Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Кроссворд по роману А.С.Пушкина "Дубровский" 2023

    Автор: Доброхотова Марина Игоревна

    Предложен кроссворд к уроку литературы по роману А.С.Пушкина "Дубровский".

    А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Дубровский»

  • Кроссворд по творчеству Г.Х. Андресена (110 слов) 2006

    Автор: Пержинская Елена Викторовна

    Кроссворд был составлен учащимися 4 "В" класса муниципальной гимназии № 1 г. Стерлитамака под моим руководством к 200-летию со дня рождения писателя и занял первое место на городском конкурсе.

  • «Крохотки» А.И.Солженицына на уроках развития речи: от анализа авторского текста к созданию собственного высказывания 2017

    Автор: Андреева Екатерина Александровна

    Для того чтобы текст стал неотъемлемой частью работы на уроках русского языка, следует прежде всего обращаться к малым жанрам прозы. Данная работа способствует овладению нормами русского языка, развитию способности извлекать нужную информацию из текста, дает глубокое, неповерхностное понимание авторского высказывания, помогает создавать собственные тексты на основе высоких образцов.

  • Круг чтения М.И. Цветаевой в детстве 2012

    Автор: Козырева Валерия Евгеньевна

    Урок посвящен кругу чтения будущей поэтессы в детстве. Материал можно использовать на уроке в средней и старшей школе, на занятиях факультатива, во внеклассной работе.

  • Круг чтения Татьяны Лариной. 9-й класс 2011

    Автор: Холманских Ольга Владимировна

    В методическая разработке перед учениками ставится важный вопрос: «Какую роль в формировании личности Татьяны Лариной и Евгения Онегина сыграли прочитанные ими книги?» Работа в этом направлении дает возможность учащимся представить мировой литературный процесс, увидеть взаимовлияние русской и зарубежной литературы. Мультимедийная презентация к уроку является его каркасом, а «знаковые картинки», используемые регулярно на уроках литературы в презентациях, подсказывают учащимся тип работы.

  • Круглый стол по теме "Проблема ХХ века с точки зрения А.Вампилова" в 11-м классе (интеграция литературы и истории) 2008

    Автор: Черепанова Галина Александровна

    Тема урока: "Проблемы 20 века с точки зрения А. Вампилова". Интегрированный урок в форме круглого стола (литература и история) Цели урока: на основе анализа творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века сделать выводы о точке зрения А. Вампилова на проблемы XX века и влиянии его жизненной и творческой позиции на духовное развитие и воспитание молодежи в России.

  • "Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А. Бунина "Листопад" 2006

    Автор: Ефимова Наталья Васильевна

    Написать рецензию на исходный текст – дело нелегкое, даже для выпускника. Поэтому в средних классах для анализа я подбираю тексты как стихотворные, так и прозаические, небольшие по объему, но обязательно с какой-то изюминкой. Таковым является и стихотворение И.А.Бунина "Листопад". Особенностью данной миниатюры, на мой взгляд, является несоответствие названия текста его содержательной части. Поэтому, приступая к работе над стихотворением, обязательно подробно рассматриваем вопрос: почему И.А.Бунин именно так назвал свое произведение? При этом обращаем внимание на авторскую позицию и настроение. Обязательным компонентом анализа текста является работа над языковыми средствами. Ребята должны иметь четкое представление об изобразительных и выразительных средствах языка – это тропы и фигуры речи. В рассматриваемом тексте все это представлено. К данному материалу подключаем относительно новый для учащихся материал из раздела "Синтаксис".


  • "Крылатые выражения А.С. Пушкина" 2010

    Автор: Ларионова Наталья Михайловна

    Cтатья предназначена для учителей-словесников. Опираясь на крылатые выражения А.С. Пушкина, они смогут построить свои уроки, включая фразеологизмы в объяснение, закрепление учебного материала. Также статья полезна при подготовке к ЕГЭ.

  • "…крылатые крыловские слова" (Исаковский). Урок по басням И.А. Крылова 2009

    Автор: Рассеева Наталья Васильевна

    На уроке идет развитие навыка лексикологического и стилистического анализа художественного произведения (на примере анализа текста басни И.А. Крылова «Демьянова уха»). Учащиеся знакомятся с литературной игрой центон.

  • Крылатые слова. Речевые фигуры и тропы в произведениях А.С.Пушкина 2022

    Автор: Санджиева Тамара Ханькаевна

    Русский язык обладает огромным лексическим составом. Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи. Они используются для усиления выразительности речи пишущего и говорящего. Ни для кого не секрет, что богатство русского языка отражается в произведениях русских классиков.

    А.С.Пушкин

  • Крыловские места Санкт-Петербурга 2010

    Автор: Вакиш Валентина Георгиевна

    Урок-презентация в 7-м классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Обобщающий урок по творчеству великого русского баснописца построен в форме путешествия по местам Санкт-Петербурга, связанным с жизнью и творчеством И.А. Крылова.

  • "Кто же он? Стало быть, подлец?" (образ Чичикова в произведении "Мертвые души" Н.В. Гоголя) 2008

    Автор: Присяжнюк Ирина Владимировна

    Урок-исследование помогает сформировать у учащихся представление об образе П.И. Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании, развивает навыки целостного анализа произведения, умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действуют герои.

  • Кто они журавли? Мы живем в журавлином краю 2012

    Автор: Бобунова Нина Анатольевна

    Представлен проект, в котором рассказывается о журавлях, используется литературный и краеведческий материал.

  • "Кто прав – Настя или Митраша?" (урок-диспут по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца") 2005

    Автор: Тарасова Светлана Валерьевна

    Урок–диспут по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» проводится в 6 классе и представляет собой форму дискуссии, которая позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство учащихся в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, возникающее в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Такая форма урока позволяет обратить внимание на культуру речевого общения во время спора, на умение спокойно выслушивать доводы оппонента и ясно излагать свою точку зрения.


  • Кубань в жизни и творчестве А.П. Гайдара 2008

    Автор: Гришко Татьяна Анатольевна

    Кубанская земля осталась навеки запечатленной на бессмертных страницах гайдаровских произведений, призывающих нас любить родину, быть ответственным за судьбу своей страны. Мы свято должны помнить трудные времена жизни нашего народа, родного края, близких людей. Верим, что подрастающее поколение не останется равнодушным к великому делу знаменитых предшественников.

  • "Кубань песенная", урок литературы 2009

    Автор: Казанцева Ольга Александровна

    Знакомство с биографией и творчеством кубанского композитора, народного артиста России и Украины, руководителя Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко; развитие интереса к кубанскому народному творчеству, поэтам-песенникам, литературе Кубани.

  • Кузбасс озарен искусством слова 2016

    Автор: Кириллова Марина Александровна

    Урок-встреча в 8-м классе приобщает к литературе Кузбасса. Задачи: познакомить с творчеством поэтов – наших современников и земляков Л.Яковлевой и В.Дмитриевым; развивать творческие способности школьников; побудить познавательный интерес к литературе.

  • Кузебай Герд "Сизьыл". 5-й класс 2012

    Автор: Голубина Надежда Владимировна

    На данном уроке по удмуртской литературе в 5-м классе используется методика технологии развития критического мышления. Эффективность применения данного приема на уроке в том, что учащиеся владеют навыками поиска, умеют формулировать вопросы. Проявляется самостоятельность и интерес учащихся в изучении предмета и к творческой деятельности.

  • Кукольный театр "Волк и козлята». Музыкально-образная театрализация 2020

    Авторы: Бочарникова Яна Владимировна, Камалова Светлана Геннадьевна

    Авторы представляют музыкально-образную театрализацию, кукольный спектакль «Волк и Козлята», театрализованное представление с волшебными превращениями и сюрпризами. Эти театрализации помогают в работе с младшими дошкольниками, которые только начинают познавать чудесный мир искусства.

    театр, театральные проекты, театрализованная игра

  • Кульминация повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" 2013

    Автор: Трусова Зоя Ивановна

    Н.В. Гоголя всегда интересовала история Запорожской Сечи. Он создает вымышленный образ Тараса Бульбы, в котором соединяются черты запорожцев. В работе анализируется девятая глава. В основе этой главы лежит жизнеподобие (один из видов художественной условности, смысл, которого состоит в придании характерам и обстоятельствам произведения сходства с характерами и обстоятельствами действительности) с элементами фантастики. Цель урока: развивать умение анализировать эпизод, работать со словарем, давать связный ответ.

  • Культорологичские аспекты поэтики Александра Городницкого 2020

    Автор: Серова Татьяна Вадимовна

    Современная литература многообразна. Перед преподавателем стоит задача - представить творчество нашего современника, показать, как продолжаются традиции русской литературы, а для этого необходимо погрузить в поэтику. Вторая задача, стоящая перед учителем - «приблизить» слушателя к личности поэта. Не на уровне «желтой прессы», о чем изобилуют соответствующие журналы и ток-шоу. А на высоком, гражданском уровне, чтобы ребята гордились своим современником, достойным человеком, ученым, поэтом.

    Александр Городницкии


  • Культура речи и культура личности 2013

    Автор: Страшко Наталья Сергеевна

    Аналитическая статья о связи культуры речи с общей культурой личности.

  • Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии 2008

    Автор: Ботылева Ирина Викторовна

    Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов. Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль, недосказанность, намёк. Они расчитаны на умного и вдумчивого читателя. В основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.

  • Культурно-исторический проект «Их подвиги навечно в памяти людской» 2022

    Автор: Хайдукова Зоя Ивановна

    Осваивая через предмет культуру, познавая национальные корни, ученик при помощи учителя выстраивает диалог, вступает в общение с автором, с иным временем, имеет возможность для проработки своей внутренней жизни с точки зрения положительных жизненных идеалов. Значимую роль в этом процессе играет рефлексийное чтение – средство, обеспечивающее проработку внутренней жизни; как процесс, оно не имеет окончания действия, является продолжением позиционного анализа текста.

  • Культурологический аспект в преподавании литературы в сельской школе 2009

    Автор: Данилова Тамара Батыровна

    В статье представлен многолетний опыт работы сельского учителя по использованию культурологического подхода на занятиях в профильной группе. Излагаются два направления, в рамках которых решаются проблемы целей и содержания культуроведческого аспекта: - обучение литературе в контексте русской культуры; - познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русской литературы, ее богатства на фоне сопоставления с другими культурами.

  • Культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе 2003

    Автор: Филина Оксана Леонидовна

    Культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе диаспоры. В статье рассматривается культурологический подход к преподаванию литературы в основной школе диаспоры, положенный в основу учебного комплекса "Страна читателей", создаваемого автором в соответствии с требованиями нового латвийского стандарта по литературе.

  • Культурологическое прочтение повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист" 2007

    Автор: Щербацкая Татьяна Валентиновна

    Изучение повести "Фаталист" М.Ю. Лермонтова проходит как заключительный этап системы уроков по роману "Герой нашего времени". И ключевая философская проблема - вопрос о пределах свободы личности - получает здесь своё завершение.

  • Курс по выбору "Изображение исторической личности в искусстве" 2006

    Автор: Чичкань Галина Павловна

    Курс интегрирует литературу, историю, МХК, расширяет культурологический кругозор, дает возможность почувствовать сладость "дыма Отечества", проникнуться гордостью за мастеров, чьи личности оказали влияние на судьбы русской истории. Поэты, писатели, художники, скульпторы оставили рукотворные памятники великим личностям. Их произведения стали достойным вкладом в развитие культуры, нашим представительством в мировом культурном пространстве. Постичь их прелесть, осознать себя причастным к изучению русской культуры, воспылать гордостью за свою великую Родину может каждый ученик, пришедший на занятия.


  • Курс по выбору для учащихся 9-х классов. Тема: "Древнерусская литература" 2009

    Автор: Фазулина Елена Флюровна

    Курс опирается на содержание материала, изученного в разделе "Древнерусская литература" в 5–9-х классах. Цель программы: систематизация и углубление знаний учащихся по древнерусской литературе.

  • Л.Андреев. "Кусака". 7-й класс 2011

    Автор: Краева Светлана Владимировна

    Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.