Имея определенный опыт работы в школе, я пришла к выводу, что через произведения русских писателей и поэтов можно воспитать в маленьком человеке все лучшие качества характера. Ведь на сегодняшний день молодое поколение постигла страшная трагедия: учащиеся мало читают, потому что зачастую компьютер занимает свободное время школьников. Чтобы преодолеть эту проблему, на уроках русского языка и литературы я использую крылатые выражения А.С. Пушкина, так как его произведения имеют воспитательную силу.
Итак, под крылатыми выражениями принимаются принадлежащие Пушкину строки из стихов, получившие употребление за рамками пушкинского текста. Их употребляют для различных видов учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах. Пушкинские цитаты описательно-бытового или поэтического характера могут быть включены в уроки русского языка для синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Таковыми цитатами являются следующие строки из стихов:
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки зимы:.("Евгений Онегин")Была ужасная пора
О ней свежо воспоминание:("Медный Всадник")В тот год осенняя погода
Стояла долго у двора,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе("Евгений Онегин")Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел:("Евгений Онегин")Гений и злодейство-две вещи несовместимы ("Моцарт и Сальери")
В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань ("Полтава")
Любви все возрасты покорны ("Евгений Онегин")
При написании сочинений-миниатюр могут быть использованы пущкинские строки:
Я помню чудное мгновенье:("К:")(Сочинения об осени, лучших моментах жизни и т.д.)
Я вас любил:
Любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем:("Я вас любил") (Сочинение по теме "Милая Татьяна" )
При знакомстве с изобразительно-художественными средствами возможен вариант использования следующих выражений полуфразеологического характера:
Все флаги в гости будут к нам:("Медный всадник")
И неподкупный голос мой был эхо русского народа ("Н.Я. Плюсковой").
Бразды пушистые взрывая:(Евгений Онегин)
Версты полосаты:("Зимняя дорога")
Глаголом жги сердца людей:("Пророк")
Гроб качается хрустальный:("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях") и многие другие стихотворные строки, в которых можно найти эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, метонимию и т.д.
Пушкинские обороты фразеологического характера я порекомендовала бы для составления предложений в 5-11 классах: "Болдинская осень", "взыскательный художник", "властелин дум", "наука страсти нежной", "гений чистой красоты", "юный град" и другие.
Крылатые выражения-фразеологизмы могут быть даны со следующим заданием: из каких стихов данные строки "дум высокое стремленье", "души прекрасные порывы", "не мудрствуй лукаво", "разбитое корыто", "с корабля на бал"? Пушкин в литературе и языке, подобно Петру I в политике, соединил Россию с Европой. Во вступлении к поэме "Медный всадник" мы читаем:
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно:("Медный всадник")
Строки "природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно" я объясняю детям: "Они применяются к историко-политическим ситуациям и обстоятельствам, связанным с каким-либо "первооткрывательством, установлением контактов с другими народами или сферами деятельности". Это объяснение заставляет их задуматься над тем, что крылатые выражения великого поэта актуальны по сей день. Такими общеупотребительными оборотами стали следующие: "сказки говорить", "золотая рыбка", "не зарастет народная тропа", "народ безмолвствует", "и жить торопиться, и чувствовать спешат" и многие другие.
Многие крылатые выражения используются людьми в разговорной речи. Зачастую зимний снег воспринимается очень радостно, при этом люди говорят: "Мороз и солнце, день чудесный!"... ("Зимний вечер") О молодом человеке, одетом с иголочки, мы можем услышать следующее высказывание: "Как денди лондонский одет" ("Евгений Онегин"). Неудавшаяся личная жизнь кого-либо звучит в строках Пушкина: "А счастье было так возможно" и т.д. На встрече одноклассников я услышала фразу: "Бойцы поминают минувшие дни" ("Песнь о Вещем Олеге"). В непогоду у каждого в памяти строки из стихотворения школьной программы "Буря мглою небо кроет:" ("Зимний вечер"). "Пора, красавица, проснись",- говорят любящие родители своим дочерям, бабушки внучкам. Можно приводить еще много примеров из стихов, поэм А.С. Пушкина. Такой великий человек мог родиться только в России, но творить для всего человечества на Земле. Это подвиг!
Все вышесказанное подтверждает то, что феномен Пушкина необходимо объяснить исключительно "русским духом", глубинной народностью его творчества. Опровергнуть это объяснение невозможно, как невозможно оспорить, что причина его бессмертия- поэтический гений. Значительная часть крылатых слов достаточно легко узнается . Так, текст "Евгений Онегин" дал около 400 исходных цитатных единиц. Мы далеки от того, чтобы сетовать на упадок нравов и общей культуры. Пушкинское слово живет, насыщенность пушкинскими крылатыми выражениями языка современной литературы и публицистики довольно высока.
Литература:
- В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко "Словарь крылатых выражений Пушкина" ; издательство Санкт-Петербургского университета "Фолио-пресс" 1999 г.
- О.Б. Федорова. Книги серии "Школа классики" А.Пушкин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.- изд. "Аст Олимп" 1997 г.