы, выбрав одно из написанных слов как ключевое, учащиеся создают четвертый перевод, но только такой, какой мог получиться у каждого отдельно взятого ученика, потому что именно так ребенок почувствовал это стихотворение.
-
Мастерская формирования первичных знаний о писателе. Слово о Ломоносове 2019
Мастерская построения первичных знаний о писателе «Слово о Ломоносове» помогает сформировать представление о личности поэта, ученого, развить навыки работы с текстом. На мастерской учащиеся работают с историческими документами, воспоминаниями современников, которые показывают незаурядность личности М.В.Ломоносова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность, определяют связь личностных особенностей ученого и поэта и его творчества. Такая работа помогает учащимся, собрав материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова в процессе работы на мастерской, написать небольшое интервью. Овладение приемами работы с текстом при изучении личности и творчества писателя поможет учащимся в подготовке к сочинению на ОГЭ.
-
Мастерская художника слова. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Фонтан" (урок внеклассного чтения в 7-м классе) 2007
Современному человеку для успешной самореализации необходимо многое: не только довольно обширный багаж знаний в определенной области, не только овладение информационными технологиями, но и высокий уровень речевой компетенции, креативность, владение навыками исследовательской деятельности, наконец, безупречный вкус. В формировании последних компонентов трудно переоценить роль уроков литературы в школе. Комплексный анализ художественного текста, задания исследовательского характера позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и воспитывать яркую, развитую личность.
-
Мастерская ценностных ориентаций по произведению Анатолия Алексина "Безумная Евдокия" 2011
Урок помогает познакомить ребят с творчеством писателя Анатолия Алексина, открыть для них сложный мир взрослых, научить чувству ответственности за совершаемые поступки, научить толерантному, уважительному отношению к другим людям, заинтересовать ребят изучением психологии человека, способствовать развитию человеческих талантов, в том числе нравственного.
-
Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова 2022
Цель урока: дать характеристику образа Хлестакова; составление характеристики героя; помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
-
Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу "Бирюк"). 7-й класс 2011
На уроке проводится кропотливая работа над словом. Учащиеся через анализ ярких, выразительных художественных деталей, пейзажа и диалога приходят к раскрытию идейного замысла и авторской позиции.
-
Мастерство Фонвизина – писателя. Комедия "Недоросль" (урок-лекция) 2005
План-конспект урока литературы в 9-м классе "Мастерство Фонвизина - писателя. Комедия "Недоросль" в форме лекции.
-
Математика и поэзия 2011
Использование данной познавательной информации на уроках и внеклассных занятиях даёт возможность воспитывать у детей любознательность, творческий подход к занятиям математикой.
-
Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы 2003
Сочинение математических сказок не является заменой обучения математике традиционными способами. Основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
-
Материал для внеклассной работы по литературе. Диспут на тему "Любовь, честь и долг в прозе А.С. Пушкина"; викторина "Русские писатели XIX в. в Москве" 2008
Диспут - публичный спор, а в спорах рождается истина. Задача данного диспута заключается в том, чтобы понять, кто из критиков прав.
-
Материал для урока внеклассного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова (по рассказу Д.Голубкова "Кузен Мишель") 2009
Как заинтересовать детей, увлечь, привить любовь к художественной литературе, увидеть ее не как "устаревший источник информации", а как один из источников формирования Человека, вернуть уважение к книге? Эффективным приемом может быть использование художественных текстов, рассказывающих о жизни и творчестве писателей.
-
Материал для учителя к уроку литературы в 11-м классе по теме "Россия и Александр Блок" 2009
Предлагаю вашему вниманию литературный материал для работы на уроках в 11-м классе по изучению творчества А.А. Блока. Это общее направление рассуждения учителя, придерживающееся основной концепции при изучении данной темы. Переработать этот материал в урок под силу любому из вас.