Текст этого небольшого по объему стихотворения мы анализировали с семиклассниками. Взяли его для того, чтобы попробовать написать рецензию. Я пыталась вызвать у ребят интерес к тексту и помочь им найти подступы к его анализу.
Ивана Алексеевича Бунина ученики 7 класса знают как прозаика по рассказам “Цифры” и “Лапти” и немного как поэта.
Приступая к работе над текстом, задаю детям вопрос: Когда вы слышите слово “листопад”, какие ассоциации у вас возникают? Ответы получаю самые разнообразные, записываем их на доске, объясняем. Затем обращаемся к стихотворению: интересно узнать, как это слово звучит у поэта. Читаем текст.
Листопад
Льет дождь холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре.
Можно ли сказать, что здесь рассказывается о листопаде? – Нет. – О чем же? Что является предметом, объектом внимания автора? (Это тема текста.) Составляем смысловые гнезда:
Делаем вывод о том, что автор говорит о поздней осени, о начале зимы, о переходе природы из одного состояния в другое.
Почему же Бунин дает именно такое название стихотворению? Ведь о листопаде всего одна строка: “Кружатся листья по полянам”. (Основная мысль текста – главная мысль произведения, выражающая отношение автора к действительности, к предмету своего внимания.) В ходе беседы приходим к мысли о том, что поэт тоскует по уходящей красоте, по движению, символизирующему жизнь, и настроение у него грустное. А вы что испытываете, когда читаете бунинский текст? Понятна ли вам позиция автора?
Обращаем внимание на то, что поэта интересуют не отдельные детали, из которых складывается картина. Эти детали (дождь, листья, гуси…) находятся в едином пространстве. Проследим за взглядом художника слова:
Эта закономерность говорит о широте авторского взгляда на явления, происходящие в окружающем его мире, и вместе с тем о стройности анализируемого текста.
Переходя к разговору о языковых средствах исходного текста, ребята в первую очередь видят в нем изобразительные средства (тропы) и без особого труда их называют. Картина осени – зимы рисуется автором с помощью эпитетов: дождь “холодный”, “длинный” караван, леса “багряны”, “морозное” серебро; сравнения: “дождь холодный, точно лед”; метафор-олицетворений: “кружатся листья”, “караван гусей”, “дымы встают столбами”, “дни идут”, “земля в серебре”.
Произвести впечатление на читателя, вызвать в его душе отклик помогают выразительные средства языка (фигуры речи). Это антитеза, которая присутствует во всем стихотворении: движение в первой строфе и его отсутствие в последней строке, дождь и “морозное серебро”, беспорядочное движение (“кружатся листья”) и строго направленное (“гуси держат перелет”); инверсия в первой строфе, с помощью которой на первое место выходит действие: “льет дождь”, “кружатся листья”; звукопись представлена аллитерацией на звуки [л], [д], [т] в начале и на звук [р] в конце первой строфы и ассонансом на звук [о] (в первой строке он встречается пять раз) и на звук [а] (во второй строке он повторяется семь раз), что позволяет говорить о смене настроения в тексте. Если затронуть вопрос о цветописи, то она здесь не очень яркая: “лед”, “дымы”, “багряны”, “серебро”. Как видим, преобладают ахроматические цвета. Обратим внимание на багряный цвет. Спрашиваю у ребят: “Значение его в данном тексте такое же, как и в знакомом с пятого класса отрывке из другого стихотворения И.А.Бунина и тоже с названием “Листопад”:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной?”
– Нет. В нашем тексте леса багряны не оттого, что они покрыты разноцветными листьями, а потому, что автор их увидел зимой на заре.
Относительно новый материал для семиклассников – синтаксические средства языка. Посмотрим на предложения в стихотворении. Их всего три: первое и третье бессоюзные сложные, и второе – простое нераспространенное. В виде схемы это выглядит так:
Как все четко: определенность, стройность формы текста и соответствие каждого из трех предложений трем микротемам (осень – время – зима)! И “но” здесь не “сочинительный противительный союз”. Через него автор передает неизбежность течения времени и свою грусть об ушедшем.
Наблюдение за глаголами – сказуемыми показывает, что все они стоят в настоящем времени и плавно переходят в краткие прилагательное – сказуемое “багряны” и причастие- сказуемое “недвижимы”, а в последнем предложении совсем отсутствуют. О чем это может говорить? Так поэт показывает постепенный переход природы из одного состояния в другое, от жизни ко сну. Самый “живой” глагол в тексте – “кружатся”, он же и самый “веселый”.
Не проходим мимо и “серьезного” словосочетания (высокий стиль) – “держат перелет”. Почему поэт не говорит просто: гуси летят на юг? Дети замечают, что Бунин к этому явлению относится серьезно и с уважением, сравнивая его с тем, как человек держит свой путь.
И совсем коротко об элементах стихосложения. Стихотворение написано четырехстопным ямбом (--' --' --' --') с использованием пиррихия (двусложная безударная стопа – пропуск очередного метрического ударения – в ямбе и хорее) во всех строках, кроме первых в каждой строфе. Рифмовка разная: в первом четверостишии – кольцевая, во втором – перекрестная. Рифма в основном точная, как мужская, так и женская.
Заканчивая работу над текстом стихотворения И.А.Бунина “Листопад”, ребята говорят о том, что этот текст содержит загадку, заставляет думать о серьезных вещах, что автор его – И.А.Бунин – поэт интересный.