Цели:
- Обогатить представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования;
- углубить знание учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске;
- выявить связь сказки с народной сказкой;
- формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
Приемы: кластер, зигзаг-2, РАФТ.
Орг. момент: Учитель объявляет тему. Поговорим о юморе и сатире в сказке.
I. Этап Вызова
1. Запишите слово “Сказка”.
-Какие сказки вы знаете? (Составляем кластер)
- Какому виду сказок можно отнести сказку Салтыкова-Щедрина?
- Чем сказка Салтыкова-Щедрина непохожа на них?
Она содержит: сатиру, волшебство, юмор, бытовая. Больше похожа на басню, автор использует прием иносказание, сатиру, т.е. осмеивает, критикует как помещиков, так и мужика.
II. Стадия Содержание
- Объединитесь в экспертные группы (по номерам). Обсудите текст. Прочитайте вопрос и выработайте форму презентации. Обсудите ответ. (Выбирают человека, который будет представлять ответ).
1) Автор заявляет, что его произведение - это сказка. Какими языковыми средствами он подтверждает это название?
2) Какие слова в произведение вам кажутся совершенно не подходящими к стилю сказки? (Использовать толковый словарь)
В какой речи они используются? (Официальный, деловой, канцелярские бумаги).
Служить – исполнять обязанности, работать.
Примите уверение – поверьте.
Упразднили – закрыли, отменили.
Вводит их для комического эффекта.
Тунеядец - человек, который живет за чужой счет, бездельник.
Тунеядство – жизнь за чужой счет, чужим трудом (даром есть).
3) Автор смеется над генералами и над мужиком. Одинаков ли этот смех?
Смех разный. Автор относится к своим героям по–разному. Как изобразил двух генералов, их жизнь.
- Над генералами он смеется зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением. Автор показал, как близко лежит у них звериный инстинкт.
- К “мужичине” он относится по-другому. Он восхищается им, что тот может выполнить любую работу в самых тяжелых условиях, его изобразительностью, настойчивостью. Автор недоумевает, как так такой здоровенный мужик может быть покорным и безропотным (дал привязать себя веревкой, позволил ругать себя тунеядцем, в тоже время кормит и поит генералов.) Отношение генералов к мужику. Генералы наградили его рюмкой водки да пятаком серебра – смешно да горько.
4) Какими приемами пользуются писатель и художники-иллюстраторы, изображая героев сказки?
Гипербола – преувеличение.
1.Высмеивает генералов, преувеличивая их невежество.
2. Показывает несоответствие слов и действий генералов.
Гротеск – несоответствие.
Художник изображает генералов маленькими, толстенькими, а мужика большим.
Несоответствие - генералы в ночных рубашках и в фуражках гневно обращаются к мужику, хотя могут поместиться у него на ладони.
По берегу моря шныряют зайцы, из воды высовывается рыба, над берегом летают птицы, на пальме всякие плоды – а генералы голодные.
Мужик голыми руками ловит зайцев.
Мужик не осознает своего положения.
Мужик гребет- работает веслами.
Генералы тут денег загребли – забрали, захватили.
Чтобы осмеяние было острым, Салтыков-Щедрин использует в сказке гротеск, фантастику, иронию.
Высмеивает зло.
2) Вернитесь в работе группы и обсудите вопросы (учащиеся по очереди рассказывают ответы на вопросы).
3) А теперь проведем презентацию ответов на вопросы. (Отвечает представитель экспертной группы).
- Если у вас появятся вопросы, можете задать их эксперту.
Стадия РЕФЛЕКСИИ:
- С какой темой урока мы с вами сегодня познакомились? Какая основная задача сказки – злое осмеяние рабского терпения, безответственности.
- От имени кого или чего вы хотели бы сейчас выступить? Выберите себе какую-то роль:
Роль:
мел;
тряпка, которая стирала в течение урока записи на доске;
доска;
ручка, которая писала в течение урока;
телефон;
герой;
игрушка в портфеле;
страница в учебнике;
тетрадь, в которой на уроке велись записи.
- Определите, к какой аудитории вы обратитесь:
к брату;
к маме;
к директору школы;
к президенту;
к тетради;
к учителю;
к однокласснику;
к родителям.
- А теперь выберем форму обращения:
письмо;
телеграмма;
докладная записка;
объяснительная;
частушка;
байка;
анекдот;
заявление;
жалоба;
записка.
- Итак, выбрали тему. Определим роль и аудиторию и в течение 5-10 минут создайте текст.
- Обсуждаем. (Зачитаем вслух 3-4 работы)
Представьте свои работы в соответствии с жанром.
Д/з.: 1) Составить “Краткий словарь” генералов (слова, которые входят в речь генералов.)
2) Чтение по ролям.