Литература
-
Тайна личности А.П. Чехова. Очерки жизни и творчества 2015
Представленный урок-лекция может быть использован как программный урок или урок внеклассного занятия. Урок вызывает интерес к личности и творчеству А.П. Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях; расширяет представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помогает почувствовать их самобытность и красоту.
-
Тайна ломаной линии (Один из приемов анализа художественного произведения) 2008
Применение схем в анализе художественного текста позволяет объединить материал произведения, выделить его идею, активизировать работу учащихся на уроках. Прием анализа текста с помощью ломаной линии позволяет найти точки соприкосновения двух разных предметов: математики и литературы. В работе представлен анализ четырех произведений, каждое из которых имеет свою проблематику, но объединенных одной темой: остаться человеком.
-
Тайна поэтических строк (стихотворение С.Есенина "Собаке Качалова") 2015
Цели урока:. попытаться выяснить, был ли прототип у той, «что всех безмолвней и грустней»; почему, вспоминая о ней, поэт испытывает щемящее чувство вины («Ты за меня лизни ей нежно руку // За все, в чем был и не был виноват»).
-
"Тайна поэтического творчества А.С. Пушкина". Урок литературы в 9-м классе 2010
Урок литературы в 9-м классе ставит целью показать сложность художественного мира А.С. Пушкина; формировать навыки анализа поэтического произведения, развивать эстетический вкус.
-
Тайны поэтической звукописи. 8-й класс 2011
Для анализа предложены интересные тексты как русской, так и зарубежной литературы, что свидетельствует о взаимопроникновении культур. Ученики учатся видеть смыслоразличительную функцию звука как один из художественных приемов в поэтическом тексте.
-
Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова) 2009
Урок является одним из первых в большой теме «Поэзия Серебряного века». Предполагает знакомство учащихся с основными признаками символизма через анализ стихотворений В.Я. Брюсова. Именно такой подход к изучению символизма позволяет понять и осознать его основные признаки, станет основой для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов.
-
Тайны сравнения 2024
Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству.
-
"Так молюсь я твоей литургией" 2010
Урок литературы в 11-м классе. Основные цели урока: познакомить учащихся с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями А.А. Ахматовой; дать понятие об эпохе, акмеизме; охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»; раскрыть духовный мир А.А. Ахматовой; в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути.
-
"Такая была война" (открытый урок по фрагменту повести Л.А. Гартунга "Нельзя забыть") 2009
В работе интегрированы курсы «Литературное наследие Сибири» и УМК «Вокруг тебя – Мир…». Урок посвящён военному детству сибирского мальчика, нашего земляка, сложным, порой трагическим судьбам взрослых и детей, окружавших нашего героя. Особое внимание уделяется последствиям вооружённого конфликта для гражданского населения, соблюдению норм международного гуманитарного права.
-
Такая разная любовь! На примере новеллы П.Мериме и оперы Ж.Бизе «Кармен» 2021
Цель урока: расширить представление о любви. Задачи: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, обобщать литературные и музыкальные образы.
-
"Такие разные сказки…" (По сказкам О.Ф. Кургузова). 5-й класс 2012
В работе представлены «необычные» сказки и порядок работы с ними. Урок расширяет кругозор учащихся, развивает неординарное мышление.
-
Такие разные эпохи. (К литературным произведениям через художественные образы) 2012
Материал дает представление об основных литературных направлениях. В доступной форме учащиеся постигают мировоззрение людей различных эпох. Проводится беседа о произведениях архитектуры, скульптуры, художественного творчества; готовит учащихся к восприятию литературных произведений, относящихся к тому или иному литературному направлению.
-
"Таким он был…" 2011
Творчество Виктора Астафьева не нуждается в особых комментариях. Мы посчитали своим долгом хотя бы скромно, но обязательно отметить 85 лет со дня рождения писателя, дорогого для всех жителей края, высказать этим свою любовь и признательность. Хотелось, чтобы, посмотрев эти фотографии, кто-то взял и перечитал любимые страницы книг писателя, увидел Сибирь, описанную просторно, подробно, крупно и нежно, вспомнил его добрым словом.
-
"Такими были наши дали…" 2005
На уроке литературы изучаем повесть Б.Васильева "Завтра была война", поднимаем проблемы, поставленные автором в произведении. Учащиеся на уроке самостоятельно анализируют литературный текст, дают характеристику героям, их поступкам, раскрывают истоки их мужества, героизма.
-
"Талант человечности". Урок самостоятельного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" 2013
На уроке в процессе обсуждения повести учащиеся 9-го класса знакомятся с повестью ныне незаслуженно забытого писателя А.Алексина. Учитель ставит задачу развития исследовательских навыков работы с текстом, навыков анализа текста, устного монологического высказывания, письменного отзыва на прочитанное произведение. Урок направлен на воспитание таких важных нравственных качеств личности, как ответственность за своих близких, умение сопереживать, не быть равнодушным.
-
Талантливый полководец – Н.Ф. Ватутин 2012
Цель урока: формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего; воспитывать патриотические чувства.
-
Татьяна и Онегин в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Весь урок построен по законам искусства: интрига – завязка – кульминация – развязка. Детям на таком уроке раскрывается практическая и социальная значимость изучаемого материала. Сочетание различных средств обучения стимулирует учащихся к работе на уроке.
-
Твардовский А.Т. – поэт – гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе знакомит учащихся с с личностью А.Т. Твардовского, фактами биографии поэта, с творческим замыслом и историей создания поэмы «Василий Теркин». Урок проводится с использованием компьютерной презентации.
-
Твой жар воспламенял к высокому любовь (к проблеме становления гражданско-героического романтизма) 2004
В статье предпринята попытка в оригинальном аспекте рассмотреть причины и факт зарождения в русской литературе элементов гражданско-героического романтизма на фоне традиционной для начала XIX века элегии. В предельно доступной и лаконичной форме предлагается вариант основного составляющего урока литературы по изучению лирики А.С.Пушкина.
-
Твори добро (по рассказу А.Платонова «Юшка») 2016
Цель урока: установить связь между произведениями А.Платонова и его писательской судьбой, продолжать работу над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; формировать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям, достигать понимания текста на уровне содержания. Углубить представления учащихся о «формуле жизни» А.Платонова, раскрыть философичность содержания платоновского рассказа.
-
Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Мастерская – это определенная педагогическая технология, принципом которой является выбор вида деятельности, способ предъявления результата. Сущность технологии заключается в том, что школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
-
Творческая мастерская "Мир русской усадьбы" 2018
Цель творческой мастерской: через творческое погружение в пушкинское время дать учащимся представление о жизни поместного дворянства начала ХIХ века с целью более глубокого понимания литературы начала ХIХ века и истории Отечества.
-
Творческая мастерская "Пишем стихи" (нетрадиционный взгляд на стихотворение А.Фета "Шепот, робкое дыханье…") 2010
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Наибольший интерес в этом плане представляет технология мастерских, где главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.
-
Творческая мастерская "Поэтика А.А. Ахматовой" 2012
Творческая мастерская проводится с целью развития представления о поэтике А.Ахматовой, особенностей творчества поэта, подготовки к восприятию гражданской лирики и поэмы «Реквием».
-
Творческая мастерская "Путешествие навстречу рифме" 2011
Занятия в творческой мастерской литературного клуба проводятся с учащимися 5–7-х классов. В ходе работы раскрывается литературный талант школьников, развиваются творческие способности. Путешествуя по поэтической тропе, дети на практике знакомятся с понятием «рифма», учатся рифмовать слова, строки, сочинять простые стихи. Создавая поэтический текст по сюжетной картинке, школьники развивают ассоциативное мышление.
-
Творческая мастерская "Создание сказки по пословице". 5-й класс 2012
В статье представлен конспект комбинированного урока литературы (творческой мастерской) в 5-м классе. Урок построен с использованием объяснительных, эвристических и практических методов обучения. В ходе урока учащиеся выполняют разнообразные репродуктивно-продуктивные и творческие задания. Рекомендуется использование компьютерной презентации.
-
Творческая мастерская в 6-м классе по теме "В мире басен" 2010
Урок проводится после изучения раздела «Басни И.А. Крылова» и основан на использовании технологии творческих мастерских в учебном процессе. В «творческой мастерской» ребята самостоятельно создают свои басни, иллюстрируют их, инсценируют.
-
Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет" 2007
Слово – великое чудо. Это не только единица, наполненная лексическим смыслом, – слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, слово рассматривается на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Данная статья предлагает еще одну интересную теорию – о цветовой символике, изложенную в книге А.П. Журавлева "Звук и смысл". Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака призвана активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука, способствовать развитию ассоциативного восприятия и совершенствованию эстетического вкуса учащихся. Практический материал содержит примеры анализа стихотворений, формы работы, варианты перспективных заданий исследовательского характера.
-
Творческая мастерская по литературе 2007
Целью работы является воспитание нравственности с помощью определения проблемы, поставленной в стихотворении Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка".
-
Творческая мастерская по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сказка – ложь, да в ней намек" 2013
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М.Е. Салтыкова-Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю-сатирику. Урок вызывает интерес учащихся к его произведениям. Ученики делают выводы, что проблемы, поднимаемые сатириком, актуальны и для нашего времени.