Задачи:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о герое гоголевского произведения.
- Развивающие:
- развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
- развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
- развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герои;
- развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
- подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Методика урока: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями.
ХОД УРОКА
1 этап урока
Слово учителя (на фоне музыки).
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи….Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
– Нет, не эти чувства переполняли душу Павла
Ивановича Чичикова, когда он въезжал в своей
рессорной коляске в город Н. Чем же озабочен наш
герой, зачем он приезжает в обычный российский
городишко и кто он, Павел Иванович: подлец, милый
человек, приобретатель? Вечен ли он? Грозит ли нам
сегодня чичиковщина и чем? Эти проблемы мы
постараемся сегодня осмыслить.
– Итак, в путь за автором и его героем.
2 этап урока
Кадры фильма «Мертвые души» М. Швейцера.
Учитель. А вот и наш герой. Посмотрите фрагмент фильма и сравните с гоголевским повествованием. Какие эпизоды первый главы режиссер опустил, а какие углубил и почему?
Учитель. Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор.
– Найдите описание портрета Чичикова, что
подчеркивает автор в образе героя? (Фраза
откровенно ироническая. Описание внешности дано
как будто для того, чтобы у читателя не сложилось
никакого впечатления о приезжем. Построение
предложения восходит к народным образцам: в
русских народных сказках мы постоянно
встречаемся с выражениями, вроде «ни далеко, ни
близко, ни высоко, ни низко».
Гротескная деталь: приезжий громко
высморкался: «неизвестно, как он это делал, но
только нос его звучал, как труба». Приезжий
господин держится с подчеркнутым достоинством,
есть что-то преувеличенное, надуманное в его
поведении).
– Гоголь – мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова? (Рессорная бричка, «чемодан из белой кожи, несколько поистасканный», «ларчик красного дерева, с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица»; картуз, радужная косынка – все предметы намекают кое на что в положении, привычках и характере Чичикова. Он, по-видимому, не слишком богат, но обеспечен, много ездит, любит покушать, следит за своей внешностью. Можно даже заключить, что он раньше был побогаче, чем теперь: чемодан из белой кожи и искусно сделанный ларчик – вещи дорогие.)
– Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича. (Видно, что Чичиков – человек деловой, дотошный, изучает город, как поле будущего сражения. Недаром он расспрашивал трактирного слугу, будочника, все внимательно оглядывал, «как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места». И еще одно любопытно: прочитав афишу, Чичиков «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось». Прозрачный намек на то настойчивое, ставшее второй натурой приобретательство Чичикова, которое будет потом полнее раскрываться с каждой страницей.)
– Существенна для характеристики героя его речь. Как речь раскрывает характер Чичикова? (Автор с разных сторон и по разным поводам показывает необыкновенную ловкость, благопристойность, дипломатическую увертливость речи Чичикова. В разговорах с властителями города «он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то скользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы». При этом Чичиков не высказал лестных слов прямо в адрес губернатора: это была бы топорная работа, недостойная такого тонкого знатока правил обхождения. Чичиков не говорит, например, что губернатор заслуживает похвалы. Но те правительства, «которые назначают мудрых сановников…». Вице-губернатору и председателю палаты Чичиков опустил комплименты погрубее («сказал даже ошибочно два раза ваше превосходительство»), но, видно, уж он знал, к кому как подойти).
– Скажите. Что думают и говорят о Павле Ивановиче другие герои? (Они признали в нем своего человека. Если бы отцы города почувствовали в Чичикове честность и добродетель, они отшатнулись от него, как от чумы. Нет, они в нем видят человека своего круга, только одаренного талантами к преуспеянию. И когда Чичиков, с «заметной скромностью», употребляя «несколько книжные обороты», говорит, что «потерпел за правду», его слушателей даже слово «правда» не пугает. Они понимают, что это просто красное словцо, но очень ловко и к месту сказано.)
– А как автор относится к герою? (Господин «средней руки»; намекает на типичность, распространенность таких господ, и на их невысокую человеческую ценность)
Вывод.
– Итак, так каким человеком Чичиков предстал перед нами? Чем похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает свои дела? (Чичиков может быть не менее делекатен, чем Манилов, способен копить более упорно, чем коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, а в умении «прилгнуть» далеко превзойдет этого болтуна; он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступи Плюшкину той поры, когда тот был еще мудрым хозяином, и уж, безусловно, в искусстве брать взятки перещеголял Ивана Антоновича – «кувшинное рыло».)
– Но есть в характере Чичикова черта, которая придает всем его свойствам новое значение и делает его первым лицом в галерее подлости. Какая? (Поразительная гибкость, цепкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чудеса мимикрии демонстрирует весь его жизненный путь.)
– Из встреч с помещиками, мы узнаем о причине его приезда: покупка мертвых душ, числящихся по ревизской сказке живыми. Для чего? Что здесь плохого? (Чичиков стремится нажиться на самом страшном – на человеческой смерти. Покупка мертвых душ, этот бесчеловечный меркантилизм – пугающее действо российских буржуа, они истребляют человечность)
– Откуда это в людях? Когда мы задаем этот вопрос, мы обращаемся к прошлому людей, вся жизнь Чичикова представлена в последней 11 главе.
3 этап урока
Учитель. Вы получили задание составить развернутый план жизнеописания Чичикова и приготовить творческий пересказ текста с целью понять, что это за человек, что заставляет его сегодня торговать мертвыми душами.
Рассказ по плану
А) Тяжелая картина раннего детства.
Б) Чичиков в городском училище:
- отношения с товарищами;
- приращение к полтине, данной отцом;
- спекуляция Чичикова;
- дрессировка мыши;
- отношение к учителю;
- «…ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды».
В) Служба в казенной палате:
- неудачная попытка расположить к себе повытчика;
- каким путем Чичиков добыл себе место повытчика;
- порядок брать взятки, заведенные им
Г) Чичиков – член строительной комиссии:
- несостоявшееся строительство казенного здания;
- красивые дома, появившиеся у членов комиссии, в том числе и у Чичикова;
- катастрофа, которую он пережил.
Д) Служба Чичикова в таможне:
- цель поступления на службу в таможню;
- Чичиков – гроза контрабандистов;
- путь, которым он шел к повышению по службе;
- Чичиков вступает в сговор с сообществом контрабандистов;
- новая катастрофа.
– Каков здесь Павел Иванович Чичиков? Подлец? Были же в нем и терпение, незаурядная сила воли, расчетливость. Но в то же время мошенничество, авантюризм, преступления. Но ведь он сам объясняет, что он никого не убивал, не разорял, больше всего заботится о будущем доме, семье, детишках Что же отталкивает в нас в этом герое. (Да, все хорошо в светлом будущем. Но каким путем идет наш герой. Оправдывает ли цель средства? Вечный философской вопрос, который предстоит еще решать многим поколениям).
«Подлец ли, ну почему же подлец, приобретение – вина всего…Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели».
– Ведь главная задача автора заставить нас с вами посмотреть во внутрь себя и спросить: «А нет ли во мне Чичикова?» И обязательно возродиться, как верил Гоголь в возрождение своего героя, (неслучайно именно Чичикову снится птица-тройка, а с ней вера, надежда и великое слово – любовь).
4 этап урока
Чтение учеником наизусть отрывка о Руси.
Учитель. Какими лексическими и синтаксическими средствами создана возвышенная, торжественная интонация лирического отступления «Русь».
5 этап урока
Учитель на фоне музыки читает:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.