Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Краеведение на уроках русской литературы в 8–11-х классах якутской школы 2005

    Автор: Васильева Вера Дмитриевна

    Включение материалов литературных связей и краеведения в уроки преследует не только образовательную, но и воспитательную цель. На занятиях должны иметь место примеры, отражающие интернациональные устремления русской литературы, свидетельствующие о красоте личности писателя, связанного с родным краем учащегося, сведения о великой роли русской литературы в зарождении и развитии якутской литературы, о значении отдельных русских писателей в становлении творческой индивидуальности многих якутских авторов. Все это способствует воспитанию чувства любви и уважения к русской литературе, чувства патриотизма и интернационализма. Министерство образования Республики Саха (Якутия) Вилюйский улус Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа. Краеведение на уроках русской литературы в 8-11 классах якутской школы. (тезис) Васильева В.Д.— учительница русского языка и литературы Кыргыдайской СШ. 2005 г.

  • Краеведческая игра-викторина: "Я город свой знаю, ведь в нем я живу" 2006

    Автор: Янова Виктория Алексеевна

    Игра-викторина проводится в рамках факультатива в гуманитарных классах и посвящена истории и исскуству Астраханского края.

  • Краеведческий аспект в изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир" 2020

    Автор: Воробьёва Лидия Вадимовна

    В своей статье мне хотелось бы раскрыть возможности изучения страниц романа для воспитания любви не только к Отечеству, но и к малой родине – к своему родному городу. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», в которой я преподаю, располагается в городском округе Подольск, рядом – усадьба Голицыных Дубровицы, с недавнего времени этот район стал территориальным отделом округа «Дубровицкий». История города Подольска тесно связана с событиями Отечественной войны 1812 года: по подольской земле проходил знаменитый Тарутинский марш-манёвр Кутузова, изменивший стратегическую обстановку в пользу русской армии. Она была выведена из-под удара противника, были прикрыты такие важные центры снабжения оружием и продовольствием, как Тула и Калуга, обеспечена связь с южными губерниями страны.

    краеведение, «Война и мир», Л.Н.Толстой, г.Подольск Московской области

  • Краеведческий материал на уроке литературы 2013

    Автор: Новикова Ирина Алексеевна

    Учитывая современные требования государственного стандарта и программы Г.С. Меркина (5–9-е классы) и С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (10–11-е классы) использует краеведческий материал в преподавании литературы, очных или заочных экскурсиях, беседах, диспутах, вечерах, различных конкурсах, творческих мастерских, на часах поэзии, в устных журналах, презентациях.

  • "Край ты мой, родимый край!" 2008

    Автор: Калачева Ида Алексеевна

    Литературный пейзаж может быть использован для развития у школьников идейно-нравственных, патриотических и гражданских убеждений, эстетических понятий для обогащения их ощущений, восприятий, представлений, мышления и языка.

  • Краски слова 2012

    Автор: Ермолаева Галина Петровна

    Урок формирует у учащихся умение видеть прекрасное в явлениях действительности родного края, развивает речь, творческие способности шестиклассников, помогает им сравнить описание природы в стихотворных текстах и пейзажах русских художников, показывает связь литературы и изобразительного искусства.

  • Красна изба пирогами (современные посиделки) 2010

    Автор: Бобунова Нина Анатольевна

    В работе представлено внеклассное мероприятие в форме посиделок. На мероприятии проводится викторина. Учащиеся знакомятся с русскими традициями, используемыми нашими предками. Даются правила сервировки стола и проводится конкурс на лучший стол. Ведущие рассказывают историю чая, самовара. Рассматриваются репродукции картин, связанных с чаепитием, игрищами во время праздников.


  • Красноречивое молчание Н.В. Гоголя (анализ эпизода драматического произведения на примере "немой сцены" комедии "Ревизор") 2011

    Автор: Никитина Светлана Валерьевна

    Урок литературы в 8-м классе представляет собой анализ эпизода драматического произведения на примере заключительной сцены комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Урок призван показать учащимся зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды.

  • Красноярские писатели в годы Великой Отечественной войны 2012

    Автор: Белякова Елена Александровна

    Урок знакомит учащихся с военной биографией трех красноярских писателей, воспитывает уважительное отношение учащихся к жизни и творчеству писателей Красноярского края, развивает внимательность, умение слушать собеседника, способность анализировать услышанное, корректирует произношение звуков в связной речи учащихся.

  • "Красный смех" Л.Н. Андреева как пример экспрессионизма в русской литературе 2009

    Автор: Иконникова Елена Владимировна

    Работа посвящена творчеству Л.Андреева, которое изучается в 11-м классе в цикле уроков литературы «Русская проза рубежа XIX–XX веков». В работе подробно проанализирован рассказ «Красный смех» как пример экспрессионизма в русской литературе. Работа сопровождается презентациями школьников.

  • Красота в поэзии Серебряного века 2010

    Автор: Миронова Ольга Андреевна

    При изучении поэзии важным представляется воспитать художественный вкус школьников, научить их понимать поэтическое слово. Эту задачу решает урок, который на доступном пятиклассникам уровне учит постигать особенности поэзии Серебряного века. Урок сопровождается презентацией.

  • "Красота героев пушкинских сказок" (по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях") 2009

    Автор: Глухова Татьяна Ивановна

    Сказки А.С. Пушкина изучаются после устного народного творчества. К моменту изучения сказок дети знакомы с понятием жанра, с законами сказки, знают, что такое конфликт, могут характеризовать сказочных героев. Предложенный урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" ставит перед учащимися непростые вопросы, и в ходе анализа характеров героев, их поступков учащиеся приходят к выводу о том, что такое внутренняя красота человека.

  • "Красота спасет мир" (по рассказу Рэя Брэдбери "Улыбка") 2010

    Автор: Григо Татьяна Петровна

    Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности.

  • Красотой Японии рожденный 2012

    Автор: Мелешко Татьяна Федоровна

    Научно-практическое заседание литературной гостиной при участии представителей общества российско-японской дружбы посвящено японской культуре. Учащиеся знакомятся с японской поэзией, творчеством Басё, пробуют свои силы в сочинении хокку; узнают об особенностях японского сада на примере сада, расположенного в Москве.


  • Критическое обозрение "Денисьевский цикл Ф.И.Тютчева" 2005

    Автор: Юдина Светлана Максимовна

    Имя Федора Ивановича Тютчева читатели-десятиклассники открывают для себя как новый мир, как новую планету. Поэт многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он - поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Нести и Леля.

  • Кроссворд «Что за прелесть эти сказки…» (по сказкам Пушкина) 2014

    Автор: Кармашова Валентина Николаевна

    Представлен кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.

  • Кроссворд по роману А.С.Пушкина "Дубровский" 2023

    Автор: Доброхотова Марина Игоревна

    Предложен кроссворд к уроку литературы по роману А.С.Пушкина "Дубровский".

    А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Дубровский»

  • Кроссворд по творчеству Г.Х. Андресена (110 слов) 2006

    Автор: Пержинская Елена Викторовна

    Кроссворд был составлен учащимися 4 "В" класса муниципальной гимназии № 1 г. Стерлитамака под моим руководством к 200-летию со дня рождения писателя и занял первое место на городском конкурсе.

  • «Крохотки» А.И.Солженицына на уроках развития речи: от анализа авторского текста к созданию собственного высказывания 2017

    Автор: Андреева Екатерина Александровна

    Для того чтобы текст стал неотъемлемой частью работы на уроках русского языка, следует прежде всего обращаться к малым жанрам прозы. Данная работа способствует овладению нормами русского языка, развитию способности извлекать нужную информацию из текста, дает глубокое, неповерхностное понимание авторского высказывания, помогает создавать собственные тексты на основе высоких образцов.

  • Круг чтения М.И. Цветаевой в детстве 2012

    Автор: Козырева Валерия Евгеньевна

    Урок посвящен кругу чтения будущей поэтессы в детстве. Материал можно использовать на уроке в средней и старшей школе, на занятиях факультатива, во внеклассной работе.

  • Круг чтения Татьяны Лариной. 9-й класс 2011

    Автор: Холманских Ольга Владимировна

    В методическая разработке перед учениками ставится важный вопрос: «Какую роль в формировании личности Татьяны Лариной и Евгения Онегина сыграли прочитанные ими книги?» Работа в этом направлении дает возможность учащимся представить мировой литературный процесс, увидеть взаимовлияние русской и зарубежной литературы. Мультимедийная презентация к уроку является его каркасом, а «знаковые картинки», используемые регулярно на уроках литературы в презентациях, подсказывают учащимся тип работы.


  • Круглый стол по теме "Проблема ХХ века с точки зрения А.Вампилова" в 11-м классе (интеграция литературы и истории) 2008

    Автор: Черепанова Галина Александровна

    Тема урока: "Проблемы 20 века с точки зрения А. Вампилова". Интегрированный урок в форме круглого стола (литература и история) Цели урока: на основе анализа творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века сделать выводы о точке зрения А. Вампилова на проблемы XX века и влиянии его жизненной и творческой позиции на духовное развитие и воспитание молодежи в России.

  • "Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А. Бунина "Листопад" 2006

    Автор: Ефимова Наталья Васильевна

    Написать рецензию на исходный текст – дело нелегкое, даже для выпускника. Поэтому в средних классах для анализа я подбираю тексты как стихотворные, так и прозаические, небольшие по объему, но обязательно с какой-то изюминкой. Таковым является и стихотворение И.А.Бунина "Листопад". Особенностью данной миниатюры, на мой взгляд, является несоответствие названия текста его содержательной части. Поэтому, приступая к работе над стихотворением, обязательно подробно рассматриваем вопрос: почему И.А.Бунин именно так назвал свое произведение? При этом обращаем внимание на авторскую позицию и настроение. Обязательным компонентом анализа текста является работа над языковыми средствами. Ребята должны иметь четкое представление об изобразительных и выразительных средствах языка – это тропы и фигуры речи. В рассматриваемом тексте все это представлено. К данному материалу подключаем относительно новый для учащихся материал из раздела "Синтаксис".

  • "Крылатые выражения А.С. Пушкина" 2010

    Автор: Ларионова Наталья Михайловна

    Cтатья предназначена для учителей-словесников. Опираясь на крылатые выражения А.С. Пушкина, они смогут построить свои уроки, включая фразеологизмы в объяснение, закрепление учебного материала. Также статья полезна при подготовке к ЕГЭ.

  • "…крылатые крыловские слова" (Исаковский). Урок по басням И.А. Крылова 2009

    Автор: Рассеева Наталья Васильевна

    На уроке идет развитие навыка лексикологического и стилистического анализа художественного произведения (на примере анализа текста басни И.А. Крылова «Демьянова уха»). Учащиеся знакомятся с литературной игрой центон.

  • Крылатые слова. Речевые фигуры и тропы в произведениях А.С.Пушкина 2022

    Автор: Санджиева Тамара Ханькаевна

    Русский язык обладает огромным лексическим составом. Богатство языка доказывается тем, что об одном и том же можно сказать по-разному. В русском языке широко применяются дополнительные выразительные средства, например, тропы и фигуры речи. Они используются для усиления выразительности речи пишущего и говорящего. Ни для кого не секрет, что богатство русского языка отражается в произведениях русских классиков.

    А.С.Пушкин

  • Крыловские места Санкт-Петербурга 2010

    Автор: Вакиш Валентина Георгиевна

    Урок-презентация в 7-м классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Обобщающий урок по творчеству великого русского баснописца построен в форме путешествия по местам Санкт-Петербурга, связанным с жизнью и творчеством И.А. Крылова.

  • "Кто же он? Стало быть, подлец?" (образ Чичикова в произведении "Мертвые души" Н.В. Гоголя) 2008

    Автор: Присяжнюк Ирина Владимировна

    Урок-исследование помогает сформировать у учащихся представление об образе П.И. Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании, развивает навыки целостного анализа произведения, умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действуют герои.


  • Кто они журавли? Мы живем в журавлином краю 2012

    Автор: Бобунова Нина Анатольевна

    Представлен проект, в котором рассказывается о журавлях, используется литературный и краеведческий материал.

  • "Кто прав – Настя или Митраша?" (урок-диспут по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца") 2005

    Автор: Тарасова Светлана Валерьевна

    Урок–диспут по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» проводится в 6 классе и представляет собой форму дискуссии, которая позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство учащихся в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, возникающее в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Такая форма урока позволяет обратить внимание на культуру речевого общения во время спора, на умение спокойно выслушивать доводы оппонента и ясно излагать свою точку зрения.