Красноярские писатели в годы Великой Отечественной войны

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


(Слайд 1)

(к проведению данного урока возможно привлечение учащихся, которые расскажут о писателях)

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с военной биографией трёх Красноярских писателей.
  2. Воспитывать уважительное отношение учащихся к жизни и творчеству писателей Красноярского края.
  3. Развивать внимательность учащихся, умение слушать собеседника, способность анализировать услышанное.
  4. Корригировать звукопроизношение в самостоятельной связной речи учащихся.

Оборудование к уроку: проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Организационный момент.

– Снимите аппараты, наденьте наушники, включите аппаратуру.

(Ученики: «Мы надели наушники, включили аппаратуру. Мы слышим хорошо».)

– Послушайте. (произносится за экраном). К какому уроку вы приготовились?

(«Мы приготовились к уроку литературы».)

– Над какими дежурными звуками мы работаем в этом месяце?( выделенное словосочетание произносится за экраном)

Андрей: «В этом месяце мы работаем над звуками Ж, Ш».

Учитель:

– Говорите внятно и понятно.

– Будем проводить речевую зарядку.

– Послушайте, как скажу я.

Прошел всю войну,
ушел на фронт,
писатели Красноярского края,
Иван Иванович Пантелеев служил в воздушно-десантных войсках.

– Скажем вместе.

Прошел всю войну,
ушел на фронт,
писатели Красноярского края,
Иван Иванович Пантелеев служил в воздушно-десантных войсках.

– Послушайте: ушел на фронт. (словосочетание произносится за экраном) Кто услышал? Повтори.

Вика: «Я услышала. Ушел на фронт».

– Миша, прочитай последнее предложение.

Иван Иванович Пантелеев служил в воздушно-десантных войсках.

Беседа по теме урока.

– Скажите, какой праздник будут отмечать 9 мая?

(Яна: «Будем отмечать День Победы».)

– Послушайте, скажу я

(Будем отмечать 65 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне).

– Скажем вместе.

( Будем отмечать 65 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне).

Учитель: 9 мая 2010 года будут отмечать65 годовщину Победы над фашизмом. Люди будут вспоминать своих родных и близких, которые погибли на войне, сражаясь за Родину. И сегодня на уроке мы будем говорить о писателях Красноярского края, которые также были участниками Великой Отечественной войны.

Учитель: Для рассказа об участии В.П. Астафьева в годы войны расскажет Андрей.

Рассказ учащихся о писателях Красноярского края с опорой на компьютерную презентацию.

Андрей: «В.П. Астафьев в годы Великой Отечественной войны».

(Слайды 2-10)

Осенью 1942 года В.П. Астафьев уходит добровольцем на фронт. За войну В.П. Астафьев награжден орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши». В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям. Его военная биография не отражена полностью в его творчестве. Но о его участие в этом страшном и праведном деле мы читаем со страниц его рассказов, книг о войне: «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Горсть спелых вишен». На войне он встретил свою судьбу, свою жены Марию Семеновну. И прожил с ней долгую, счастливую, но в тоже время трудную семейную жизнь.

Учитель: А сейчас я вам задам вопросы, а вы подумайте и ответьте.

В каком году В.П. Астафьев ушел на фронт? (Слайды 11-12)

Вика: Осенью 1942 года В.П.Астафьев ушел добровольцем на фронт.

Где В.П. Астафьев познакомился со своей будущей женой? (Слайд 13)

Миша: На войне он встретил свою жену.

Учитель:Молодцы ребята. А сейчас я приглашаю Яну рассказать о Г.К.Суворове.

Яна: «Георгий Кузьмич Суворов в годы Великой Отечественной войны».

(Слайд 14-21)

Г.К. Суворов родился в 1919 году и умер 1944 году. 1941 году молодой поэт ушел на фронт, сражался под Москвой в знаменитой Панфиловской дивизии, был ранен и после лечения в одном из подмосковных госпиталей попал в стрелковую дивизию Ленинградского фронта. С конца 1943 года командовал взводом бронебойщиков. Офицер и поэт Г. Суворов не дожил до радостного Дня Победы.13 февраля 1944 года, уже после снятия блокады Ленинграда, во время форсирования реки Нарвы он погиб. Было ему тогда всего лишь 25 лет. В месте с другими бойцами он похоронен в братской могиле в городе Сланцы Ленинградской области. Внес весомый творческий вклад в поэзию Великой Отечественной войны. Посмертно была издана книга стихов Г. Суворова «Слово солдата». О нём говорили «Поэт. Воин. Сибиряк». И в память об этом замечательном поэте, я бы хотела прочитать наизусть его стихотворение «Мы тоскуем и скорбим».

(Слайд 22-25)

Мы тоскуем и скорбим.
Слезы льем от боли.
Черный ворон. Черный дым.
Выжженное поле.
А за гарью, словно снег,
Ландыши без края.
Рухнул наземь человек –
Приняла родная.
Беспокойная мечта –
Не сдержать живую.
Землю милую уста
Мертвые целуют.
И уходит тишина...
Ветер бьет крылатый.
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом.

Учитель: Спасибо Яна. А вам ребята я предлагаю ответить на вопрос.

(Слайд 26-27)

В каком году Георгий Кузьмич Суворов ушел на фронт?

Ира: В 1941 году Георгий Кузьмич Суворов ушел на фронт.

Учитель: Молодцы. А продолжить рассказ о жизни Красноярских писателей в годы Великой Отечественной войны, я приглашаю Ирину.

Ирина «Иван Иванович Пантелеев в годы Великой Отечественной войны».

(Слайд 28-32)

И.И. Пантелеев родился в 1924 году. Коренной Сибиряк. Юным парнем, уйдя на фронт, с автоматом в руках прошагал всю войну, от её начала и до конца. Служил в воздушно-десантных войсках. Участвовал в боях на Карельском, Втором и Третьем Украинских фронтах. За бои на подступах к столице Австрии Вене награжден орденом Отечественной войны II степени. Умер И.И. Пантелеев 1994 году.

Учитель: Ребята, прочитайте вопрос, подумайте и ответьте.

(Слайд 33-34)

В каких войсках служил Иван Иванович Пантелеев?

Яна: Иван Иванович Пантелеев служил в воздушно-десантных войсках.

Итог урока.

– Что мы делали на уроке?

(Миша: «Мы говорили о писателях Красноярского края»).

– Что вам понравилось и запомнилось на этом уроке?

(Миша: «Я узнал о наградах В.П. Астафьева».

Яна: «Я узнала об участие Красноярских писателей в Великой Отечественной войне».)

– Послушайте оценки за урок. (Оценки произносятся за экраном).

(Яна, Андрей, Ирина – пять. Вика, Миша – четыре.)

– Урок окончен. Снимите наушники, выключите аппаратуру, наденьте индивидуальные слуховые аппараты.

Фотоотчет с урока – Приложение 1, Самоанализ урока – Приложение 2.