Литература
-
Творческий проект как форма реализации личностно-ориентированного обучения 2007
«Урок продолжается...» – назвал свою книгу Е.Н. Ильин, показывая, как продолжить урок литературы домашним заданием. «Урок продолжается», – говорим мы своим ученикам, предлагая творческий проект по литературе. Он не привнесён извне, а рождён уроком, тем состоянием души, когда хочется, чтобы «прекрасное мгновение было продолжено». Проект и литература – понятия не совместимые только на первый взгляд. Наши творческие проекты выливаются в большие спектакли, в которых каждый реализовывает свой творческий потенциал, и являются одной из форм реализации личностно-ориентированного обучения.
-
Творческий проект по литературе для учащихся 4–5-х классов "Изображение зла и образы животных в русских народных сказках" 2010
Творческий проект с использованием ИКТ " Изображение зла и образы животных в русских народных сказках", выполненный учащимися 4–5-х классов способствует развитию творческих способностей, формирует навыки работы с информацией, повышает культуру общения, углубляет знания по предмету, расширяет кругозор.
-
Творчество А.Жида в рамках курса истории зарубежной литературы. К 140-летию со дня рождения писателя 2009
Творчество одного из самых крупных писателей в истории французской литературы, лауреата Нобелевской премии Андре Жида (1869–1951) в силу ряда причин было вычеркнуто и забыто в России на долгие десятилетия. Его произведения, пронизанные нравственными исканиями и наполненные автобиографическими мотивами, являются ярким свидетельством таланта и гуманизма писателя.
-
Творчество А.С. Пушкина. Любовная лирика. 9-й класс 2012
Урок использует презентацию. Ученики знакомятся с адресатами произведений великого поэта, а также с некоторыми музыкальными произведениями на его стихи. Им будет интересно взглянуть на изображения женщин, вдохновлявших Александра Сергеевича и ставших бессмертными благодаря его творчеству.
-
Творчество А.С. Пушкина. Произведение "Повести Белкина". 6-й класс 2011
Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра, зла, жестокости, равнодушия. Для урока литературы важно привлечь ученика к чтению, привить любовь к книге, к творчеству писателя. В этом отчасти помогает создание учащимися тестов к прочитанным произведениям. Работа по созданию таких тестов всегда увлекательна для шестиклассников, учит внимательному чтению художественного произведения.
-
Творчество В.А. Жуковского в контексте европейской романтической традиции 2003
Работа представляет собой методическую разработку двух уроков - семинарских занятий в 10 классе. Освещаются проблемы художественного перевода, показан процесс работы над переводом и его литературной обработкой. Сравнивается оригинал баллады Саути с переводом В.А. Жуковского.
-
Творчество И.С.Тургенева в контексте межлитературных взаимодействий 2024
В обзорной статье М.В.Осмоловского рассматривается широкий спектр межтекстовых взаимодействий в произведениях И.С.Тургенева – от мотивов и образов древней литературы до более поздних влияний на русского писателя европейской литературы. Отдельно анализируется влияние, оказанное, в свою очередь, творчеством Тургенева на китайскую и русскую литературу 20 века.
-
Творчество калининградского писателя Ю.Н. Куранова (на примере произведений "малого жанра"). 11-й класс 2011
Знакомство с творчеством писателя Ю.Н. Куранова обогатит наши знания и о человеческих отношениях, и о взаимоотношении людей и природы. Произведения Куранова способствуют нравственному воспитанию личности, позволяют почувствовать простоту и красоту вокруг нас и в каждом из нас. Урок рекомендуется проводить в конце 11-го класса в системе уроков "Литература родного края", но можно его использовать и в качестве урока внеклассного чтения в 8–10-х классах.
-
Творчество Марины Цветаевой. Урок-литературная гостиная 2023
Представлен урок – литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой.
-
Творчество Н.А. Некрасова 2008
Занятие рассчитано на материал 6-го класса, связанный с творчеством Н.А. Некрасова. Оно может быть проведено и в старших классах путём добавления и корректирования заданий и вопросов. В ходе увлекательной игровой деятельности у учащихся развивается мотивация к чтению и возникает интерес к изучению классики. Образовательный процесс построен так, чтобы образы, мысли и чувства Н.А. Некрасова стали частью внутренней жизни ребят, оказали влияние на их мировосприятие, формировали их нравственное и эстетическое сознание.
-
Творчество Тэффи: сведения из биографии, своеобразие творчества 2023
Творческое наследие Тэффи не является обязательным для изучения на уроках литературы в старших классах, однако знакомство с произведениями писателей русского зарубежья возможно при изучении предмета «Родная литература». Конспект урока представляет собой лекционный материал о жизненном и творческом пути Н.А.Лохвицкой, примерное задание для самостоятельного выполнения обучающимися. В работе содержатся ссылки на тексты произведений писательница. Материал может быть полезен учителям-филологам.
-
Творчество У.Шекспира 2009
Материал для внеклассного мероприятия или интегрированного урока по зарубежной литературе и МХК. Работа вызвала большой интерес у её создателей и зрителей. Она заставила учащихся обратиться к личности и творчеству поэта с повышенным интересом и вниманием.
-
Творчество учащихся на уроках литературы 2004
Что нужно сделать, чтобы ученик захотел выполнять творческие задания не по принуждению и обязательности, а с удовольствием и желанием и как сделать так, чтобы он не боялся этих уроков, не страшился представлять результаты своего творчества на суд одноклассников и учителей. Наблюдения, размышления, опыт работы в рамках творческих уроков по учебно-методическому комплекту по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и А.Г.Кутузова.
-
Творчество чувашского драматурга Николая Терентьева 2017
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-драматурга Н.Терентьева; дать представление о богатом драматургическом опыте Н.Терентьева; познакомить с персонажами и деталями трагикомедии «Пожарная лошадь».
-
"Театр Древней Греции" 2009
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
-
Театр Островского. Литературная игра. 10-й класс 2012
Цель игры: обобщение изученного материала по теме «Жизнь и творчество А.Н. Островского»; пополнение знаний в области театрального искусства; развитие монологической речи, творческой активности, коммуникативных навыков, умения работать с дополнительными источниками информации; воспитание эстетического чувства, любви к чтению.
-
Театрализованная деятельность на уроках литературы как средство коррекции коммуникативных сфер у обучающихся 2023
Как развивать речь и мышление учащихся с ОВЗ? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, общаться, как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и пониманию слова – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
-
Театрализованно-игровая технология на уроках литературы. Уроки-путешествия "Волшебная страна — Театр" 2008
Театрализовано-игровая технология - это система нестандартных форм уроков литературы. Ученик не только читает художественное произведение, анализирует его; он имеет возможность заниматься поисковой, исследовательской работой, вжиться в тот или иной художественный образ.
-
Театрализованный проект "Петрушка – герой балаганного театра" 2022
Представлен театрализованный проект "Петрушка – герой балаганного театра".
-
Театрализованный урок для 11-х классов по теме: "Выборы короля поэтов" 2010
Урок помогает расширить представления учащихся о творчестве русских поэтов начала ХХ века и рассказывает об одном из событий литературной жизни России.
-
Театрализованный урок литературы по произведению Д.И. Фонфизина "Недоросль" 2012
Цель урока: обучение учащихся анализу драматургии произведения; развитие диалогической и монологической речи.
-
Театральная игра на уроках словесности, как способ развития креативности обучающихся 2009
Через знакомство с театрально-творческой деятельностью происходит накопление эмоционально-чувственного опыта ребенка. Воспитанник становится раскрепощённее, контактнее, эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает мир писателя, литературного произведения и его героев.
-
Театральное мастерство в работе современного учителя на уроках русского языка и литературы 2010
Представлен урок, посвященный формированию представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Воспитывается уважительное отношение к русскому языку и культуре русского народа. Проводится популяризация русского языка и литературы.
-
Театральный урок "Элли находит друзей". 5-й класс 2010
Цель и задачи урока: раскрыть с помощью театрального искусства характер любимых героев; сравнить характеры героев книги, спектакля и мультфильма; воспитывать у учащихся на примере понравившихся героев любимой книги детства чувство взаимовыручки, умение «болеть» друг за друга, взаимопомощи и дружбы.
-
Театральный урок в 5-м классе. Сказка Гофмана "Щелкунчик" 2009
С помощью театрального искусства у учащихся воспитываются лучшие черты характера главных героев сказки: верность, мужество, доброта, любовь и сострадание к ближнему.
-
"Тебе, о Родина, сложил я песню ту…" (урок-концерт) 2007
Урок знакомит учащихся с творчеством Сергея Есенина.
-
Тезисы и методическая разработка урока по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно" 2008
Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно", на котором учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание рассказа, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков 2010
Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности. Механизмом выполнения указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей и интеграции различных дисциплин, направленных на формирование метапредметных умений и навыков. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.
-
Текст урока литературы в 8-м классе "Интегрированный урок математики и литературы" 2008
Совершенствовать умение учащихся логически мыслить, анализировать и делать собственные выводы - предназначение урока. Рассказ А.Платонова "Третий сын" интересен по содержанию и обладает необыкновенной глубиной проникновения в душу каждого человека. Используя математическую схему анализа на уроке, я формирую умение вдумываться в каждую деталь рассказа и делать собственные выводы. Привлечение математической схемы на уроке литературы помогает учащимся осознать важность владения навыком анализа. Формы работы на уроке: беседа по схеме, анализ эпизодов, характеристика героев, сопоставление их поступков; выступление каждого ученика.
-
Текстовые доминантны стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" 2011
Анализ стихотворения Лермонтова с позиций текстовых доминант убеждает нас в том, что последовательность языковых и литературных приемов создает множественную точку зрения, которая и становится центром надсистемы, воспринимаемой как иллюзия самой действительности. Специфическое соотношение множественных составляющих существенно именно для стиля Лермонтова, стремящегося воссоздать соотношение покоя и бури. В результате художественный текст приобретает философское звучание, коррелирующее с темой.