Его басни переживут века!
К.Н.Батюшков
Цель: формирование языковой компетенции учащихся (владение языковыми нормами, обогащение словарного запаса учащихся).
Задачи:
Познавательные:
- углубление знаний учеников о жанре басни на языковом уровне;
- знакомство с литературной игрой центон.
Развивающие:
- развитие навыка лексикологического и стилистического анализа художественного произведения (на примере анализа текста басни И.А.Крылова "Демьянова уха");
- осознание роли и значения слова как главного средства создания художественного образа.
Воспитательные:
- создание условий для формирования интереса к басенному творчеству И.А.Крылова;
- развитие коммуникативных компетенций.
Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний.
Ход урока
Структурные элементы урока | Время |
I. Организация начала занятия. Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку. Обращение к эпиграфу к уроку. (Эпиграф записан на доске). Эпиграф к уроку - слова К.Н.Батюшкова: "Его басни переживут века!" У: Что такое эпиграф, для чего он нужен? У: Эпиграф - изречение или цитата, предпосланное произведению (уроку), сосредотачивающее мысль на идее произведения (урока). У: О ком слова К.Н.Батюшкова? Почему у К.Н.Батюшкова была уверенность в том, что басни И.А.Крылова переживут века? У: И детям и взрослым интересно читать басни Крылова. Басни помогают нам в чужих недостатках узнавать свои, помогают стать лучше. У: Да, среди нас есть такие беспечные лентяи, как Стрекоза, или такие же привередливые, как разборчивая невеста. Мы и сегодня произносим многие выражения из басен И.А.Крылова, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, иногда даже не задумываясь, откуда они: "А Васька слушает да ест", "Слона-то я и не приметил", "А ларчик просто открывался" и так далее. У: Ребята, а как называются такие выражения? У: Афоризмы (крылатые выражения). У: А что такое афоризмы? У: Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника. У: Вот об этом мы как раз сегодня и поговорим, ведь, действительно, многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами. (Запись эпиграфа и темы в тетрадь). II. Проверка выполнения домашнего задания. У: давайте сразу обратимся к вашему домашнему заданию. Что вам нужно было сделать? У: Выписать из басен И.А.Крылова выражения, которые стали крылатыми, определить их значение, в какой ситуации их можно было бы использовать? 1 человек работает у доски. Список басен, с которыми должны были поработать ребята, оговаривались заранее. Вариант оформления работы: Афоризм Значение Название басни "А Васька слушает да ест" Один говорит, а другой не обращает на него внимания "Кот и повар" "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь" Каждый должен заниматься своим делом "Квартет" "А ларчик просто открывался" Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить "Ларчик" "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник" Каждый должен заниматься своим делом "Щука и кот" "Великий зверь на малые дела" О людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны "Воспитание льва" "Ворона в павлиньих перьях" О человеке, который присваивает себе чужие достоинства "Ворона" "Да только воз и ныне там" Дело не двигается, стоит на месте "Лебедь, Щука и Рак" "Демьянова уха" Насильное чрезмерное угощение "Демьянова уха" "Как белка в колесе" Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов "Белка" "Как под каждым ей листком был готов и стол и дом" Характеристика легко достигаемой, без труда, материальной обеспеченности "Стрекоза и муравей" "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку" Взаимная лесть "Кукушка и петух" "Медвежья услуга" Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность "Пустынник и медведь" "Огурец с гору" Чрезмерное преувеличение "Лжец" "Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем" Каждый должен заниматься своим делом "Скворец" "Слона-то я и не приметил" Не заметить самого главного, важного "Любопытный" В это время фронтальный опрос (те определения, которые нам понадобятся на уроке): жанр басни, жанровые признаки басни, композиция басни, аллегория, где мы уже встречались с использованием аллегории? К какому литературному роду относятся басни? Тематика басен. Проверка домашнего задания: 1)проверка работавших у доски; у 3-х учащихся было индивидуальное домашнее задание; 2) 3 учащимся были предложены пары слов: ум - глупость, товарищество - равнодушие, смелость-трусость. Как называются такие слова? у: Антонимы - слова с противоположным лексическим значением. Нужно было подобрать примеры из басни, которые могут проиллюстрировать те или иные качества. Учащиеся называют свои примеры. III. Закрепление знаний и способов действий. У: Ребята, а какое крылатое выражение вы вспомните, когда вы не хотите есть, а вас очень просят испробовать какое-либо угощение? У: "Демьянова уха". У: Ребята, вот на этой басне мы остановимся подробнее. Давайте еще раз обратимся к теме урока и подумаем, что необычного в этой басне. (Крылатым выражением стало заглавие басни). Обратимся к истории создания этой басни. Сообщение учащегося. задание давалось заранее. У: А чтобы нам интереснее было представить саму басню, ребята нам сейчас ее представят. Инсценировка басни. "Демьянова уха".
У: Басня сразу стала очень популярной. В "Словаре церковно-славянского и русского языка" (1847 г.) словарная статья на существительное уха иллюстрируется примерами из этой басни, что тогда было большой редкостью. Давайте, подумаем и посмотрим, каким образом Крылов достиг того, что басня получила такое распространение, а ее заглавие стало крылатым выражением? Мы говорили, что часто в основе басен И.А.Крылова лежит - диалог (как композиционный прием). Многие басни Крылова представляют собой сценки. А как строится эта басня? У: тоже в форме диалога, но только у второго героя почти только 2 фразы. Все внимание автора сосредоточено на хозяине. У: А как вы думаете, почему до середины басни автор не дает имен своим героям? О чем это свидетельствует? (Обобщенность образов). Сама басня построена на фольклорном материале. Именно в ней проявляются глубокие знания автором народного быта. Только в русском языке если хозяева гостеприимны, как о них скажут? У: хлебосольные. Давайте посмотрим. У вас на парте примеры русских пословиц, в которых нашли отражение разные стороны жизни народа:
У: Какая пословица близка содержанию басни? Почему? Теперь давайте посмотрим, с помощью каких художественных средств автор достигает яркости, выразительности образов? Обратите внимание на слова: соседушка, тарелочку, ушицу, кусочек, ложечку, лещик. Что в них особенного? У: используются уменьшительно-ласкательные суффиксы. У: Где мы уже встречались с такими примерами? У: В былинах. У: Для чего в былинах использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы? Для чего здесь? У: В былинах использование уменьшительно-ласкательных суффиксов помогало выразить авторское отношение к богатырю, здесь же они нужны, чтобы придать словам экспрессивную окраску. У: Описание ухи? У: "Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" - сравнение. Делает описание более ярким, выразительным. Объясним выражения: Сыт по горло - "наелся до сыта". Нужды нет - "все равно, не имеет значения". Нужда встречается с ударением как на первом слоге, так и на втором. Нормативными были оба ударения. У: А какие выражение создают в басне живые разговорные интонации? У: междометие "ей-же-ей". У: На чьей же стороне симпатии автора? Из каких слов это следует? У: На стороне гостя, об этом свидетельствует эпитет "бедный" - "несчастный". У: Ребята, так о чем же предупреждал И.А.Крылов? О чем говорится в морали басни? У: Во всем надо знать меру, надо уметь вовремя остановиться. IV. Контроль и самопроверка знаний. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Задание "Центон" Развитие информативной компетенции. Аспект - планирование информативного поиска. Первичный уровень Просмотрите текст, содержащий информацию о центоне, истории его возникновении. Выпишите определение центона, правила, по которым создавался центон. Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по-латыни означало "одеяло из цветных лоскутов". Центон строился особым образом: стихотворные строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя. Позже составление нового произведения из строк стихов стало литературной игрой. Определение центона Центон - это: Правила создания центона 1. 2. 3. 4. Окончательный вариант, который должен получиться у учащихся: Определение центона Центон - это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой. Правила создания центона 1. Определитесь с выбором стихотворений, с которыми будете работать. 2. Выберите строчки с одинаковой рифмой. 3. Проверьте, появляется ли новый смысл в строчках, которые вы будете рифмовать. 4. Запишите выбранные строчки в стихотворные строфы. Развитие информативной компетенции. Аспект - извлечение вторичной информации. Первичный уровень. Внимательно прочитайте текст - центон, составленный по басням И.А.Крылова. Определите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки, выпишите строки и запишите названия басен:
Ребята, выполняя задание, работают в парах. Название басни Строки из басни Окончательный вариант, который должен получиться у учащихся: Название басни Строки из басни "Зеркало и обезьяна"
"Ворона и лисица" "Спой, светик, не стыдись!" "Осел и соловей"
"Щука и кот"
"Крестьянин и работник" "Медведь взревел:" "Волк и журавль" "По счастью, близко тут Журавль случился. "Скворец"
V. Подведение итогов занятия. У: Ребята, сегодня мы с вами посмотрели немножко с другой стороны на басни И.А.Крылова. Мы постарались выявить специфические особенности языка басен И.А.Крылова, поработали с текстом басни "Демьянова уха", познакомились с литературной игрой центон. VI. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Опираясь на материал урока, создать презентацию по басням И.А.Крылова. Что высмеивает писатель в своих произведениях, какие человеческие недостатки? В качестве примера привести афоризмы из басен, их лексическое значение. |
5 мин. 10 мин. 15 мин. 10 мин. 2 мин. 3 мин. |