Краеведческий материал на уроке литературы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)

Загрузить презентацию (46 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (24 МБ)


Любовь к родному краю, знание
его литературного наследия – основа,
на которой осуществляется рост
духовной культуры всего общества.

Д. С. Лихачёв

Презентация 1 (Слайды 1, 2)

Сегодня на уроках литературы и во внеклассной работе мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. 

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Многие были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. У каждого из нас есть еще свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, село, деревня, где мы родились – и они не сравнимы ни с чем. Это наш порог жизни, наша малая родина.

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать литературу и тех, кто создает ее.

Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с литературой

Ярославской области, родного Большесельского района, вызывает гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.

Краеведение тесно связано с преподаванием литературы, русского языка, с туризмом, очными или заочными экскурсиями, походами по родному краю.

(Слайд 3).

Цели и задачи литературного краеведения:

  • воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
  • развивать культуру чтения школьников;
  • развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
  • способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать речевую культуру школьников;
  • учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края;
  • формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание…

Педагогическая значимость краеведческой деятельности велика, так как использование ее материалов позволяет учителю сделать свои занятия более живыми, конкретно-наглядными, содержательными, а это открывает новые возможности для творческой, исследовательской работы учителя и учащихся.

Много лет я занимаюсь литературным краеведением в школе. Сначала это были литературные краеведческие кружки, потом час из регионального компонента, потом вновь кружки, сейчас это больше внеклассная работа.

(Слайд 4). Так, например, мы создали свою эмблему, отражающую наше обращение к литературному краеведению.

(Слайд 5). У нас всегда чёткое распределение обязанностей на целый учебный год:

– Председатель Совета краеведов.
– Заместитель председателя Совета краеведов.
– Руководитель лекторской группы.
– Редактор «Литературной газеты» (оформления заметок, стендов…)
– Экскурсоводы.
– Корреспонденты.
– Художники-оформители.

При такой организации учителю легче заинтересовать школьников.

(Слайд 6). Основными направлениями в моей работе на сегодняшний день является использование краеведческого материала на уроках литературы, а именно: на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности.

(Слайд 7). Литературное краеведение позволяет школьникам ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры своей малой родины – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Поэтому мы сначала обращаемся к фольклору, потом к литературе различных веков, обязательно останавливаемся на литературе Юхотского края с прошлых времён до настоящего времени.       

(Слайд 8)

Формы и методы работы учителя и учеников разнообразны:

– Выступления на различные темы.
– Участие в районных и областных конкурсах.
– Работа с архивными материалами.
– Проведение вечеров, утренников, поэтических часов.
– Выпуск газет, оформление стендов, альбомов…
– Подготовка презентаций.
– Фотосъёмка.
– Использование текстов краеведческого материала при подготовке к экзаменам и мн. др.

Остановлюсь подробнее на использовании краеведческого материала на современных уроках литературы. Преподавание её в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому, начиная работать по программе Г. С. Меркина (5-9 классы) и С. А. Зинина, В. А. Чалмаева (10-11 классы) я увидела прекрасную возможность использовать литературное краеведение, применяя различные формы работы с учениками. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо  проводить указанные творческие мероприятия, либо разработать свою программу. Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на литературном краеведении, наиболее значимую для определённого края. Какую ещё даёт возможность программа этих авторов? Это особый подход к изучению различных этапов жизни и творчества писателя, его отношения к искусству, творчеству, людям. Например:

(Слайд 9)

5 класс – детство писателя
6 класс – годы учения
7 класс – творческая лаборатория писателя
8 класс – своеобразие личности
9 класс – основные вехи творческой биографии
10-11 класс – книга – писатель

Как показывает практика, внеурочная деятельность, планирование уроков внеклассного чтения с использованием краеведческой литературы даёт оптимальный результат.

Главное, чтобы это было правильно спланировано и отвечало всем требованиям программы по литературе и государственному стандарту. Пришлось развернуть огромную творческую мастерскую. Что у меня получилось, когда я работала над составлением рабочей программы по предмету, я попробую продемонстрировать. Хочу сказать, эти мероприятия в начале учебного года обговариваются с учениками и готовятся.

(Слайды 10-16)

5 класс

Раздел программы

Виды деятельности

Краеведческий материал

1. Из мифологии В литературной гостиной Легенды, мифы, предания своего края.
2. Из устного народного творчества. Конкурс рисунков, выразительное чтение и пересказ сказки. Сказки писателей  Ярославской области.
3. Поэзия 19 века Конкурс стихов. Презентация. Родная природа в поэзии И.З.Сурикова и русских художников. (Презентация 2)
4. Н.А.Некрасов Устный журнал Карабиха в жизни поэта Н.А.Некрасова.
5. Родная природа в произведениях писателей 20 века Встреча с поэтами Стихи поэтов Юхотского края.

6 класс

1. А.С.Пушкин Беседа. Выставка книг. А.С.Пушкин и Ярославский край
2. Н.А.Некрасов Творческая мастерская Н.А.Некрасов и художники-передвижники
3. Н.М.Рубцов Конкурс чтецов Поэты Юхотского края о родине, природе, о себе.

7 класс

1. Из устного народного творчества «Посиделки» в литературной гостиной Песни И. З. Сурикова
2. Н.А.Некрасов Литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок»
3. М.Е.Салтыков-Щедрин Час поэзии Крестьянский труд и судьба землепашца в стихах русских поэтов и  поэтов-суриковцев.
4. К.Г.Паустовский Конкурс рисунков и стихов собственного сочинения. «Каждый край по-своему прекрасен» (о своей малой родине).
5. А.Т.Твардовский Утренник. Презентация о войне. Ярославские поэты о Великой Отечественной войне. (Презентация 3)

8 класс

1. А.А.Фет Заочная экскурсия. Москва в жизни И. З. Сурикова
2. Из литературы 20 века Презентация По Волге-реке: Ярославль и ярославцы, города «Золотого кольца».
3. А.Т.Твардовский Беседа. Выставка книг «О России – с болью и  любовью». Проза Ярославского края о Великой Отечественной войне.

9 класс

1. Из древнерусской литературы Час эстетического воспитания «Слово о полку Игореве» в истории русской культуры.
2. Из поэзии Серебряного века Защита рефератов Многообразие поэтических голосов эпохи I половины XX века в литературе края.
3. А. И. Солженицын Устный журнал Люди и их любовь ко всему живому на земле в произведениях Ярославского (Юхотского) края.

10 класс

1. А. Н. Островский Заочная экскурсия. Презентация. Ярославль – Ф. Волков – русский театр. (П. Ковалёва–Жемчугова). (Презентация 4)
2. Н. А. Некрасов Литературная гостиная Некрасовские мотивы в произведениях русских поэтов 19 -20 вв.
3. М. Е. Салтыков-Щедрин Презентация. Доклады. Фольклорные мотивы края в сказках
М. Е.Салтыкова-Щедрина

11 класс

1. У литературной карты России Заочная экскурсия М. М. Пришвин. Родина в судьбе писателя.
2. Литература Великой Отечественной войны Час поэзии Фронтовые страницы русской поэзии Ярославского края.
3. Новейшая современная проза и поэзия Устный журнал «С чего начинается Родина?»

 (Слайды 17-20). Краткий рассказ о достижениях в работе по литературному краеведению в школе.

(Слайд 21). Человеку присуща любовь к Родине. С чего она начинается? Один скажет: «С маленькой деревеньки». Другой добавит: «С большого города». Третий скажет: «С великих людей края», а четвёртый: «С бескрайних степных просторов» и т. д. И каждый будет по-своему прав. Родина – это много: это тропинка, ведущая в берёзовую рощу, это и родная улица, где мы живём, это дом, семья. Это все мы с нашими радостями и заботами.

Родины себе не выбираем,
Имени себе мы не даём.
Землю, где родились и живём,
С детства называем отчим краем.

(Слайд 22). Хочется сделать некоторые выводы:

1. Для успешного обучения и воспитания школьников словеснику необходимо знать, умело использовать в педагогической деятельности материалы литературного краеведения.
2. Учебным заведениям по мере возможности способствовать преподаванию литературного краеведения.
3. Организовать изучение литературы края на уровне района (конференции, круглые столы, мастер – классы, творческие мастерские, презентации по тем или иным темам…).

Подводя итоги своего выступления, хочу процитировать слова Д. С. Лихачёва: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Эту возможность предоставляет нам использование в своей работе материалов литературного наследия родного края, воспитание в школьниках положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни.