М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Первое знакомство… 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Обучающие цели:

  • организовать деятельность учащихся по изучению жизни и творчества М.А.Булгакова, анализу романа "Мастер и Маргарита";
  • создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности, о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • познакомить учащихся с творческой биографией писателя;
  • развитие личностно - смыслового отношения к историческому времени, позиции автора и героям, показанным в роман; помочь школьникам осознать социальную, политическую и личностную значимость произведения;
  • развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам;
  • создание условий для осмысления романа Булгакова; высказывания своего мнения по обсуждаемым проблемам, способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции;
  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению произведения, способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Воспитательные цели:

  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • научить формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  • выработать активную гражданскую позицию.

Методы: метод экспрессии в творческой ситуации, метод чтения вслух, метод развития творческого самочувствия, наглядный.

Формы: беседа, выступления учащихся.

Виды читательской деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Виды речевой деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение.

Оборудование урока: портрет М.А.Булгакова, его книги, репродукции к роману "Мастер и Маргарита", картины П.А.Белова "Проталина. М.А.Булгаков", аудиозаписи с фрагментами музыкальных произведений Моцарта, Бетховена, Ш. Гуно, песен советских композиторов, видеозапись к/ф "Завтра была война", "Помилование", "Весна", "Мастер и Маргарита".

Оформление доски:

Запись темы урока, эпиграфа: "Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта" И.В.Гете.

Цитаты:

"Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был". А.Ахматова

"Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена:" И.Бунин.

"Нравственная цель сочинения не в торжестве добродетели и не в наказании порока. Пусть художник заставит меня завидовать угнетенной добродетели и презирать торжествующий порок". Вл. Одоевский.

Ход урока

(В исполнении учащихся звучит песня из кинофильма "Земля Санникова")

Слово учителя.

Жизнь человека-это лишь миг в бесконечности Вселенной. Но каким будет он: ярким, подобно звезде, или медленно тлеющим, зависит от нас. Промелькнут тысячелетия, сменятся правители и режимы, но вечным останется мир. И может быть, к нам обращены слова писателя, с чьим творчеством сегодня предстоит познакомиться: "Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?"

Человеком, что поднял глаза к звездному небу и попытался помочь людям понять, что они и только они ответственны за добро и зло на земле, был Михаил Афанасьевич Булгаков. Посмотрите на эпиграф нашего урока и давайте вместе отправимся в загадочную страну этого "поэта". (Запись в тетрадь темы урока, эпиграфа)

Работа по группам: (Ученики берут со стола карточку с датой и рассказывают фрагменты биографии писателя)

Этап рефлексии: "Я бы хотела, чтобы вы на некоторое время перенеслись в эпоху Булгакова и почувствовали ее ритм, дух, сумели составить ее портрет".

(Звучат отрывки из песен советских композиторов, демонстрируются фрагменты кинофильмов)

Работа по группам: 1-я группа выражает свои чувства в цвете, 2-я - графически передает свои эмоции, 3-я заносит в таблицу ключевые слова, определяющие состояние исторического времени, в которое жил писатель и его герои. В это время в исполнении учащихся звучат стихи, демонстрируются слайды с видами Москвы 30-х годов 20 века:

И пусть горят светло огни его палат,
Пусть слышны в них веселья звуки,-
Обман, один обман! Они не заглушат
Безумно страшных стонов муки!
Тебе уже ничем не удивить меня-
Ни гордостью дешевого безверья,
Ни коловратностью бессмысленного дня,
Ни бесполезной маской лицемерья.
И не один погиб избранник века:,
И не одна душа за деньги продала
Свою святыню-гордость человека,
И не один из тех, когда-то полный сил,
Искавших жадно лучшего когда-то,
Благоразумно бред покинуть рассудил
Или погиб добычею разврата;
А многие из них навеки отреклись
От всех надежд безумных и опасных:

Слово учителя. А теперь представители от каждой группы расскажут и покажут, какие чувства вызвало у них услышанное и увиденное. (учащиеся показывают цветовую гамму своих эмоций, графическое их изображение, зачитывают ключевые слова)

Итак, подведем итоги: перед нами разворачивается картина, полная контрастов. С одной стороны, - радость, неудержимый энтузиазм, светлое будущее, с другой, - тревога, беспокойство, боязнь не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня. Своего рода, двуликий Янус. Какие детали становятся приметами того времени? ("Черные воронки", лозунги, песни, славящие Сталина, Родину, доносительство, постоянный страх)

Через все это пришлось пройти и самому Булгакову. Результатом стал роман "Мастер и Маргарита" - одно из загадочнейших явлений русской литературы, мистический и сатирический, фантастический и реальный. Он - отражение самого писателя.

Как вы думаете, какие цели и задачи ставил перед собой Булгаков, когда писал роман?

Цели: разбудить самосознание людей, показать, в чем смысл жизни и назначение человека, что есть добро и зло, истина, вера и безверие.

Задачи: при помощи сатиры обличить пороки общества, выразить авторское видение мира и современности. (запись в тетрадь)

Работа по анализу первой главы романа.

Перенесемся в Москву 30-х годов 20 столетия и вместе попробуем разобраться в событиях, что происходили в "третьей столице мира". Перед каждым из вас лежит карта - анализ литературного произведения. По ходу обсуждения не забывайте ее заполнять, это поможет в конце занятия сделать определенные выводы.

Итак, "В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан" (демонстрируется фрагмент фильма "Мастер и Маргарита").

Не напоминает ли такое начало какое-либо произведение русской литературы? ("Преступление и наказание")

Нет ли точек соприкосновения этих двух начал?

(Жара, закат и желтый цвет)

"Нехороший цвет",- скажет потом Мастер.

Что вносит цветовая гамма в контекст романа?

(тревогу, раздражение, чувство душевного разлада)

Кто испытывает подобные чувства и почему?

К какому приему прибегает Булгаков, когда рисует нам Берлиоза и Бездомного? (антитезы).

Почему именно к нему?

(Чтобы подчеркнуть социальную разницу людей, живущих в одно время).

В чем вы видите различия между Берлиозом и Бездомным?

(она не только во внешнем виде, но и в образовании, мышлении)

Определите проблему, что стала причиной разговора двух литераторов.

(Атеист написал о Христе как о реально существовавшем лице). Перед нами завязка романа и появление одного из главных героев - Воланда.

О каких вечных ценностях заходит речь на первых страницах романа?

(О добре и зле, вере и безверии, о том, какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс; что лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?)

Эти вопросы всегда волновали умы людей. Случалось ли вам задумываться над ними?

Перед вами отрывки из одного известного произведения, прочитайте их.

Что это за произведение и кто его автор?

(М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени")

Какие ответы дают литературные герои на вопрос Воланда: ":ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?"

(Учащиеся зачитывают отрывки из романов)

Есть ли нечто общее в высказываниях Воланда и Печорина?

Если да, то, какое?

Чья позиция вам ближе или у вас есть своя точка зрения на этот вопрос? Каково мнение Берлиоза и Ивана Бездомного по этому поводу?

В течение нескольких минут перевоплотитесь в данных героев и напишите монолог от их имени на заданный Воландом вопрос.

(Звучит вальс из оперы "Фауст", затем учащиеся зачитывают свои монологи).

Сумел ли кто из оппонентов ответить Воланду?

Ивану, кажется, это удалось: "Сам человек и управляет".

Так ли это?

(Нет. Дальнейшее развитие сюжета опровергнет этот тезис, раскроет относительность человеческого знания, зависимость человека от тысячи случайностей.) Приведите тому примеры. (Нелепая смерть Берлиоза под колесами трамвая и др.,)

Итак, действительно ли, жизнь человека соткана из случайностей и может ли он ручаться за завтрашний день, свое будущее, нести ответственность за других?

Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

Что же является истиной в этом хаотичном мире?

Эти вопросы ставятся автором романа в "евангельских" главах - своеобразном идейном центре романа. О них разговор пойдет на следующем уроке, а сейчас попробуйте сформулировать основную тему романа.

Перед нами произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки, о том, что за все нужно платить.

Каков эпиграф романа и почему Булгаков берет именно эти строки из "Фауста" Гете?

(Это указание на функции его героя в романе: будучи символом Зла, Воланд способствует торжеству справедливости)

Какую связь устанавливает писатель?

(Между Добром и Злом)

Что уравновесит их?

(Справедливость - первая ступень Истины)

Что станет высшей ступенью?

(Милосердие, порождаемое Добром)

Давайте обратимся к тем картам анализа литературного произведения и посмотрим, что же вы занесли в них в течение урока.

Прочитаны и проанализированы первые страницы романа.

Какие чувства вы испытали при знакомстве с ним?

Как вы думаете, будет ли он вам интересен?

Что нового сможете вы для себя вынести из него?

Как можно цитаты, записанные на доске, соотнести с темой нашего урока?

Рефлексия. Этот этап должен показать, что урок достиг своей цели, учеников продолжали волновать проблемы, поставленные на уроке, причем уже независимо от текста романа, а исходя из собственного жизненного опыта; это были наблюдения, взгляды на мир и на себя в этом мире. В этой части урока ученикам была дана возможность оценки, самооценки и взаимооценки деятельности каждого.

Домашнее задание.

1-я группа создает коллаж на тему: "Кто он: Бездомный, Берлиоз, Воланд?", отвечает на вопрос: "Какие черты героев есть во мне?"

2-я группа отвечает на вопросы в форме эссе (по выбору):

- Кто из героев по-настоящему свободен и независим, а кто глупо - самоуверенно убежден в собственной независимости, тогда как на самом деле является игрушкой в чужих руках и не в состоянии предсказать, что с ним будет даже через десять минут?

- Можно ли согласиться с мнением Воланда?

- Действительно ли, необходимо в мире зло?

3-я группа должна высказать свое мнение об иллюстрациях к роману, создать собственные рисунки.