Краски слова

Разделы: Литература


Цель урока:

– формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности родного края;
– развитие речи учащихся;
– развитие творческих способностей учащихся.;
обучение работе в коллективе.

Задачи урока:

  • сравнить описание природы в стихотворных текстах и пейзажах русских художников;
  • показать связь литературы и изобразительного искусства;
  • создать иллюстрации к лирическим произведениям.

Оборудование урока: сборники стихотворений русских поэтов, аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского и А. Вивальди, экран для показа слайдов, бумага, карандаши, краски.

Эпиграф (на доске):

Любовь к природе – один из важнейших признаков
любви к своей стране.
К.Г.Паустовский

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Определение целей и задач урока.

Природа живет и развивается по своим законам. Они открываются человеку в очаровании восходов и закатов, удивительном разнообразии времен года, которые связаны с угасанием и пробуждением жизненных сил, с настроением грусти и веселья. Русская природа всегда привлекала взоры всех, кто оказывался в ее чарах: художников, писателей и поэтов, композиторов. Да и как можно пройти мимо белоствольной березки, склонившей свои тонкие ветви, мимо тихо журчащего ручейка в лесу, мимо звенящего колоса в июльском зное? Именно теме русской природы мы посвящаем урок.

– Вспомните зарисовки писателей и стихотворения, которые мы с вами изучали в 5-м классе.

(Учащиеся называют произведения.)

– Прочтите известные вам строки наизусть.

(2–3 четверостишия.)

2. Литературный блок. Наблюдения над языком отрывка С.Т.Аксакова “Осень”. Учитель читает зарисовку Аксакова, учащиеся выписывают в тетрадь наиболее яркие и образные слова и словосочетания, использованные автором.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи высокого осеннего солнца…

– Какой вид описания использовал автор? (Пейзаж.)
– Какие краски использовал писатель для описания последних дней осени?
– Прочитайте записанные вами слова и словосочетания.
– Какие чувства вы испытываете при прочтении этих строк?
– Какие языковые изобразительно-выразительные средства использовал автор? (Ребята находят эпитеты и метафоры: низкие, тяжелые облака, глухая чаща, листья, блистающие золотом, пухлые разноцветные листья.)

(Физкультминутка.)

3. К теме осени обращались и знаменитые поэты: Ф.И.Тютчев, И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, А.С.Пушкин и др.

Выразительное чтение наизусть (подготовлено учащимися самостоятельно).

Евгений Баратынский.

И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Седая мгла виется вкруг холмов;
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Умолкли птиц живые голоса,
Безмолвен лес, беззвучны небеса!

И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.
Пробудится ненастливый Эол;
Пред ним промчится прах летучий,
Качаяся завоет роща, дол
Покроет лист ее падучий,
И набегут на небо облака,
И, потемнев, запенится река.

Николай Рыленков.

На виду все тропки полевые,
Лес морозцем первым опален.
Осень и поэзия в России
Неразлучны с пушкинских времен.

Не она ль опять свела со мною
Все мечты весны и лета тут?
Нет, недаром осень золотою
Испокон веков у нас зовут.

Словарная работа. Объясните значение слов зерцало, Эол, хладный.

4. Блок изобразительного искусства.

В литературе главную роль играет СЛОВО. А в живописи? (Цвет.)

Картина дает возможность художнику выразить свое отношение к миру в широком плане, к миру природы, который нас окружает. (На слайде картина А.К.Саврасова) А.К.Саврасов – основоположник русской пейзажной живописи. “С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”, – так писал И.И.Левитан.

(На слайде картины И.И.Левитана и В.Д.Поленова под общим названием “Золотая осень”.) Рассмотрим два пейзажа.

Устное словесное рисование.

(Можно предоставить слово заранее подготовленным ученикам.) На пейзаже Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, дали до самого горизонта. Передний план – поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины. Нежарко греет солнце, его лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Картина Левитана заключает в себе образ торжественный, радостный, прославляющий русскую природу. Эту картину по праву можно назвать “энциклопедией русской осени”!

Итак, оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени.

5. Литературный блок. Знакомство с АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прослушайте небольшой отрывок из стихотворения С.Смирнова

Осень
русская
синяя,

Озимь –
хрусткая
в инее.

Сколько грусти
И прелести
В этом хрусте
И шелесте!..

– Какая картина вам рисуется в воображении?
– Какие звуки преобладают в этом отрывке? (Х, С, Т)

Этот троп называется АЛЛИТЕРАЦИЯ (запись определения в рабочую тетрадь).

6. Музыкальный блок.

Как можно, кроме слова, с помощью звуков выразить свое настроение?

(С помощью музыки.)

Прослушивание аудиозаписи – отрывка из альбома П.И. Чайковского “Времена года (октябрь)” и сравнение с настроением, переданным А.Вивальди. (На слайдах появляются попеременно репродукции известных пейзажей А.Куинджи, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина.).

Звучат слова И.Шишкина: “Когда я слушаю музыку, мне хочется в страстном порыве жадной кистью покрывать нетронутые полотна солнечными красками…”

7. Работа с иллюстрациями к сборникам стихов И.А.Бунина, А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.

– Рассмотрите внимательно страницы этих книг.
– Как называются художники, создающие рисунки к литературным произведениям? (художники-иллюстраторы)

8. Творческое задание.

Сегодня на уроке мы тоже станем ненадолго художниками-иллюстраторами . Каждый из вас, ребята, получит небольшой стихотворный текст. Прочтите его внимательно и постарайтесь создать небольшую зарисовку с помощью карандашей или красок. (На выполнение задания 5–7 минут.)

Во время выполнения звучат отрывок из “Времен года” П.И.Чайковского (Декабрь).

9. Слово учителя.

Ваши рисунки вместе с текстами мы поместим в “Поэтический альбом”, работу над которым мы начали еще в 5 классе. (Ребятам демонстрируются страницы альбома.)

Природа родного края кажется человеку самой красивой. Писатель Василий Белов когда-то сказал: “Родная природа, как родная мать существует лишь в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет…верба”.

10. Итог урока. Объявление оценок и комментирование их. Рефлексия.

– Что больше всего вам запомнилось на уроке?
– Понравился ли вам урок?
– Довольны ли вы своей работы на уроке?

Домашнее задание (дается дифференцированно):

  1. Выучить стихотворение о природе (на выбор)
  2. Сочинить свое стихотворение о природе (2–3 строфы).
  3. Создать новую страницу в “Поэтический альбом” класса.

Приложение. Тексты для создания эскизов рисунка.

  1. И в платье неотбеленном, холстинном,
    Рябины пламень в волосы вплетя,
    Ступает осень тяжело и чинно,
    Как мать, в руках несущая дитя.
    Надежда Зверева.
     
  2. Поет зима – аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака…
    Сергей Есенин.
     
  3. Ветхая избушка
    Вся в снегу стоит.
    Бабушка-старушка
    Из окна глядит.
    Внукам-шалунишкам
    По колено снег.
    Весел ребятишкам
    Быстрых санок бег…
    Александр Блок.
     
  4. Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят;
    Лишь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят.
    Михаил Лермонтов.
     
  5. Какая ночь! Мороз трескучий,
    На небе ни единой тучи;
    Как шитый полог, синий свод
    Пестреет частыми звездами.
    Александр Пушкин.