"Кто прав – Настя или Митраша?" (урок-диспут по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца")

Разделы: Литература


Цели:

  1. осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину;
  2. роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев;
  3. воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.

Подготовительный этап.

На занятии по развитию речи, предшествующем данному уроку, учащиеся учились вести дискуссию, узнали основные свойства дискуссионной речи, обусловленные её целями (найти истину, убедить, переубедить). Узнали, что в основе любого дискуссионного монолога лежит рассуждение, и учились правильно строить свои высказывания, где тезис обязательно подкрепляется аргументами и доказательства переходят в вывод.

Перед уроком класс был поделён на две команды, которым было дано задание глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться (вопрос должен быть интересен учащимся, затрагивать и волновать их). Для обсуждения берём эпизод, когда во время похода за клюквой между героями возникает конфликт, и они расходятся по разным тропинкам. Учащимся было предложено пересмотреть текст, найти аргументы в пользу того или другого героя: 1 команде – в пользу Митраши, 2 команде – в пользу Насти.

Оформление. При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья расставлены таким
образом, чтобы участники спора видели друг друга. На столах тексты изучаемого
произведения. На стендах оформлены рисунки учащихся, которые они
выполнили дома, таблицы с правилами ведения спора. На доске записаны тема
урока и эпиграфы.

Эпиграфы:

«Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор». (Словарь)

«В споре нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён. Важна одна лишь истина, перед которой все равны». (Р.Роллан)

Второй этап – проведение дискуссии.

Успех дискуссии во многом зависит от ведущего (учителя). Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать её выбор, ясно сформулировать цель. Задача учителя – расположить к себе учеников, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказать своё мнение, но и стремился его отстаивать. Не препятствовать желающим выступить, но и не принуждать их к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности. Стимулировать активность учащихся поможет продуманная система вопросов. Учитель должен умело сопоставлять различные точки зрения, не торопиться исправлять заблуждающихся, направлять дискуссию в русло намеченной цели, но не спешить навязывать готовое решение. Для окончания дискуссии выбрать подходящий момент, не нарушая логику развития спора.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и целей урока.

Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Вспомним, кто они такие, что было особенно удивительным в их жизни.

Проверка выполнения домашнего задания. Рассказ о героях с использованием сравнительной характеристики.

  1. Ход дискуссии.

- Расскажите, почему возник конфликт между детьми? (объяснение слова «конфликт», цитата из словаря Ожегова на доске).

Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».

- Чтение эпизода. (Спор, а потом и ссора детей. Они расходятся по разным тропинкам.)

- Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне. Бернар Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Но может быть, столкновение взглядов породит и нечто третье? Давайте обменяемся мнениями и посмотрим, к какому выводу мы придём.

Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли:

 

Вырази своё мнение.

- Мне кажется…

- На мой взгляд…

- Я думаю иначе…

- В отличие от…

- Я не согласен с мнением…

- Я соглашусь с тем, что…, но…

- Мне ближе позиция…

 

Обращаю внимание на таблицу с правилами ведения спора.

Правила спора.

1. Хорошо продумывай свою будущую речь.

«Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль)

2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

« Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл)

3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь

сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд)

4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего.

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли)

5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.

«Сто человек – сто мнений».

«Сколько людей, столько умов»

 

Учащиеся каждой команды высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:

- Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?

Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.

- Почему Пришвин вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Для чего этот рассказ помещён перед появлением детей в лесу?

Ель и сосна – два дерева, которые должны были бы расти самостоятельно, но обречены жить вместе. «Деревья… боролись между собою корнями за питание». Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счёт другого, в их разобщённости.

- Как вели себя дети, оставшись одни?

- Почему Митраша попал в беду? Что ему помогло выйти победителем из создавшегося положения?

Обращаем внимание на то, что природа предупреждает мальчика об опасности. Но Митраша не видит старушек-ёлочек. Стремясь к своей цели, он уходит с протоптанной людьми тропинки. А не пренебрежение ли это опытом поколений? Люди связаны неразрывно с прошлым и будущим, с вечными человеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.

- Почему Настя забыла о брате?

Настя набрела на палестинку, увидев много ягод, забыла обо всём на свете. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Это уже не прежняя «золотая курочка», Даже лось не признал ползающую от жадности по земле девочку за человека. Почему смогла произойти такая беда с детьми? Что осуждает автор в поведении детей? Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.

- Что нужно было сделать в ситуации конфликта, чтобы избежать неприятностей?

- Открылся ли перед детьми путь к утверждению человечности?

Спасли от одиночества Травку, избавились от порочных качеств – жадности, упрямства.

В конце урока-диспута можно организовать работу с карточкой слов нравственной тематики и предложить учащимся отобрать слова-понятия, которые можно отнести к характеристике Насти, Митраши. Подумать, какие слова-понятия объединяют детей. Доказать свою точку зрения.

 

Душа – (общеслав.) – внутренний мир человека, его сознание.

Желание (общеслав.) – стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь; просьба, пожелание.

Дружба (общеслав.) – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Забота (искон. рус.) – мысль или деятельность, направленная на благополучие кого-чего-нибудь; внимание, беспокойство за кого-чего-нибудь.

Сострадание (общеслав.) – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Доброта (общеслав.) – всё положительное, хорошее, полезное; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.

Любовь (общеслав.) – чувство глубокой привязанности, сердечного влечения.

Щедрость (искон. рус.) – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.

Верность (собств. рус.) – надёжность, прочность, преданность; стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей.

Совесть (ст.-сл.) – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Терпеливый (искон. рус.) – обладающий способностью терпеть, выдержать.

Прощение (искон. рус.) – не поставить в вину чего-нибудь, извинить.

Тосковать (искон. рус.) – сильно скучать.

Эгоизм (вероятно, из фр.) – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.

Одиночество (собств. рус.) – состояние одинокого человека.

Счастье (общеслав.) – чувство и состояние полного высшего удовольствия; успех, удача.

Память (общеслав.) – воспоминание о ком-нибудь, о чём-нибудь.

 

IV. Итоги урока. Домашнее задание.

Д/з. Поразмышлять об услышанном на уроке и ответить письменно на вопрос: «Что я посоветовал(а) бы детям в сложившейся ситуации?»