Литература
-
Личностно-ориентированный урок-открытие "Человек создан для счастья, как птица для полета" (по очерку В.Г. Короленко "Парадокс") 2008
Цели урока: помочь учащимся увидеть нравственное взросление героев; показать, что личность человека формируется в результате межличностных отношений; воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру; помочь увидеть смысл жизни, наполнить его ценностным содержанием.
-
Личностное познание собственных возможностей 2008
Статья является итогом многолетнего труда по освоению инновационной технологии проведения уроков в форме педагогических мастерских. В ней представлен как теоретический материал по проведению педагогических мастерских, так и практический. Содержание статьи вызовет наибольший интерес у учителей литературы, но поможет в освоении проведения уроков-мастерских и преподавателям других предметов.
-
Личность М.Ю. Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта. Урок литературы в 9-м классе с использованием ИКТ 2008
Дать школьникам почувствовать писателя как живого человека, во всем богатстве и родстве его духовного мира с его любовью и ненавистью, скорбью радостью, исканиями и сомнениями едва ли не самое главное при изложении материала биографии. Что поможет учителю воссоздать на уроке неповторимый творческий стиль писателя? Этой цели могут служить воспоминания современников, письма, дневники, автобиографии, записные книжки писателя.
-
Личность, судьба и творчество поэта. Литературно-поэтическая композиция "Звезда полей" (по творчеству Н.Рубцова) 2011
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова – известного русского поэта, поэзия которого продолжается в музыке, вызвать интерес к лирике поэта.
-
"Лишний человек" в русской классике 2009
Урок обобщения представляет собой литературно-музыкальную композицию в стиле "слово в музыке". Проводится в нетрадиционной форме - "литературное кафе". На основе известных литературных образов происходит повторение основных нравственных канонов общества и литературоведческих терминов.
-
"Лишний человек" в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 2012
На уроке объясняется литературоведческое понятие «лишний человек». Формулируются предпосылки появления лишних людей и указываются их общие черты. Учащиеся знакомятся с представителями лишних людей на примере произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
-
"Лишь добро одно бессмертно…" Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс 2012
Урок знакомит с жизнью и творчеством А.П. Платнова, рассказом «Юшка»; дает определение понятий «блаженный», «юродивый».
-
"Лишь слову жизнь дана…" 2013
Главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому необходимо научить даже не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от «нормального», пытаться понять, что же «зашифровал» автор в слове-образе. Совершить «раскопки» значения слова, тонкости его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, для того, чтобы дети научились понимать художественный текст.
-
Логические пятиминутки как один из приемов развития учебно-логических универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы 2016
В статье рассматривается методический прием «логические пятиминутки» как одно из средств, направленных на развитие учебно-логических универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. На конкретных примерах показывается предметное содержание логических пятиминуток, группы учебно-логических умений, формируемых с помощью данного дидактического средства, а также их включение на различных этапах урока.
-
«Лоис Лоури "Дающий". Актуален ли жанр антиутопии в XXI веке?» 11-й класс 2015
Урок по произведению американской писательницы Лоис Лоури «Дающий», рассчитанный на 2 часа, предлагается провести после изучения романа Е. Замятина «Мы» или других антиутопий, написанных в XX веке. Учащихся заинтересует обращение к современной литературе об их сверстниках, особенно в популярном сегодня жанре, приближенном к фантастике. В ходе урока выясняется, актуален ли жанр антиутопии сегодня, в XXI веке, и в чем заключается эта актуальность.
-
Луиджи Да Порто "История двух благородных влюбленных и их скорбной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Делла Скала" и "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира 2006
Сравнительный анализ двух произведений, объединенных не только одними героями, но и схожими сюжетами, дабы пробудить интерес учащихся к изучению других, более сложных для восприятия, драматических произведений английского автора. Не следует разбивать уроки на два отдельных занятия, чтобы не нарушить целостности художественного восприятия.
-
"Луч Надежды" (по рассказу Л.А.Андреева "Петька на даче" и Э.Э."Хачыгыр" 2009
На данном уроке учащиеся вместе с учителем рассматривают два литературных произведения. Анализируют по отдельности, а потом сравнивают и делают выводы.
-
Лучший друг человека (по рассказу Н.Васильевой «Бомжик»). 6-й класс 2024
Цель урока: развитие этических качеств: чувства сострадания к животным, эмоционального отклика; совершенствование точности и ясности речи, развитие образного и аналитического мышления. Задачи: познакомить с творчеством Н.Б.Васильевой; выяснить, почему собака, друг человека, оказалась бездомной, выяснить, какие поступки людей сыграли роль в ее судьбе; формировать умение смыслового чтения с учетом проблемной ситуации; воспитывать гуманное отношение к животным, чувство сострадания, ответственность за свои поступки.
-
ЛэпБук "Насекомые" (по мотивам сказки К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха") 2021
Цель звнятия: систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Задачи: учить детей составлять короткие предложения с использованием предлогов в, под; закреплять умение образовывать единственное и множественное число существительных; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными; учить слушать стихотворное произведение К.Чуковского «Муха-Цокотуха», составлять описание насекомых, используя прием ТРИЗ (эмпатия).
-
"Любви все возрасты покорны…" (Любовная лирика Пушкина) 2011
На уроке изучается любовная лирика А.С. Пушкина в эволюции, раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
-
Любимый герой Древней Греции 2007
Одной из самых любимых детских книг является книга "Герои Эллады", рассказывающая о подвигах героев Древней Греции Ясона и Геракла. Школьники с большим интересом читают о подвигах Геракла. Этот материал способствует формированию у подрастающего поколения, в первую очередь юношей, мужского начала, желания стать защитником своих близких, Родины. Материал может быть использован как на уроках мировой художественной культуры по теме "Античная литература", так и на уроках литературы в 6-м классе по теме "Мифы". Классный руководитель может использовать данный материал в беседах со школьниками на морально-этические темы, к Дню защитника Отечества.
-
"Любимых детских книг творец…" 2008
Композиция посвящена жизни и творчеству русского писателя Аркадия Гайдара. Мероприятие, сопровождающееся слайдовой презентацией, направлено на формирование патриотического чувства учащихся, на развитие интереса к теме гражданского и нравственного воспитания подростков. Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или как внеклассное мероприятие.
-
"Любимых детских книг творец…" Литературная композиция, посвященная А.П. Гайдару 2008
Предлагаемая композиция может быть использована на уроках чтения или на внеклассном мероприятии. Сценарий о жизни и творчестве Аркадия Гайдара сопровожден слайдовой презентацией. Композиция направлена на формирование патриотического чувства учащихся, на воспитание гражданских и нравственных позиций у подростков.
-
"Люблю природу русскую". Зима 2009
Урок воспитывает чувство прекрасного средствами музыки и поэзии. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихов.
-
«Люблю тебя, мой край суровый, северный» 2015
Урок литературы в 6 классе по стихотворению Г.Н. Цыпукова "Люблю тебя, мой край суровый, северный..." проводится в рамках темы "Тема родины и родной природы в творчестве поэтов ХХ века" и имеет краеведческую направленность. Урок знакомит учащихся с личностью и творчеством поэта Г.Н. Цыпукова, развивает устную и письменную речь учащихся в ходе анализа поэтического текста.
-
"Люблю тебя, родина кроткая". Литературно-художественная композиция 2011
Сценарий внеклассного мероприятия посвящен 115-летию со дня рождения С.А. Есенина. Мероприятие направлено на повышение интереса к лирике поэта, развитие речи и творческих способностей учеников, любовь к литературе.
-
Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" глазами учащихся 2007
Концепция технологии развития критического мышления (ТРКМ) основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Эта технология помогает учащимся творчески осмыслить текст художественного произведения, понять замысел автора, выработать собственное мнение. Некоторые методы и приемы работы по ТРКМ показаны на примере темы «Любовная интрига комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"».
-
Любовная лирика А.А.Ахматовой 2021
Цель урока: рассмотреть и проанализировать особенности любовной лирики Анны Андреевны Ахматовой; формировать навыки эстетического восприятия литературного текста; развивать чувство прекрасного на примерах стихотворений А.Ахматовой.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2008
С первой любовью человек открывает для себя новый этап жизни. У любви есть свои возрастные ступени: детская и юношеская, взрослая и "закатная". Любовь - это необыкновенное чувство. Любви все возрасты покорны. Как рождается в нас любовь? Почему именно этого человека ты хочешь видеть и не можешь жить без него? Эти вопросы волнуют часто девочек и мальчиков в 14–16 лет. Вот поэтому интересна для них тема любви в лирике поэтов. А лирика А.С. Пушкина особенно. Ведь дети должны ответить на вопрос, почему А.С. Пушкин писал много о любви?
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2009
Анализ двух стихотворений А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…» и «Мадонна». Рассказывается история создания 1-го стихотворения, выясняется его композиция, формулируется основная мысль, выявляются выразительные средства. Во 2-м стихотворении анализируется лексика, разбираются признаки сонета.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2013
Урок знакомит с любовной лирикой в произведениях А.С. Пушкина.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2012
Цели урока: показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции; учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать ее обращением к тексту; привлечь внимание к понятию "Литературный герой"; пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик; продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2011
Слияние произведений различных видов искусства в отображении действительности: поэзии, музыки, живописи - того, что позволило назвать XIX век "золотым веком" в развитии искусства.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с поэзией А.С. Пушкина. Развивает высокие эстетические чувства учащихся. Урок углубляет представление о любовной лирике, психологизм пушкинских стихотворений.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2006
Говоря о любовной лирике Пушкина, мы остановимся на двух прекрасных вариациях стихотворения "На холмах Грузии...". Попытаемся понять, чем вызвана переработка первого варианта, назовём адресата каждого текста и рассмотрим, как создаётся основное настроение окончательного варианта стихотворения.